Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;
  • политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;
  • политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

Содержание и цели налоговой политики зависят от объективных и субъективных факторов, политического строя, задач стоящих перед государством. Задачей первостепенной важности является формирование концепции налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т.е. равновесие финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами самого государства, создании благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышение уровня жизни населения.

Глава 2. Анализ современного состояния налоговой системы России и основных направлений налоговой политики

2.1. Характеристика налоговой политики в России

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.


2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса Российской Федерации весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;

3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.

Сложности решения задач налоговой политики связаны прежде всего с тем, что перед ней стоят две, на первый взгляд, взаимоисключающие задачи: достижения сбалансированности бюджетной системы и снижения налогового бремени.

Данные Федеральной службы государственной службы статистики о налоговых поступлениях консолидированного бюджета свидетельствуют об их увеличении.

В таблице 1 рассмотрим показатели налоговых поступлений в Консолидированный бюджет Российской Федерации за период 2014-2016 годы.

В основном рост поступлений в 2016 году произошел за счет НДФЛ (возросли на 615,3 млрд. руб.), НДС (возросли на 529,7 млрд. руб.), акцизы (возросли на 368,2 млрд. руб.), и налог на прибыль (возросли на 261,6 млрд. руб.). На снижение платежей в 2016 году главным образом повлияли имущественные налоги (уменьшились на 270,1 млрд. руб.), налоги и сборы за пользование природными ресурсами (уменьшились на 83,1 млрд. руб.) и НДПИ (уменьшились на 65,8 млрд. руб.). Структура налоговых платежей неоднородна. Значительную долю налоговых поступлений составляют такие налоги, как налог на прибыль, НДФЛ, НДПИ и НДС. Однако основной вес за период 2014-2016 годы имел НДФЛ. За счет имущественного налога на протяжении всего исследуемого периода пополнялась наименьшая доля бюджета в части налогов.

Таблица 1

Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за периоды 2014-2016 гг.

Наименование статей

Абсолютные величины, млрд. руб.

Относительные величины, %

2014

2015

2016

Темп роста цепной, %

Темп роста базисный, %

2016/2014

2015/2014

2016/2015

  1. Налог на прибыль

2372,8

2416,2

2677,8

101,83

110,83

112,85

  1. НДФЛ

2688,7

2401,9

3017,2

89,33

1225,62

112,22

  1. НДС

2300,7

2278,6

2808,3

99,04

123,25

122,06

  1. Акцизы

1010,4

929

1297,2

91,94

139,63

128,38

5. Налоги и сборы за пользование пр.ресурсами

2933,9

3017,2

2934,1

102,84

97,25

100,0

В т.ч.: НДПИ

2904,2

2995,0

2929,2

103,13

97,8

100,86

  1. Имущественные налоги

955,1

1034,4

764,3

108,3

73,89

80,02

Налоги и сборы всего

12606,3

12442,2

14387,7

98,7

115,64

114,13


Кроме того необходимо изучить влияние каждого налогового дохода в сложившейся системе сборов. Для чего рассмотрим структурную характеристику налоговых поступлений (таблица 2). В результате проведенного анализа можно увидеть изменения приоритетов налоговой политики РФ.

Таблица 2

Анализ структуры налоговых поступлений в бюджетную систему РФ

2014

Доля, %

2015

Доля, %

2016

Доля, %

Налог на прибыль

2294139075

18,12

2442173770

17,82

2677931428

18,61

НДФЛ

2688692172

21,33

2805209225

20,47

3017179032

20,97

НДС

2300821895

18,25

2589434194

18,89

2808309836

19,52

Акцизы

1010378970

8,01

1020955934

7,45

1297200412

9,02

Имущественные налоги

634613185

5,03

712100053

5,2

764347971

5,31

Транспортный налог

117494089

0,93

132417288

0,97

140602355

0,98

Земельные налог

202495843

1,61

213414436

1,56

221474670

1,54

Налоги и сборы за пользование пр.ресурсами

2908700153

23,07

3231599125

23,58

2934109256

20,39

В частности, произведя анализ состава и структуры доходов бюджета РФ, можно сделать вывод, что:

- значительную долю от общей суммы налоговых доходов составляют налоги и сборы за пользование природными ресурсами – 23% и эта доля в 2015 году выросла до 24%, но по данным 2016 года доля снизилась и составила 20,39 %;

- НДФЛ занимает долю в 21,33 % в 2014 году, а в следующем году доля снижается до 20,47 %, в 2016 году доля составила 20,97 %;

- Доля НДС и налога на прибыль в анализируемом периоде находится примерно на одном уровне в пределах 18%;

- Доля от сбора по акцизам, которая показала снижение в 2015 году с 8,01% до 7,45%, по данным 2016 года показала рост и составила 9,02%.

