Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоговая система Российской Федерации с точки зрения теоретических аспектов и исторического развития).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
- продразверстка;
- эмиссия денежных средств;
- контрибуции.
Роль и значение налогов и сборов в СССР снижается с начала 1930-х годов, поскольку возложенные на них функции не выполняются. Руководство использует налоги в целях борьбы с частными производителями и кулаками.
В сфере налоговой политики происходят кардинальные изменения в период с 1930-1932 годов. Результатом проведенной реформы является унификация налоговых платежных предприятий, а также упразднение акцизной системы. Прибыль, которую получали промышленные и торговые предприятия, поступала в доход государства, который формировался за счет изъятия ВНП, производимого на основе монополии государства, а не за счет налоговых поступлений.
Реформирование хозяйственного механизма как важнейшее мероприятие произошло в 1960-х годах, к нему относится следующее:
- изменение порядка распределения прибыли (полученной государственными предприятиями);
- введение фиксированных платежей;
- введение платы за фонды;
- система подоходного обложения колхозов также реформирована.
Модернизированная налоговая система России имеет начало с 1991 года. В этот период происходит осуществление комплексной налоговой реформы, формируется новое законодательство, которое будет являться основой налоговой системы РФ. Например, Закон «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на добавленную стоимость» и др.
Налоги представляют собой достаточно «древнее» явление, поскольку общепринятого определения понятия «налоговая система» (которое описывало бы всю суть налоговой системы Российской Федерации) не сформировано. Данной понятие нельзя сравнивать с понятиями налогообложения и системой налогов и сборов. Это совершенно различные явления, которые не тождественны друг другу.
Основным нормативно – правовым актами являются Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. В части первой Налогового кодекса РФ также установлены основные принципы налогообложения. Так как налоговая система, как было уже сказано, регулируется НК РФ, а также другими нормативно-правовыми актами о налогах и сборах, а в данных документах содержатся правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере налогообложения, то следует уделить внимание и понятию «налогового права».
Итак, «налоговое право – это отрасль российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают в процессе функционирования налоговой системы»[12].
Однако, на сегодняшний день, существуют различные мнения о месте налогового права в системе российского права. В своей работе Циндеалини И.А. приводит мнения различных ученых, одни из которых считают, что налоговое право – это подотрасль финансового права, некоторые, что это самостоятельная отрасль права. Существует мнение, что налоговое право – это институт бюджетного права[13].
Что касается определения «налоговой системы», то можно привести некоторые определения, существующие на данный момент. Налоговая система – это совокупность налогов, пошлин и сборов, а также иных обязательных платежей, которые взимаются в соответствии с законом с налогоплательщиков. Порядок и условия уплаты налогов и других обязательных платежей определяется Налоговым кодексом РФ.[14] Также существует и такое определение: налоговая система РФ представляет собой систему, которая основана на определенных принципах и урегулирована нормами права общественных отношений, которые складываются в сфере налогообложения[15].
Можно сказать, что налоговую систему составляют четыре основных ее элемента: система законодательство о налогах и сборах, система налогов и сборов, налогоплательщики, а также система налогового администрирования. Каждый из этих элементов не только тесно взаимосвязан с другими, но зависим от них.
У налоговой системы Российской Федерации существуют ключевые принципы, на основе которых разрабатываются все нормативно – правовые акты данной сферы.
Итак, существуют следующие основополагающие начала, другими словами, принципы налоговой системы:
1. Принцип законности – неотъемлемый принцип, которым руководствуется любая сфера нашего общества. В данном случае, он будет звучать как принцип законности налогообложения, согласно которому каждое лицо обязано уплачивать налоги и сборы, которые были установлены законно.
2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения – любое лицо имеет равные обязанности перед обществом и одной из обязанностей является уплата налогов.
3. Принцип справедливости налогообложения, то есть налоги устанавливаются с учетом способности лица к их уплате.
4. Принцип единства экономического пространства РФ заключается в том, что запрещается устанавливать налоги и сборы, которые нарушали бы единое экономическое пространство РФ.
5. Принцип экономической обоснованности налогообложения, согласно которому всегда должно быть экономическое основание и то, что налоги и сборы не могут быть произвольными. Неприемлемо и то, чтобы налоги и сборы как-то препятствовали гражданам реализации конституционных прав.
6. Принцип установления всех элементов налогообложения, то есть при установлении того или иного налога должен быть определен каждый элемент налогообложения. Так как нормативно – правовые акты законодательство о налогах и сборах ориентированы не только на специалистов, но и на обычных граждан, то обязательным условием является правильная формулировка, из которой каждый гражданин будет точно знать: какие, в каком порядке, когда налоги и сборы он обязан оплатить;
Также необходимо заметить, что налоги и сборы не должны носить дискриминационный характер и не могут взиматься из-за расовых, социальных, религиозных, национальных и иных похожих критериев. Важно и то, что никто не обязан уплачивать налоги и иные платежи, которые не предусмотрены Налоговым кодексом или же установленные им в ином порядке.
Налоговая система по своему характеру имеет динамический характер, то есть она подвергается постоянному изменению под действием различных факторов.
