Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоговая система Российской Федерации с точки зрения теоретических аспектов и исторического развития).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
Г) нормативно-правовые акты о налогах и сборах, изданные органами местного самоуправления.
В целом образуется четырехуровневая система налогового законодательства.
Нами ранее указывалось, что все принимаемые законы, указы, постановления и иные акты должны соответствовать нормам Налогового кодекса РФ, поскольку последний выступает основой налогового права, а также документом, закрепляющим организацию и порядок налогообложения и взимания налогов и сборов.
Обратим внимание на то, что государство обладает разнообразными функциями, в частности, функцией налогообложения. Только государство способно определять налоговую политику, ее задачи и направления, средства, способы, меры реализации.
Таким образом, налоговая политика представляет собой систему мер, обеспечиваемых государственными органами для урегулирования налоговых отношений между их субъектами. Она является сложным и комплексным явлением, а нормативно-правовые акты – ее выражением. Как и в любой системе налоговая политика опирается на совокупность единых принципов, которые обладают важным значением для правовой регламентации налоговых отношений.
Статья 57 Конституции РФ предусматривает обязанность по уплате установленных налогов и сборов для каждого гражданина, при этом, должна соблюдаться не только формальность установленных налогов, но и соответствие их обязательным требованиям расчета, принципов налогообложения и т.п.
Из этого следует, что деятельность государства основывается на правовых принципах, что позволяет обеспечить взаимосвязь между рассматриваемыми элементами – налоговой политики и норм права, при этом, направленность деятельности по налогообложению не должна преследовать только лишь экономические интересы. Вследствие этого, перед российским правом стоит вопрос как обеспечить системное единство государственной налоговой политики, форм ее реализации. Этот вопрос в настоящее время входит в компетенцию правовой регламентации, что требует внимательного изучения. Анализируя данные обстоятельства, мы приходим к выводу, что цель регулирования системы налогообложения – создание определенных условий, обеспечивающих возможность осуществлять системную налоговую политику.
Исследователи Бондаренко Л.В., Нестеровская Ю.Л. в своих работах ссылаются на слова Тедеева А.А.: «налоговые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются только при наличии четко определенных условий, то есть юридических фактов, в гипотезе налогово – правовых норм. Он отмечал, что юридические факты в налоговом праве занимают центральное значение, потому что с их наступлением появляется обязанность по уплате налогов и сборов, а также иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством»[17]. Юридические факты в налоговом праве являются рычагом к возникновению, изменению или прекращению налогового правоотношения. «Бабановой Ю.В. и Саттаровой Н.А. юридические факты определяются как действия и события, которые закреплены государством в нормах налогового права и, которые влекут за собой правовые последствия для субъектов налоговых правоотношений. Они также обуславливают функционирование налоговой системы в целом»[18].
По словам некоторых ученых, механизм налогово – правового регулирования основывается на разветвленной системе фактических предпосылок – юридических фактов и фактических составов. Свидетельством того, что данное регулирование в значительной части осуществляется по юридическим фактом, являются требования, которые закреплены в нормах НК РФ, например, ст. 44 НК РФ[19].
Так как правовые нормы всегда исходят от государства и регулируют общественные отношения, из этого следует, что правовое регулирование всегда будет государственным регулированием, это дает возможность государству использовать свою принудительную силу. Особенно важно это при правовом регулировании общественных отношений по поводу налогов и сборов. Нельзя представить существование налоговых отношений, в виде общественных отношений, которые основаны на добровольных началах и не закреплены нормами права. «Это связано с отличительной особенностью налоговых правоотношений, которые существуют в сфере накопления в государственной (муниципальной) казне налоговых доходов»[20]. А также с пониманием обществом потребности регулировать общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований путем принятия нормативно – правовых актов.
Элементами правового механизма являются юридические факты. Они, в свою очередь, порождают разнообразные правовые последствия, что говорит о взаимосвязи юридического факта с правовой нормой. При этом, факт закрепляется и получает свое выражение в жизни (применяется к определенным правоотношениям между их субъектами).
Итак, юридические факты есть внутренние элементы механизма налогового и правового регулирования.
К таковым элементам также следует отнести и непосредственные правоотношения, поскольку юридические факты обеспечивают их возникновение, изменение, прекращение. Учитывая особенности отношений, система правовой регламентации налоговой политики представляет собой комплексную совокупность правовых способов, с помощью которых возможно обеспечение вертикального воздействия права на общественные отношения между государством, налогоплательщиками и иными субъектами.
К тому же, налоговые отношения должны иметь свое оформление. Для выяснения этого вопроса необходимо выделить основные признаки налоговых правоотношений, к таковым относятся:
- материальность (или имущественный характер);
- участниками являются государство (плюс налоговые органы) и налогоплательщики;
- имеется направленность на образование финансовых ресурсов.
Предмет регламентации налоговых правоотношений будет составлять специфику правового регулирования, а участники таких отношений будут обладать определенным статусом и возможностью осуществлять процедуру реализации правоотношений.
Юридически факты имеют определенные функции:
- возникновение, изменение, прекращение правоотношений (основная функция);
- гарантия законности;
- предварительное воздействие правовых норм на общественные отношений в той или иной сфере;
- дифференцируют границу поведения;
- правопрепятствующая, правопорождающая, правовосстанавливающая функции;
-прогностическая функция.