За период 2014-2016 гг. сложился позитивная ситуация поступления налоговых платежей в бюджетную систему РФ. Особенно это касается налоговых поступлений связанных с прибыльностью бизнеса и добывающим сектором экономики. Данный факт может быть связан как с ростом прибыли предприятий данной сферы деятельности, ростом объема добычи ресурсов. Сохранение позитивного тренда может сохраниться и в 2017 г. не смотря на геополитическую ситуацию и наложенными в отношении РФ санкциями, а так же на возможное увеличение налогового бремени на бизнес, повышением ставки рефинансирования. При этом дешевеющая национальная валюта может повысить объем собираемости налогов как по НДПИ, так и по другим платежам, в том числе экспортным.


Налоговые поступления играют ключевую роль в бюджетно-налоговой системе РФ. В современных условиях налоги являются основным способом привлечения денежных средств в бюджет государства и обеспечивают финансирование всех его расходных статей. Одной из важнейших расходных статей бюджета являются расходы на социальную политику, поскольку данный пункт показывает объем бюджетных средств, выделяемых государством на развитие и поддержание здравоохранения, образования, культуры, искусства, средств массовой информации, а также на проведение мероприятий в области молодежной политики и социального обеспечения. Таким образом, налоги используются в качестве эффективного инструмента экономического воздействия государства на социально-культурное развитие общества посредством финансирования конкретных бюджетных программ и проектов.

В России актуальна проблема наличия «теневой экономики», а, следовательно, выпадающих налоговых доходов бюджета. Объем российской теневой экономики велик. Ее удельный вес в структуре реальной экономики достигает, по разным оценкам, от 14-16 % (данные Росстата) до 48-52 % (данные Всемирного банка). Практически все эксперты и аналитики сходятся во мнении, что налоговое бремя[15]:

  • является главной причиной ухода экономических агентов в «теневую экономику»;
  • сдерживает привлечение реальных инвестиций.

В последние годы органами государственной власти принимаются существенные меры по упрощению налоговой системы:

  • значительно снижены ставки страховых взносов и основных налогов, а также таможенных пошлин на товары инвестиционной направленности;
  • разработаны и применяются механизмы льготного налогообложения в особых экономических зонах.

Проведены мероприятия по совершенствованию специальных налоговых режимов: единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) и единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и упрощенной системы налогообложения (УСН).

Ведется активная работа по введению налога на недвижимость. Введение единого рыночного налога на недвижимость в России важно как с точки зрения экономической целесообразности, так и социальной справедливости. Благодаря взиманию этого налога существенно увеличились бы поступления в бюджет и улучшилась ситуацию на отечественном рынке недвижимости, а также было бы обеспечено соблюдение известного принципа, в соответствии с которым «богатые должны платить больше»[16].


Все это позволило существенно снизить налоговую нагрузку на сельскохозтоваропроизводителей и субъектов малого предпринимательства, что способствовало развитию их инвестиционной деятельности и расширению производства.

Вместе с тем, снижение налогового бремени в принципе позволяет производителям вернуться из теневого сектора в легальный, но вовсе не вынуждает их к этому. Помимо применения низких налоговых ставок, льготных условий налогообложения, иных поощрительных мер следует создать условия, при которых функционирование в теневом сектор экономики практически невозможно, чтобы заставить предпринимателей соблюдать установленные требования законодательства.

Исходя из того, что одними из наиболее «теневых» отраслей являются производство алкогольной продукции и нефтепродуктов предлагаются следующие варианты выведения данного бизнеса из «тени»:

  1. с целью выведения нелегального производства алкогольной продукции установить предприятиям данной отрасли предельный минимум рентабельности и определить пороговую величину загрузки мощностей, с которой они будут платить вместо акциза ЕНВД;
  2. для определения достоверных объемов реализации нефтепродуктов предлагается установление прямой опломбированной связи между каждой раздаточной колонкой (пистолетом) автозаправочных станций и контрольно-кассовым аппаратом и предоставление права вскрытия такой номерной пломбы исключительно закрепленным за каждой АЗС (либо группой АЗС) конкретным налоговым инспектором.

Налоговая политика имеет свои особенности в периоды финансовой нестабильности, которые мы рассмотрим далее в разделе 2.2 работы.

2.2. Комплекс антикризисных мер Правительства Российской Федерации в области налоговой политики

В настоящее время отечественная экономика столкнулась с рядом внешних и внутренних вызовов. Спад производства, усилившаяся спекуляция на валютном рынке, ослабление курса рубля, которое привело к подорожанию импортной продукции, санкции в отношении ряда российских компаний и банков — все это заставляет государство более активно вмешиваться в хозяйственные процессы, усиливать государственное регулирование экономики.