Что касается структуры налоговой системы РФ на данный момент, то она основана по территориальному принципу и делится на три уровня: федеральный, региональный и местный[16]. Из названий становится понятным, что федеральный уровень действует на территории всей РФ, региональный – на уровне субъектов РФ: республик, областей, городов федерального значения, краев), а местный действует на уровне муниципальных образований. Однако не стоит дробить налоговую систему по территориям, так как она должна отвечать свойству целостности территориального построения.
В части первой НК РФ установлено всего четырнадцать видов налогов и сборов, из которых девять – федерального уровня, три – регионального и два местных. К тому же в НК РФ существует возможность применения специальных налоговых режимов, где устанавливаются федеральные налоги, которые одновременно освобождают от уплаты отдельных видов налогов. На данный момент существует четыре вида налога такого типа.
Характерной чертой системы налогов и сборов является их единство, которое объясняется тождественностью целей и задач, определяющих существование данных налогов и сборов, целостностью принципов на которых функционирует данная система. Тем самым налоги и сборы всех трех уровней являются «кирпичиками», из чего следует, что система налогов и сборов является совокупностью сгруппированных и тесно взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено НК РФ.
Поэтому следует внимательно изучить проблемы правового регулирования данной системы, о чем и пойдет речь в следующей главе.
Итак, первая глава настоящей курсовой работы посвящена теоретическим и историческим аспектам налоговой системы Российской Федерации. В ней были рассмотрены этапы появления системы как таковой, состоящей из вводимых в разные периоды времени налогов, также изучены факторы и причины, которые главным образом влияли на становление налоговой системы, ее видоизменение, на недостатки и положительные моменты ее развития с течением времени.
Кроме того, нами были исследованы источники налогового права, которые устанавливали и вводили налоги, регулировали их уплату, контроль за поступлениями налогов и так далее.
В зависимости от разновидностей налогов финансовая и иная деятельность государства также имела свои особенности. Налоги вводились правителями российского государства для определенных целей, главной из которых являлось пополнение государственного бюджета. В настоящее время указанная функция налогов сохраняется, однако дополняется новыми:
- контрольной – оценивается эффективность налогового процесса в комплексе, выявляет необходимость внесения тех ил иных изменений в налоговую политику и саму систему;
- социальной – введение страховых платежей;
- регулирующей – связана с распределением налоговых платежей между лицами, отраслями и сферами экономики государства;
- антиинфляционной – ограничивает рост цен и доходов при поддержании стоимости валового продукта.
Отметим, что военные походы и завоевания были обусловлены не только выгодным для страны географическим положением желаемых к присоединению территорий, но и возможностью введения и сбора налогов с населения для пополнения казны и направления денежных средств на различные нужды страны (в первую очередь – военные).
История появления налогов, их видоизменение и отмена находит свое отражение в течение всего существования российского государства.
2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Проблемы совершенствования налоговой системы РФ в настоящее время довольно значимы, поскольку система нуждается в развитии, дополнении.
Налоговая система Российской Федерации по своей внутренней структуре и реестру налоговых платежей соответствует системе налогообложения стран, имеющих рыночную экономику. Она представляет собой, как мы выяснили, важнейший инструмент влияния на развитие хозяйства и промышленности, определяет преимущества развития российской экономики и взаимодействия ее с другими системами.
01 января 1999 года вступила в действие первая часть (Общая часть) Налогового кодекса Российской Федерации. Она регламентирует основные положения о налогах и сборах, действующих на всей территории Российской Федерации, порядок ведения, их отмены, кроме того первая часть регламентирует отношения между государством, налогоплательщиками, агентами.
Вторая часть (Особенная часть) Налогового кодекса РФ регламентирует вопросы применения сборов и налогов. Налоговый кодекс РФ является единым законодательным (нормативно-правовым) актом, который составляет основу кодифицированного налогового законодательства РФ. Российская налоговая система сформировалась окончательным образом после его принятия.
Налоговая система обладает структурой, состоящей из элементов:
- налоги;
- сборы;
- субъекты (налогооблагающие);
- таможенные и финансовые органы, которые действуют от имени налогооблагающих субъектов;
- налогоплательщики, налоговые агенты и их правовой статус.
Также на наш взгляд, принципы организации и функционирования налоговой системы, правовые нормы, методы налогового контроля можно отнести к элементам системы.
Стоит отметить, что направление развития налогового законодательства определяется Президентом России, Правительством РФ, Федеральным собранием РФ, которые принимают различные нормативно-правовые акты, формирующие налоговое законодательство в целом.
Законодательные органы субъектов РФ также вправе принимать правовые акты о налогах и сборах, которые не должны противоречить Налоговому кодексу РФ и Конституции РФ. Таким образом, нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения, являются, в частности, источниками налогового права.
К ним отнесем следующие источники:
А) основной закон страны – Конституция РФ, которая содержит в себе основные налоговые нормы. Так, обязанность каждого гражданина платить налоги и сборы закреплена в ст. 57 Основного закона России.
Б) Налоговый кодекс РФ (первая и вторая части);
В) нормативно-правовые акты о налогах и сборах, изданные законодательными органами федерального уровня и субъектов РФ;