Файл: Разработка плана маркетингового исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 371

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Разработка и реализация плана маркетингового исследования гостиниц города Казани

2.1. Характеристика базы исследования

Республика Татарстан по количеству гостиничных постояльцев среди российских регионов входит в пятерку лидеров. Согласно официальным статистическим данным по итогам 2017 г. наблюдается рост гостиничной загрузки в городе Казань. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года этот показатель вырос на 21 %[44].

В столице Татарстана на первое января 2018 г. а в Казани осуществляют свою деятельность 287 гостиниц и 55 хостелов[45].

На данный момент средняя продолжительность пребывания граждан РФ и других государств в исследуемых гостиницах составила 3 дня. Гости столицы республики в сутки тратят, в среднем, порядка трех тысяч рублей.

По данным предоставленным фирмой «Инвест-Аудит», которая провела исследование обеспеченности гостиницами Казани, показатели среднегодовой загрузки казанских гостиниц в 2017 г. составляли 48 %[46]. При этом, шесть ведущих казанских учреждений гостеприимства, которые относятся к сегменту три-пять звезд, загружаются более, чем на шестьдесят процентов. На долю этих шести гостиниц приходится 25 процентов всего номерного фонда Казани (см. рис. 5).

На данный момент гостиничный бизнес в Казани считается одним из самых развитых в России. На гостиничном рынке Казани сложилась диспропорция. Конкуренция в категории трех- и четырехзвездочных отелей ощущается уже сейчас, однако в этот сегмент приходят все новые и новые игроки.

Рисунок 5. Структура рынка гостиничных услуг города Казани

Загрузка отелей города медленно, неравномерно, но растет[47] (рис. 6).

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 6. Динамика загрузки казанских гостиниц 2011-2017 гг. (в %)

Номерной фонд в столице Татарстана составляет 9 300 номеров. По такому показателю, как обеспеченность гостиницами на тысячу жителей, Казань лидирует среди всех городов Волжского кластера, в которых проходит Чемпионат мира по футболу.


Рисунок 7. Динамика загрузки казанских гостиниц 2011-2017 гг.

Основная масса отелей уровня «две звезды» - это очень старые, обшарпанные гостиницы либо общежития, в которых абсолютно не развиты никакая инфраструктура, как правило, отсутствует и дополнительный сервис. Строительство гостиниц эконом-класса очень перспективное направление. В Европе, к примеру, очень популярны среди студентов и у населения с низким уровнем дохода хостелы - недорогие комфортабельные гостиницы. В последнее время популярность в городе набирает и данный вид размещения, хотя еще в 2012 г. этот сегмент рынка был практически не развит. Сейчас в Казани работает 55 хостелов.

2.2. План маркетингового исследования гостиничных услуг отелей г. Казань

Конечной целью маркетинговых исследований является выявление целевого рынка, на котором гостиница может реализовать свои услуги с наибольшей эффективностью.

Итак, при изучении рынка гостиничных услуг города Казани использовалась существующая статистическая информация, предоставленная в сети Интернет, а также использовалась вторичная информация в виде опроса потребителей и работников гостиничной индустрии.

Исследуя рынок гостиничных услуг Казани, можно выделить следующие задачи:

1) изучение характеристик рынка гостиничных услуг.

В связи с повышением остроты конкурентной борьбы каждой гостинице Казани необходимо занять определенную часть рынка, сформировать список постоянных клиентов, и стремиться его расширить за счет потенциальных клиентов. Для достижения данной цели практически все отели города проводят маркетинговые исследования в области тщательного изучения рынка гостиничных услуг г. Казани и его характеристик.

Нами представлен пример комплексного маркетингового исследования гостиничного предприятия «Старый Город» для того чтобы раскрыть основные вопросы, которые решает гостиница при выходи на рынок с помощью методов маркетинговых исследований.

В процессе вхождения на рынок, гостиницей «Старый Город» был проведен опрос потребителей рынка гостиничных услуг. В опросе потребителей рынка гостиничной индустрии участвовало 450 человек. В результате было установлено следующее:


  • главными потребителями гостиничных услуг являются мужчины (72%);
  • преобладающее большинство потребителей в возрасте 30-40 лет;
  • из иностранных гостей большинством являются граждане Франции, Германии, Китая и Средней Азии;
  • в 80 % иностранные туристы приезжали в Казань с экскурсионно- познавательными целями. Около 15% человек посещали Казань с иными целями – в связи с поступлением в вуз, на свадьбу к знакомым и другое. Лишь 5% опрошенных приехали в Казань с целью посещения различных деловых мероприятий, форумов и конференций;
  • в большинстве случаев выбор гостиницы зависит от цены и от месторасположения, которое играет особенно большую роль у гостей;
  • наиболее важными гостиничными услугами большинство опрошенных считает наличие удобств в номере, бесплатный завтрак, наличие ресторана в гостинице, ежедневную уборку и смену белья, а также возможность стирки одежды. Важными также считаются наличие телевизора и телефона в номере и спортзала в гостинице;
  • основными недостатками гостиничного обслуживания опрошенные указали высокие цены и не всегда вежливое обслуживание персонала.

Рисунок 8. Профессионально-социальный статус потребителя гостиничных услуг по данным исследования гостиницы «Старый Город

2) анализ конкурентоспособности и конкурентных преимуществ.

Маркетинговый отдел гостиницы «Korston Club Hotel Казань»[48] провел исследование конкурентоспособности предприятия в сравнении с другими отелями города, противопоставив их по инфраструктуре и площадям для конференций, выделив конкурентные преимущества Корстона (см. таблицы 2, 3).

