Файл: Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интересная работа получилась, когда мы в 3 классе изучали по истории тему: «Моя родословная». Замечательные работы получились у ребят, кто рисовал древо, кто писал рассказ про свою семью, а Валя Блинов отметил, что все его ближайшие родственники в 3-х поколениях работают на железной дороге, а его прадед участвовал в строительстве железной дороги Асино – Томск., а отсюда появилась новая тема. Изучая краеведческий, архивный материал он нам поведал о строительстве самой железной дороги. Уже с этой работой мы вышли на районную научную конференцию, а затем эту работу послали на областной конкурс ТОИПКРО «Восхождение к истокам», где в номинации «Моя малая Родина» награждён дипломом 2 степени.

Исследовательские работы детей на тему: «Я и мои права», социально-правовая тема, участвовали в районном конкурсе ,после этого отправили свой проект на областной конкурс, где мы стали победителями в номинации «Изучаем право всем классом».

Сейчас, в канун праздника «День Победы» мы с ребятами провели большую исследовательскую работу по темам: «Война в судьбе моей семьи», «Мои земляки – ветераны ВОВ», «Венок прославленных имён», это индивидуальные проекты, в которых ребята рассказывают о своих родственниках, которые участвовали в сражениях или трудились в тылу, о жителях нашего города - ветеранах, о героях войны. Называя награды, у ребят появились вопросы, когда и за что они давались, когда вообще эти медали и ордена были учреждены правительством. И тогда у нас появился коллективный проект результатом которого стал классный час: «Боевые награды моих земляков».

Такие проектные работы как «Моё генеалогическое древо», «Война в судьбе моей семьи», «Улица на которой я живу» и т.д. обладают огромным развивающим потенциалом для младших школьников и для их осуществления участие родителей просто необходимо.

Роль родителей значительно многообразна, так же она соответствует действительности и реальности ситуационных действий:

  1. Информационная поддержка. (сбор необходимого для проекта материала, сам важный источник информации, помощь в поиске нужных сведений)
  2. Мотивационная поддержка. (стимулирование интереса к выполняемому проекту, развитие у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы)
  3. Техническая поддержка. (проведение фото- и видеосъёмок, монтаж материалов, подготовка компьютерных презентаций, техническое оснащение докладов)
  4. Поддержка в самооценке проекта. (желательно обсудить её достоинства и недочёты и обязательно отметить реальные достижения ребёнка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперёд)
  5. Организационная поддержка. (помощь ребёнку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта, организация экскурсии, сопровождение ребёнка)

Так же мы должны отметить тот факт, что родители должны выполнять все эти функции и роли только в том случае, если ситуация именно требует от родителей поддержки и взаимопомощи.

2.2 Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса

Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако педагоги часто жалуются: дети не хотят учиться. Почему же не хотят? Это вопрос вопросов.

В чем причины? Их немало. И хотя в каждом конкретном случае своя причина, но есть и довольно распространенные, более или менее типичные, на которые надо обратить особое внимание.

Рассмотрим их подробнее.

• Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учение — это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета и вообще математических операций, наблюдательность, твердость руки и владение письмом, аккуратность, ловкость, чувство ритма и музыкальный слух, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, умение слушать и складно говорить, терпение, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности — вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. Можно с уверенностью сказать, что только некоторыми из этих качеств обладают дети (и то далеко не все) при поступлении в школу. А как же качества, которых недостает? Ведь они необходимы. Их дети приобретают в процессе школьного обучения, прежде всего в начальной школе. Многие из этих качеств совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Тем не менее основной набор необходим школьникам к моменту окончания начальной школы, и если его нет, если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение оказывается затем очень трудным делом. Пожалуй, даже более трудным, чем сначала.

• Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить. Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична. Об этом не раз писали известные ученые, педагоги, но содержание общего школьного образования продолжает разбухать. Попытка втиснуть в память и сознание школьников весь материал, объявленный обязательным в соответствии с государственным стандартом, приводит к чрезвычайной пере грузке, усталости и сопротивлению детей.


Но посмотрим на проблему еще с другой стороны. Школа отвечает на вопросы, которые школьник не задавал, вталкивает в него интеллектуальный материал, который им не востребован. Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Попробуйте кормить ребенка, который уже наелся и больше есть не хочет! Но ведь именно это делают педагоги, организующие познавательную деятельность масштабов, многократно превышающих потребности и желания школьников узнать что-либо еще! Такой громадный познавательный материал требуется освоить за сравнительно небольшой временной период.

Вот в этом и состоит одна из серьезных причин нежелания многих детей учиться.

