Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоговая система Российской Федерации с точки зрения теоретических аспектов и исторического развития).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система представляет собой один из важных элементов в рыночных отношениях, и именно от нее во многом будет зависеть успех государства в экономических преобразованиях. Само собой, создание идеальной налоговой системы возможно только на серьезной теоретической основе, которая учитывала бы специфику экономических отношений в обществе, а также научный и производственный потенциал.
В последнее время Российская Федерация столкнулась с острой проблемой необходимости эффективного управления данной сферой. Особое значение необходимость в совершенствовании налоговой системы приобретается за счет глобальной и региональной финансовой нестабильности. Изменения в области политики и экономики, процесс интегрирования российской экономики в мировую, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти все это диктует необходимость проведения адекватной налоговой политики и создания стабильной, эффективной и справедливой налоговой системы.
В ходе реализации различных налоговых законов возникают проблемы, которые касаются прав и обязанностей налоговых органов, взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за неисполнение налогового законодательство.
В настоящее время главная проблема налоговой системы Российской Федерации - уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов. Причиной этому является нестабильное финансовое положение. И чем неустойчивее финансовое положение налогоплательщика, тем сильнее его намерение уклониться от уплаты налогов.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что неэффективное правовое регулирование налоговой системы может привести к замедлению темпа развития рыночных отношений в стране и падению уровня жизни населения в целом.
Цель исследования - анализ структуры и принципов правового регулирования налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-анализ и изучение теоретических основ налоговой системы Российской Федерации;
-исследование проблем правового регулирования налоговой системы;
-анализ сущности налогов и их роль в экономике государства;
-характеристика структуры и принципов регулирования налоговой системы РФ;
-изучение перспектив совершенствования налоговой системы РФ.
Объект исследования - налоговая система Российской Федерации, предмет исследования - структура и принципы правового регулирования налоговой системы РФ.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в исследовании обобщены различные точки зрения ученых и исследователей о правовом регулировании налоговой системы, а также выявлены основные причины неэффективности правового регулирования.
Практической значимостью курсовой работы является то, что в ходе исследования были выдвинуты предложения по совершенствованию налогового законодательства России.
В качестве правовой базы были использованы Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, а также иные нормативно – правовые акты, регулирующие налоговую деятельность государства.
Также в ходе подготовки были изучены и проанализированы работы отечественных и зарубежных ученых, различные научные статьи, монографии и учебная литература.
Структура курсовой работы состоит из: введения, трех глав, заключения и библиографии.
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ И ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Налоги появились со времен возникновения человеческой цивилизации. Их появление связано с первыми человеческими потребностями. Налоговая система возникает и развивается вместе с государством. С давних времен налоги претерпевали на своем пути изменения, соответственно изменялось и представление о налогах.
Налоги являются основным инструментом государственного регулирования, с помощью которых пополняется государственный бюджет, обеспечивающий деятельность государственных и муниципальных органов
самоуправления[1]. Стоит отметить, что одним из важнейших рычагов регулирования финансовых взаимоотношений в свою очередь является налоговая система. Налоговая система - это один из ключевых экономических регуляторов, основа финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От правильности построения системы налогообложения зависит эффективность функционирования всего народного хозяйства[2].
На данный момент современная российская налоговая система образовалась на рубеже 1991-1992 гг., во время периода политического противостояния, и кардинального экономического преобразования и последующего перехода к рыночным отношениям.
Одним из основных критериев, характеризующих состояние налоговой системы и ее отдельных субъектов, является уровень собираемости налогов[3].
Большое влияние таких факторов, как отсутствие опыта регулирования реальных налоговых отношений, а также сжатые сроки, которые были отпущены на разработку законодательства, социальный и экономический кризис в стране - все эти факторы оказали непосредственное влияние на ее становление.
Во времена древнерусского государства главным источником доходов казны являлась дань – прямой налог (или по-другому подать), которая взималась с населения. Известно, что первые упоминание о сборе дани относят к эпохе правления князя Олега. Не вызывает сомнений, что только князь в Древней Руси был единственным адресатом дани и мог по своему усмотрению распоряжаться собранными средствами, как, впрочем, и освобождать население от налоговых тягот (об этом единодушно свидетельствуют источники)[4]. Безусловное право князя распоряжаться собранными средствами подтверждают наряду с летописями древнейшие из дошедших до наших дней акты[5] (например, берестяные грамоты).
Из летописных источников нам известно, что источником пополнения казны была дань. Дань являлась косвенным налогом, который взимался с побежденных земель. Помимо доходов с подвластных земель, казна пополнялась доходами с населения и торговыми пошлинами. Но государство развивалось и расширялось, а, следовательно, налоговая система должна была реформироваться. Новшества в систему налогообложения ввела Княгиня Ольга. Так были зафиксированы размеры дани введением "уроков", место и время сбора дани введением "погостов". В этот период уже образовались различные виды налогов: подать, оброк, вира, продажа, мыт, замыт, перевоз, гостиная, вес, мера[6].
