Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоговая система Российской Федерации с точки зрения теоретических аспектов и исторического развития).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
- высокий уровень налогообложения при высоком уровне социальной защиты населения.
Экономически развитые страны придерживаются последних направлений.
Налоговая система Российской Федерации характеризуется чертами первого направления – максимизации налогов. Это объясняется тем, что формирование налогов происходило в период экономического кризиса, а это, в свою очередь, не могло не отразиться на их сущности, структуре, количестве. Фискальная функция является еще одной особенностью налогов. Решение экономических проблем - дефицит бюджета, падение объемов производства - возможно частично разрешить с помощью введения новых налогов, поскольку это позволит направить поступающий доход на неотложные потребности, которые возникли в тех или иных сферах. Повышение налогов производится с целью пополнения дохода, как известно. Однако, учитывая уровень экономического развития, безработицы, физические и юридические лица неспособны нести налоговое бремя, что неизбежно приводит к появлению незаконной налоговой деятельности и теневой экономики.
Система налогового законодательства имеет сложную и многогранную структуру. Правовой основой общества выступает налоговое право как объект экономико-правовых реформ. В связи с этим, налоговые органы и их деятельность подлежат совершенствованию. Так, например, следует разграничить компетенцию налоговых органов как на федеральном, так и на региональном уровне, определить категорию платежей (обязательных) и прочее.
Налоговое законодательство до сих пор подвергается серьезным изменениям. А неясность, нестабильность и несовершенство налогового законодательства не помогает эффективному проведению и завершению налоговой реформы. Четко определенная нормативная база является залогом правильного использования ее налогоплательщиком. Он будет знать права и обязанности, что устранит возможность налоговых органов требовать больше, чем предусмотрено в законе.
По нашему мнению, частое внесение изменений в Налоговый кодекс РФ свидетельствует о развитии налогового законодательства при отсутствии концепции совершенствования. Это, в свою очередь, влечет возникновение налоговых коллизий в мерах, предпринимаемых для совершенствования налоговой системы и законодательства. Налоговый контроль, порядок его осуществления проработан в действующем Налоговом кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах недостаточно. Отсутствуют указания о периодичности и продолжительности проверок, порядке и сроке принятия решений, формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок и т.д. Существование конкретных сроков и других процессуальных моментов для проверок позволит увеличить ответственность налоговых органов и снизит уровень правонарушений[23].
Значительное внимание следует уделить проблеме неэффективности ряда элементов налогового контроля (надзора).
Несмотря на аппарат налоговой инспекции и имеющиеся отделы, физические и юридические лица уходят от ответственности за неуплату налогов и сборов. Подобные случаи происходят в результате неэффективной работы, а также некомпетентности работников налоговых органов, «слабых» проверок и ревизий.
Описанная выше проблема свидетельствует о явной необходимости введения усиленного контроля за качеством проводимой сотрудниками налоговых инспекций работы.
Актуальным продолжает оставаться вопрос уклонения от уплаты налогов. В.В. Путин решил эту проблему следующим образом: были введены так называемые «налоговые каникулы» для предприятий, которые позволяют отсрочить выплату налогов на два года. Причинами уклонения налогоплательщиков от указанной обязанности являются высокие ставки налогов и сборов, которые обязаны выплачивать индивидуальные предприниматели и юридические лица. Подобные нововведения (льготы) позволяют развиваться малому и среднему бизнесу.
Процесс установления ответственности в отношении налогоплательщиков за налоговые преступления требует более совершенной разработки. Для уменьшения количества случаев уклонения от уплаты налогов необходимо ужесточить систему ответственности за налоговые преступления.
Исследуя практику дел, связанных с налоговыми правонарушениями, мы пришли к выводу, что распространена проблема неопределенности составов преступлений, санкции практически недифференциированы субъективно, законодательные процедуры применения отсутствуют.
Правоохранительным и налоговым органам следует более тщательно проводить анализ возможных мер и способов уклонения от налогов для того, чтобы разработать систему ответных мер в отношении налоговых правонарушений. Кроме того, большое внимание следует уделить механизму взаимодействия как правоохранительных, так и налоговых органов.
Отметим, что проверки могут производиться как совместно, так и раздельно. Деятельность налоговых органов может быть связана с различными направлениями гражданских дел. Так, например, основанием для проведения проверки налоговыми органами деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц может послужить жалоба со стороны потребителя в случае, например, оказания ему некачественной услуги или продажи товара ненадлежащего качества. Потребитель вправе обратиться в налоговую инспекцию или управление федеральной налоговой службы для проведения проверки в отношении физического или юридического лица на предмет соблюдения налогового законодательства для выявления возможных правонарушений, а также для восстановления нарушенных прав.
Рассмотрим пример. Лицо А. приобрел в интернет-магазине, принадлежащем ООО «Ромашка», мобильный телефон стоимостью 10000 (десять тысяч) рублей, при этом, предварительно его оплатив. Тем не менее, после прошествия установленного времени для передачи товара, потребитель А. так и не получил свой смартфон. Лицом, чьи права и интересы нарушены, была составлена жалоба в региональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в Прокуратуру субъекта, а также в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по району в соответствии с местом регистрации потребителя и в Управление федеральной налоговой службы с просьбой провести проверки в отношении действий ООО «Ромашка», установления его реквизитов – ОГРН и ИНН (если таковые отсутствуют), выявления налоговых правонарушений и т.п. Указанные налоговые органы после проведения проверки обязаны уведомить А. о рещзультатах проведенных мероприятий и предоставить ему всю запрашиваемую информацию. Таким образом производится защита интересов лица и привлечение правонарушителя к ответственности.
