Файл: Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности

Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

- Естественное стремление школьников к познанию;

- Положительное отношение к учебе;

- Активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;

- Проявление воли в процессе овладения знаниями.

Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии. Нами были обнаружены следующие педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:


- обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность;

- исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;

- комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;

- обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;

- обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

- эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность;

- стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

- на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

- организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;

- занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения[14;32].

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога.

В заключении хочется сказать, что все вышесказанное, действительно подтверждает правильность позиции об адекватности системы развивающего обучения задаче развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

ГЛАВА 2 ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


2.1 Повышение познавательной активности младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности

Для особого лучшего усвоения учебного материала, проявления самостоятельности решения проблемы и задачи необходимо заинтересовать учащегося. С целью увидеть у учащихся повышенный интерес, а как следствие и повышенный результат знаний обучающихся необходимо мотивировать и задавать такие упражнения учащимся, решение которых будет доставлять огромную радость у младшего школьника.

Познавательное отношение ребенка к окружающему миру появляется в раннем детстве и складывается в дошкольном возрасте. В его основе лежит потребность во впечатлениях от внешнего мира. По данным психологических исследований именно потребность во внешних впечатлениях выступает необходимой предпосылкой и даже движущей силой психического развития ребенка. Специфической особенностью его познавательного отношения к миру является выражение единства интеллектуального и эмоционального отношения к предметам действительности, т.е. эмоции и переживания, связанные с познанием, открытием мира являются главной силой, побуждающей ребёнка к познанию.

Благодаря новым технологиям, развитие познавательной активности как у взрослого, так и у младшего школьника вырастает в несколько раз. Так, например, ученик находясь за компьютером и пытаясь решить проблему через игровые программы, учащийся проходит несколько уровней, затем получает автоматическую отметку. Именно за количество действий, произведенных над задачей, за определенной время. Если же ученик не укладывается в данные параметры, то отметка учащегося значительно снижается. Учитывая , что уровней в игровой программе несколько, то за определенный уровень дается одинаковое количество времени, если же ученик в 1 уровне не укладывается во время, то проходит первый уровень заново. Если же он все-таки его прошел, и перешел на второй уровень, который он решил за минимальное количество времени, то уровень третий будет добавлено те минуты, который остались со второго. Уровни распределены по сложности. Решив первый-ученик может получить отметку 3, второй уровень-4, так и выше.


Сегодня каждый младший школьник свободно пользуется компьютером, без труда осваивает новые модели различных технических устройств. Вместе с тем современная ситуация отличается парадоксальностью: детям предлагаются все новые формы, способы и средства деятельности, но при этом снижается их познавательный интерес, познавательное отношение к явлениям окружающего мира. У многих учеников не возникает естественного желания узнать, как устроен какой-либо предмет, почему возникает-то или иное явление, нет удивления от сделанного открытия, понимания тайны, потому что чаще всего нет понимания и не происходит открытия. Ребенок все получает в готовом виде без труда и без понимания. Оскудение души при расширении практических (механических, «кнопочных») действий, к сожалению, становится реальностью.

Так же для повышения познавательной активности для учащихся используются различные проекторы, который позволяют глубоко изучать данный материал. К новым технологиям относятся и интерактивные доски, которые повышают интерес школьника в несколько раз. Выход к доске- и является мотиватором в данной ситуации, так как ученику будет интересно несколько раз выходить к доске за свои правильные ответы[14;32].

В данном возрасте ученик особый интерес проявляет к окружающей среде- а следовательно к исследовательскому делу, в это время им очень интересно проводить опыты и эксперименты. В одно и тоже время можно увидеть в глазах детей как знания, умения и навыки, но в то же время неуверенность и страх в неправильности действий. Ученику очень интерес процесс выполнения, и они способны выполнять любое домашнее задания ради выполнения практических занятий.

Необходимое условие развития его целостной личности- способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться .

Формирование исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте предполагает знакомство и освоение метода познания. Однако, что процесс познания должен осуществляться в единстве интуитивного и логического способов движения мысли ученика. Должен быть представлен метод, с помощью которого школьник под руководством педагога открывает тайны возникновения, развития и существования языка и слова, числа и т.д. Этот научный метод в современной научной терминологии определяется как анализ через синтез.

Одним из главных методов заинтересованности учеников можно считать экскурсии и походы. Что мы можем отнести к различным предметам. Развивается мышление, речь , а так же воспитывается коллективная сплоченность коллектива с периода младшего школьного возраста.


Овладение научным методом- важнейшее значение и смысл исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте. Дело в том, что метод не есть нечто внешнее, что может быть «перелито в учащегося» извне. Ученик сам должен как бы настроить себя, свою душу на определенный научный лад. Овладение научным методом позволяет ему увидеть явление, мир целостно, с разных позиций, открыть, что он не исчерпывается только физической и психической действительностью, что кроме этого существуют и другие его грани и измерения, а именно область человеческих ценностей и смыслов[7;25].

Исследовательскую деятельность, разрабатывая коллективные и индивидуальные проекты- учащиеся моего класса на уроке, во внеурочной деятельности, при подготовке домашнего задания используют проектно.

При выполнение домашнего задания по литературному чтению (узнать об авторе произведения, составить диафильм по прочитанной сказке (группа ребят), инсценирование отрывка – по желанию.) Чаще мы заслушиваем индивидуальные проекты на уроках истории и окружающего мира (бывают темы, которые ребята готовят группой, например: изучая природные зоны, За отсутствием времени, при планировании на одну природную зону отводится 1 час. Материал учебника по объёму большой от 7 до 10 стр, а ещё, как правило, хочется рассказать дополнительный материал. Темы объявляются заранее.

Ребята организуются в группы по желанию, где сами распределяют вопросы по теме. Кто будет рассказывать географическое положение зоны, кто о растениях, кто о животном мире, а кто осветит экологические проблемы и охрану природы. Конечно, это не выглядит у нас как проект на конференцию. Найти, узнать и рассказать товарищам- единая наша цель. А для этого необходимо поработать не только с материалом учебника и рабочей тетрадью, но и найти информацию в других источниках. Исходя из этого, ребята учатся отбирать нужный материал, проводят наблюдения, беседуют с различными людьми (специалистами в разных областях знания), совершают экскурсии в музеи, посещают различные выставки.

Мы можем выделить следующим пунктом то, что ученики выполняют намеченную программу без принуждения, свободно, обращаясь за помощью к тому, кто, по их мнению, является наиболее компетентным в данном вопросе.

Проектно-исследовательская работа включает умение описыват, найденный материал, факты, а затем публично представлять его перед классом. В нашем опыте используются следующие формы представления результатов проекта: книжки-раскладушки, стенгазеты, компьютерные презентации, дидактические материалы для уроков (русского языка, окружающего мира и др.), сценарии праздников.