Механизм правового регулирования в комплексе – это система способов и правовых средств, благодаря которым возможно существование баланса интересов (частных и публичных) субъектов правоотношений (налоговых), а также баланс как императивного, так и диспозитивного воздействия на них.
Налоговый контроль является способом регулирования налоговой системы. Налоговый контроль – это деятельность государства в лице уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, проверке своевременности, и полноты поступления обязательных платежей в соответствующие фонды денежных средств, в целях финансового обеспечения социально – экономических задач и функций государства и местного самоуправления путем применения специфических форм и методов воздействия на налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных обязанных лиц[21].
Основная цель налогового контроля – проверка исполнения налогового законодательства, а именно, финансовой деятельности лиц.
Рассмотрим пример.
Лицо В. формально заключило договор некой компанией по оказанию услуг по транспортировке мебели. Стоимость услуг была оплачена потребителем в полном объеме, однако никаких подтверждающих документов (чеков, ордеров) последнему выдано не было. Компания своих обязанностей не исполнила, условия обязательства не соблюла.
В. обратился в офис компании Исполнителя, где обнаружил, что у него отсутствует кассовый аппарат, что, несомненно, вызывает вопрос о законности оказываемых услуг, деятельности компании и уплаты ею налогов.
В данном случае, целью налогового контроля является выявление подобных случаев, проверка налоговых поступлений.
Налоговый контроль основан на налоговом законодательстве. И контроль, и законодательство подлежат совершенствованию, поскольку оба элемента взаимосвязаны между собой. Отсутствие налогового контроля порождает отсутствие самих налогов, поэтому совершенствование системы контроля повысит ее эффективность.
Для развития и повышения работоспособности системы необходимо обозначить и рассмотреть проблемы правового регулирования, которые имеют место быть в налоговой системе Российской Федерации.
В области налогообложения необходимо уделить внимание вопросу правового режима отдельных налогов и сборов, поскольку они составляют ядро налоговой системы РФ. Также они имеют как теоретическое, так и практическое значение.
Итак, в этом параграфе (главе) мы выяснили, что на сегодняшний день налоговая система имеет ряд проблем, которые подлежат тщательному изучению и разрешению.
Среди названных проблем выделим основные:
- усложненность налоговой системы – возникает в результате возрастания изданных Правительством РФ и налоговых органов нормативно-правовых актов, переполнения налогового законодательства РФ нормами, не устраняющими коллизии;
- нестабильность налогового законодательства – вытекает из первой названной проблемы: появляются все новые и новые нормы, к которым приходится приспосабливаться субъектам налоговых правоотношений;
- проблема налогового контроля – наблюдается слабый контроль за сбором установленных законами налогов;
- уклонение от уплаты налогов в результате неэффективного налогового контроля и слабой работы налоговых органов;
- нарушен баланс между налогоплательщиками и налоговыми органами;
Усовершенствование налоговой системы РФ позволит разрешить имеющиеся проблемы, которые мешают в целом развитию и процветанию экономики регионов и страны. Преобразование системы налогообложения должно быть направлено на развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, а также на стимулирование эффективности осуществления налогового контроля и развития экономики России.
Проблемы развития и совершенствования российской налоговой системы являются предметом дискуссий между экономистами, юристами, учеными. Существует ряд причин, которые необходимо устранить для обеспечения благоприятных условий развития налоговой системы, устранения ее недостатков.
В Российской Федерации культура налогов остается крайне низкой, соответственно, необходимо решить проблемы экономической безграмотности налогоплательщиков. Помимо этого, государство обязано переориентировать налоги, поскольку налоговый пресс на потребление достаточно велик (переориентировать налоги на потребление на другие сферы и снизить налоговую ставку).
Тем не менее, не стоит забывать, что повышение налоговой ставки и введение новых налогов государством также обусловлено рядом причин, которые подлежат отдельному изучению.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
Вопрос правового регулирования взимания налогов, пошлин и сборов носит актуальный характер, поскольку социально-экономическое развитие Российской Федерации зависит от действующего налогового законодательства. В случае несовершенства законодательной базы происходит задержка развития любого государства.
После проведения налоговой реформы в настоящее время сохранился ряд проблем, которые тормозят функционирование налоговой системы. Стоит отметить, что последняя является особым и неотъемлемым государственным механизмом.
В последнее время среди ученых разворачиваются дискуссии о несоответствии налоговой системы существующим требованиям рыночных отношений, поскольку система характеризуется сложностью исчисления налогов, составления отчетов и соответствующей документации.
Чтобы разобраться в описанных выше проблемах, необходимо определить понятие правового регулирования. Согласно мнению одних ученых, правовое регулирование – это деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно – правовых актов, по мнению других, это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых средств[22]. По мнению других, правовое регулирование представляет собой правоприменительный процесс и применение определенных юридических средств для воздействия на ряд общественных отношений той или иной направленности для их упорядоченности и развития.
Преступления в налоговой сфере, коллизии и законодательные противоречия показывают неэффективность настоящего правового регулирования, вследствие этого решение имеющихся проблем -приоритетная задача государства.
Основным регулятором воспроизводственного процесса, как известно, являются налоги, они главным образом влияют на процесс государственного функционирования.
Выделяют несколько направлений налоговой политики, проводимой государством, в частности:
- политика «максимизации» налогов;
- политика «разумных» налогов – призвана обеспечивать развитие предпринимательства и малого бизнеса;