• Однообразие жизни и учебного процесса. И даже в самой школе деятельность учеников оказывается нередко довольно бледной по сравнению с тем, что происходит вокруг школы. Монотонность и однообразие школьных занятий, убранства классов, действий учителей, отсутствие быстрой смены событий и красок, ярких впечатлений и новых встреч, необходимость долгое время мирно сидеть и почти не говорить — все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков и старшеклассников. В школе им не хватает движения и смены впечатлений. Поэтому так часто хочется вырваться и убежать туда, где «всё-всё иначе». Это тоже одна из причин нежелания учиться.

• Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения примеров и задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знаниями и нужными навыками. Но это ему тем более трудно делать потому, что вокруг него кипит полнокровная жизнь с различными соблазнами — телевизор, компьютер с захватывающими играми – «стратегиями» и т. п. Школьник должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные

задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, это предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданием.

• Упорно — однообразная авторитарная позиция учителей и родителей. В школе, а равно и дома, многие дети часто слышат одни и те же слова: «Учитесь, учитесь и учитесь! Это главное в нашей жизни! Скажи, какая у тебя успеваемость на этой неделе? Надо учиться лучше!» Как будто нет другой темы для общения …

• Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще. Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы работы, привыкает к ним и незаметно для себя может превратиться в живой совершенный (в своем роде) автомат. На каждом уроке все такие же объяснения, тот же рассказ, фронтальный и индивидуальный опрос, сообщение домашнего задания … Тот же выговор неуспевающим ученикам за плохую подготовку к уроку и вообще – «за … безобразное отношение к учебе». (Нередко ученики не только чувствуют, но даже могут более или менее точно предсказать поведение учителя в ближайшие минуты и даже слова, которые он обязательно произнесет.) Такая рутина и однообразие не могут не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения.


Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают, как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться.

Мы видим, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях «обеспечить» не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей[16;34].

Эффективная мотивация учения

Трудности овладения современной культурой требуют использовать в учебном процессе специальные средства и меры, и прежде всего — стимулирование.

Необходимость в стимулировании связана с тем, что человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определенные мотивы для ее выполнения. Можно спросить: а почему ученику ДОЛЖНО хотеться учиться? Не есть мороженое, не наслаждаться мультфильмом, не играть в футбол, а именно учиться?

Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить определенная деятельность. Даже навязанная деятельность может быть мотивирована! Чем? Стремлением к безопасности, желанием избежать наказания, несвободы или каких-то неприятностей при попытке уйти от нее. Естественно, такие мотивы побуждают не к эффективной, а скорее к формальной деятельности, цель которой — как можно скорее выйти из неприятной ситуации. Итак, отметим главное: человек активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать.

Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы.

Например, на уроке ученик может стараться слушать объяснение учителя, но в то же время ему хочется посмотреть журнал, потихоньку посмеяться с соседом, нарисовать что-нибудь, или просто помечтать. Характер и результат его познавательной деятельности зависят от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Если главным станет желание разобраться в рассматриваемых на уроке учебных проблемах, школьник сосредоточится и познавательный процесс пойдет успешно. Задача учителя (и весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех учения мотив. С этой целью используются стимулы, то есть внешние побудители определенной деятельности школьника. Но стимул — не плетка. Он двигатель и призван не просто заставить ученика учиться, а именно стимулировать, то есть вызвать и усилить собственные (ученика) полезные мотивы деятельности.


Но мотивы, как мы уже отмечали, отражают некоторые потребности, которые стали актуальны для человека в какой-то момент. Чтобы вызвать, «подогреть» и усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность. Именно на этом основано стимулирование познавательной, да и всякой иной деятельности.

Если педагог не знает, что нужно детям, какие у них нужды, потребности, желания, интересы, ему не удается стимулировать их деятельность. Сложно, конечно, знать все потребности конкретного ребенка. Но изучать типичные потребности школьников общечеловеческие, возрастные, половые и другие, чтобы обратить их на пользу стимулирования учения и познания, совершенно необходимо. Именно опираясь на такие потребности, можно найти эффективные стимулы. В этом случае преподавателю удается вызвать у школьников соответствующие желания и мотивы.

Рассмотрим способы стимулирования. Эти способы можно разделить на три группы. Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врожденной потребности в познании, которая есть у каждого ребенка, через разумную организацию обучения. Вторая группа — это специальные стимулы, каждый из которых ориентирован на другие, вполне определенные потребности школьников. Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над темой исследования на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется повышению уровня деятельности и активности школьника на уроках для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

Для повышения уровня активности младших школьников, педагог должен предпринимать наиболее разные формы и методы работы учитывая физические и интеллектуальные возможности каждого ребенка в классе начальной школы.

Недостаточно провести урок в традиционной форме, для повышения познавательной активности на уроках необходимо использовать мультимедиа, уроки эвристической беседы, уроки-экскурсии, практикумы, а так же различные дидактические игры.

Поставленные цели и задачи перед началом исследования нашей работы на тему: « Повышение познавательной активности младших школьников» я считаю, что были достигнуты положительного результата, мы ответили на все поставленные перед нами вопросы.