Органам государственной власти и муниципальным образованиям необходимо анализировать выводы специалистов по вопросам объектов налогообложения. Принятые и введение в действие «налоговые» нормативно-правовые акты в настоящее время могут частично не соответствовать нормам Конституции РФ, в результате чего образуются юридические коллизии, возможные обходы законодательства. Для устранения противоречий следует согласовать конституционные нормы с действующим налоговым законодательством РФ.
Совершенствование налоговой системы позволит вывести страну на новый этап преобразований, что приведет к развитию малонаселенных регионов, даст толчок к развитию малого предпринимательства, поднимет уровень бизнеса в стране.
Некоторые ученые предлагают следующие пути развития налоговой системы РФ[24]:
1) дать Правительству РФ право издавать дополнительные нормативно – правовые акты по вопросам налогового регулирования, которые не полностью затронуты в законодательстве РФ в области налогов и налогообложения;
2) наделить финансовые органы правом издавать дополнительные нормативно – правовые акты по налоговому регулированию, по вопросам которые требуют конкретизации и детализации, если информации, содержащейся в налоговом законодательстве, недостаточно;
3) внести специальный налоговый режим, который содержал бы льготный режим налогообложения организациям, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. Это помогло бы развить высокотехнологическое производство и привлечь иностранных инвесторов.
Рассмотренному подходу характерны свои риски. Так, предоставленное Правительству РФ право издавать нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения, может повлечь за собой чрезмерное увеличение налогового законодательства.
Налоги обладают стимулирующей функцией. Это выражается в том, что налоги являются средством влияния на экономические правоотношения. Их введение или отмена могут как затормозить, так и активизировать тот или иной вид деятельности.
Установление налоговых стимулов играет очень важную роль, однако этот вопрос требует более тщательного изучения, а также проработки в законодательстве (налоговом). Отметим, что в настоящее время отсутствуют какие-либо четкие признаки стимулов. Налоговые льготы и налоговые преференции обладают схожими чертами, однако простой гражданин по понятным причинами может спутать эти два элемента, которые, в свою очередь, тождественными между собой не являются.
Отсутствие налоговых льгот может привести к возрастанию налоговых расходов. Эта проблема также требует детальной проработки.
При совершенствовании налогового законодательства Российской Федерации следует обратить внимание на тот факт, что развитие налоговой системы должно осуществляться в соответствии со следующими аспектами:
- налоговые законы и соответствующие им нормативно-правовые акты вариативны и разнонаправленны по подходу их построения. Это объясняется многогранностью и сложностью налоговой законодательной базы;
- позитивные тенденции повышения регламентирующих и фискальных функций налогообложения нуждаются в постоянной поддержке. Это позволит определить особенности полномочий налоговых органов. А также органов как государственного, так и негосударственного управления;
- правовые налоговые нормы требуют согласования с принципами и предписаниями, установленными ранее изданными нормативно-правовыми актами в налоговой сфере, а также с особенностями экономических тенденций.
Таким образом, налоговое законодательство Российской Федерации не требует коренных изменений. В налоговой системе необходимо устранить существующие проблемы, усовершенствовать положительные установки системы, а также выработать меры и способы для предотвращения возможных проблем.
Налоговая система является главным элементом рыночной экономики, кроме того, она представляет собой важнейший инструмент воздействия государства на развитие хозяйства, соответственно, задача государства состоит в том, чтобы адаптировать налоговую систему к современным общественным отношениям.
Как мы выяснили, источником формирования бюджета являются налоги и сборы. Поступающие в казну государства средства обеспечивает его функционирование, и, соответственно, функционирование всего общества в целом. Вследствие этого тема настоящего исследования достаточно актуальна.
Российская экономика в последние годы демонстрирует стабильную динамику роста, однако существуют факторы, которые тормозят развитие не только экономики, но и всей налоговой системы. Власти следует задействовать все имеющиеся средства для обеспечения стабильности такой системы, стремится к максимальному ее упрощению, изъятию нормативно-правовых актов, которые невозможно применять к существующим налоговым правоотношениям, создать оптимальное сочетание всех имеющихся налогов (как прямых, так и косвенных), усовершенствовать налоговое администрирование. Этот список является неполным.
В целом система налогообложения и налоговая система заключают в себе одну из главных функций экономики, поскольку регулируют экономически отношения внутри страны. Перспективы развития налоговой системы РФ положительным образом скажутся и на общественных отношениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги являются важнейшим элементом функционирования государства, являясь основной формой доходов государства. Необходимость налогов объясняется функциями государства. Налоговый механизм – это наиболее действенный и эффективный рычаг государственного регулирования. Эффективность налоговой системы государства и эффективность функционирования страны и народного хозяйства находятся в тесной зависимости и неотделимы друг от друга.
Налоговая система, как уже неоднократно говорилось, является одним из главных элементов государственной политики страны. Она является инструментом государства по воздействию на развитие хозяйства и определению приоритетов экономического и социального развития. Поэтому так важно, чтобы современная налоговая система была адаптирована требованиям новых общественных отношений и отвечала стандартам международного уровня.
В первой главе курсовой работы были рассмотрены общие сведения о налоговой системе РФ, а именно этапы ее исторического возникновения и развития и такие общие положения, как понятие налоговой системы, ее принципы и структура.
На протяжении всего времени Российская налоговая система почти всегда складывалась, развивалась и претерпевала различные изменения вместе с изменениями, которые происходили в ее политическом устройстве и под вилянием различных исторических событий.