Таблица 2

Лидеры по инфраструктуре среди ведущих гостиничных предприятий города Казани по данным маркетингового отдела гостиницы «Korston Club Hotel Казань»

Общая площадь
гостиницы, тыс. кв.м.

Площадь
Wi-fi, %

Территория

общепита

Кол-во

этажей

Кол-во
мест
в паркинге

кол-во

залов

кол-во

мест

1

«Гранд Отель Казань»

95

4

300

17

100

2

«Шаляпин Палас
Отель»

100

2

200

5

40

3

Hayall

50

1

100

9

80

4

«Волга»

80

2

80

5

20

5

Ibis Kazan

100

1

100

5

20

6

«Ривьера»

100

3

204

25

384

7

Korston Club Hotel

100

7

728

6

200


Таблица 3

Лидеры по площадям для конференций среди ведущих гостиничных предприятий города Казани по данным маркетингового отдела гостиницы «Korston Club Hotel Казань»

Общая площадь
конференц-залов, кв. м

Кол-во мест

Кол-во

конференц-

залов

1

Korston Club Hotel

2 600

3 600

5

2

«Гранд Отель Казань»

450

680

4

3

«Шаляпин Палас Отель»

320

325

4

4

Hayall

214

187

2

5

Ibis Kazan

70

100

2

6

«Волга»

44

50

1

7

«Ривьера»

778

735

6

Анализ таблицы 2 дает возможность сделать вывод о том, что у отеля Korston Club Hotel максимальная площадь покрытия Wi-fi, которая составляет 100 %. Приведённые в таблице данные позволяют сделать вывод, что не у всех гостиниц такие высокие показатели. Территория общепита так же максимальная – 7 залов в общей сложности на 728 посадочных мест. Так же отель на втором месте по количеству мест в паркинге.

Согласно таблице 3, Korston Club Hotel по количеству конференц-залов на втором месте. Но у данного отеля самые большие и вместительные залы. В общем объёме они составляют 2 600 кв. м. на втором месте по площади «Ривьера» - всего 778 квадратных метров. По количеству посадочных мест - Korston Club Hotel абсолютный лидер – 3 600 мест. На втором месте по количеству мест «Ривьера» - всего 735 мест.

Таким образом, из данного анализа первичной маркетинговой информации можно сделать вывод, что комплекс гостиницы Корстон занимает свою уникальную нишу на рынке гостиничного и развлекательного бизнеса. Конкуренция со стороны гостиниц подобного уровня практически отсутствует, что позволит комплексу надолго сохранить свои конкурентные преимущества и устойчивую позицию на рынке.

3) анализ ассортимента продукции.

Гостиница «Волга» [49] при помощи специальных маркетинговых организаций у провела исследование в области реализации гостиничных продуктов и услуг.


Таблица 4

Объем реализованных услуг гостиницы «Волга»

Наименование услуги

Объем реализации, тыс. руб.

Изменения

2016

2017

+/-

%

1. Объем реализованных услуг

9 450

11 700

2 250

19,2

2. Основные гостиничные услуги

8 790

9 995

1 205

12,0

3. Дополнительные услуги

660

1 705

1 045

61,3

Согласно данным проведенного исследования (см. табл. 4), мы можем узнать, о том, что: доля доходов от гостиничных услуг отеля «Волга» в общей сумме доходов составляет 94,3%. Объем реализованных услуг гостиницы «Волга» увеличился на 19,2 % в 2017 г., прибыль гостиницы увеличилась на 39,3 %. При этом объем реализации основных гостиничных услуг отеля «Волга» увеличился на 12 % в 2017 г. А объем реализации дополнительных услуг гостиницы «Волга» увеличился на 61,3 % в 2017 г.

4) изучение клиентов методом анкетирования.

Для исследования клиентов и потенциальных клиентов, и выявления необходимости каких-либо изменений в предоставлении услуг хостела «Daily» нами было проведено анкетирование 20 человек – клиентов хостела. Возраст респондентов варьируется от 18 до 45 лет, большинство в возрасте от 21 до 35 лет. Анкетирование проводилось анонимно, при этом респондентам сообщалась цель исследований.

Таблица 5

Результаты исследования клиентов и потенциальных клиентов, и выявления необходимости каких-либо изменений в предоставлении услуг хостела «Daily»

1. Вы приехали в хостел «Оаііу»

из дальнего зарубежья

16%

из ближнего зарубежья

20%

из РФ

64%

2. Цель Вашего визита в Казань

культурный отдых и туризм

59%

работа, командировка

40%

3. Вы приезжаете

в хостел «Оаііу»

в первый раз

64%

уже несколько раз

17%

регулярно на протяжении нескольких

8%

месяцев

регулярно на протяжении нескольких лет

11 %

4. Вы проживаете в номере категории:

семейный

31 %

улучшенный

26%

общий

43%

5. Вы находите цены на проживание в хостеле «Daily»

вполне нормальными

47%

скорее низкими, чем высокими

26%

скорее высокими, чем низкими

19%

высокими

8%

6. Для Вас наиболее значимым фактором является:

стоимость услуги

3%

качество предоставляемой услуги

51 %

учёт Ваших личных, индивидуальных

7%

особенностей

скорость предоставление услуги

11 %

уровень обслуживания

28%

7. Насколько комфортным показался Вам психологический климат гостиницы?

комфортный

74%

некомфортный

26%