Кроме прямого налогообложения на Руси существовало и косвенное налогообложение, существовавшее в форме торговых и судебных пошлин. Например, пошлины за право иметь склады, за провоз товаров через горные заставы. Что касается судебных пошлин, то здесь имелись «вира» - она взималась за убийство и «продажа» - за остальные виды преступлений. Первое законодательное закрепление сборов и повинностей происходит в «Русской Правде»[7].
После завоевание Руси Золотой Ордой в XIII в. дань платили в пользу ханов Золотой Орды. Взимание началось после переписи населения, проведенной монгольскими «численниками». На данный момент известно четырнадцать видов «ордынских тягостей», например, «выход» - это «царева дань», его взимали с каждой души мужского пола и со скота, торговые сборы («тамка», «мыт»), взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.[8]
В 1480 г. после освобождения от ига Иван III вводит русские прямые и косвенные налоги (главный – подушный). За Иваном III налоговые реформы продолжает Иван Грозный. В 1555г. был установлен сбор четвертовых денег, которые представляли собой подать населения для содержания должностных лиц. Сбор осуществляли центральные государственные учреждения – чети. С 1556 г. была упразднена власть волостелей и наместников путем проведения реформ государственного и местного управления, а вместо них были учреждены губные и земские учреждения. В средние века (V – XV вв.) налоговая система представляла собой совокупность случайных и бессистемных платежей и повинностей, нередко уплачиваемых на основе обычаев, религиозно-этических и договорных норм[9].
Одним из наиболее важных этапов в развитии налогового законодательства является Соборное Уложение 1649г., где находят отражение вопросы собственности земли, регулирования налоговых отношений, оборот земли, а также окончательно установлено крепостное право с отменой урочных лет. Здесь сделана попытка расширить круг податного населения и устанавливается идея по вовлечению в тягло все более широких слоев населения.
При Алексее Михайловиче налогообложение России становится упорядоченным. В 1655 г. создается специальные орган под названием «Счетная палата». Счетная палата имела следующие функции: исполнение доходной части российского бюджета и контроль над фискальной деятельностью приказов. Помимо этого, при нем появляется четкая таможенная система, заменившая собой случайные таможенные льготы и пошлины.
Реформы Петра I затронули все сферы общественной жизни, в том числе и налоговое законодательство. В этот период государство начало приобретать очертания светского общества, появляется ориентация на западные установки.
Для установления единого подушного налога в 1717 г. начинается перепись населения, которая имела несколько этапов вплоть до 1724 г. По словам некоторых историков, Петр I предполагал в дальнейшем перейти на дифференцированную систему налогообложения жителей и горожан. Из-за огромного количества налогов он предпринял ряд мер, чтобы обеспечить равномерную раскладку налоговых тягот и справедливое налогообложение. Тяжесть некоторых из налогов была уменьшена, в первую очередь для малоимущих. Несмотря на то, что подушная система и была наиболее прогрессивной, но и она имела ряд недостатков:
1) Она была единой для всех, то есть при ее сборе не учитывалось различие в доходах у разных людей, разных отраслях хозяйства и местности;
2) Налог был разложен по ревизским душам. В то время, когда ревизская душа была окладной единицей, расчетной, фиктивное, то есть она была рассчитана по душам мужского населения, что увеличивало размер данной подати.
В течение XVIII в. источником бюджета государства являлась подушная подать и иные сборы, исчислявшиеся по душам. При Екатерине II была образована экспедиция о государственных доходах, разделившаяся впоследствии на четыре отдельных экспедиции. Одной были поручены доходы государства, другой – расходы, третьей проводилась ревизия счетов, а четвертая взыскивала недоимки, недоборы и начеты.
В XIX в. характерно развитие финансовой науки в России. Экономист и государственный деятель Сперанский М.М. создает программу финансовых преобразований государства – «план финансов», утвержденный Государственным Советом России в 1810г. При Александре I создается Министерство финансов, роль которого заключалась в управлении казенными доходами государства. Также в XIX в. Витте М.И. дает знаменитое определение: «Налоги – принудительные сборы с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития»[10]. В целом XIX в. можно назвать временем развития финансовой науки. Тургенев Н.И. в 1818 году издает свой труд «Опыт теории налогов», который является фундаментальным исследованием в области государственного налогообложения. Тургенев Н.И. давал следующее определением налогам: «Налоги – это суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства»[11]. Уничтожение налогов, считал он, привело бы к уничтожению самого государства и общества.
В начале ХХ века появляются налоговые преобразования. Так, в результате произошедших революций 1917 года (февральской и октябрьской) видоизменяется система государственной и политической власти государства.
Финансовая сфера деятельности правительства страны за период с 1917 по 1921 годы отличаются следующими особенностями:
- имеется тенденция натурального обложения;
- налоговая политика используется не в фискальных, а в социально-политических целях;
- ранее существующие налоги подлежат постепенной отмене и заменой их иными элементами.
Первые государственные налоги характеризуются признаками классовой борьбы, поскольку доходом государства выступали: