Файл: Прогнозирование и государственное регулирование цен (Цена: сущность и виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время действуют следующие законы, которые регулируют цены в нашей стране:

  1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения (Закон о трансфертном ценообразовании)» (в ред. от 5.04.2013) [7];
  2. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012) [5];
  3. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 25.12.2012) [6].

Наряду с вышеуказанными законами, аспектам ценообразования посвящён также Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» [1]. В данном Законе определены цели, принципы государственного регулирования тарифов вместе с полномочиями органов государственного регулирования, а также порядок установления тарифов и проч.

В Федеральном законе от 12 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019 года, в статье 23 говорится о принципах и методах государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а в статье 23.1 описывается государственное регулирование цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках [4].

Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 27.112.2018) в статье 40 определяет принципы установления цены товаров, услуг, работ и права налоговых органов по контролю применения свободных цен в целях налогообложения [8]. Также в статье описаны такие понятия, как рынок товаров, идентичность и однородность товаров. Причём согласно данной статье есть следующие случаи, когда налоговые органы могут осуществлять проверку правильности применения цен по сделкам:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по бартерным операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Ценовое регулирование осуществляется посредством большого количества нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Такие акты в большинстве случаев разрабатываются в целях развития основных положений о ценовом регулировании, содержащихся в Постановлениях Правительства РФ. Например, постановление от 29 сентября 2009 года № 1030-ПП О регулировании цен (тарифов) в городе Москве [13].


Исходя из вышеизложенного, государственное централизованное ценообразование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне проводится регулирование цен и тарифов на использование электроэнергии, природного газа, услугами железнодорожного транспорта, услугами связи и на товары, которые закупает сугубо государство. В обязанности федерального тарифного органа входит обеспечение принятия методических предписаний по установлению цен и тарифов, установление их предельных уровней. Федеральный орган назначает руководителей региональных тарифных органов, которые проводят ценообразовательную политику, исполняют решения в своём регионе по корректировке цен и тарифов, принятые на федеральном уровне (Правительством РФ, Министерством экономики РФ, Департаментом цен).

В субъектах Российской Федерации регулирование цен происходит под руководством законодательных и исполнительных органов, органами местного самоуправления, которые имеют право устанавливать на своей территории фиксированные и регулируемые цены на отдельные социально значимые товары и осуществлять контроль за счёт местного бюджета.

К примеру, индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленный Правительством Российской Федерации, в среднем по Смоленской области за 3 квартал 2018 года составил 4,40%. За аналогичный период времени в городе Москве данный индекс был равен 5,50%, а в городе Санкт-Петербурге – 6,00% [26].

Таким образом, регулирование цен и тарифов, отчёты об исполнении деятельности должны быть транспарентными. Прозрачность – важный критерий, обеспечивающий доверительную связь государства с населением страны. Государственная политика в области ценообразования должна быть первостепенно направлена на защиту интересов населения и отечественных производителей, чтобы обеспечить конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках. Основой ценовой политики является сочетание формирования свободных цен и их частичного государственного регулирования, которое может дифференцироваться в зависимости от вида продукции, её социальной значимости, состояния конкурентной среды, а также от места производства: внутри страны или за рубежом. Официально публикуются федеральные законы и иные документы в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Кроме этого, гласными считаются тексты актов Президента РФ и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые научно-техническим центром правовой информации «Система».


Что касается практических предложений по данной теме, то государственным органам следует проводить политику ценообразования максимально прозрачно, с учётом аналитических отчётов и реальных финансовых показателей отраслей, цены в которых подвергаются централизованному регулированию. При проведении политики установления цен необходимо задействовать компетентных специалистов, обладающих гибким аналитическим складом ума.

Подводя итоги второй главе, можно отметить следующее:

1. В условиях рыночной экономики цены являют собой объект непрерывного внимания и регулирования со стороны Российского государства.

2. Цены представляют собой точку соприкосновения экономической и социально-политической жизни. Здесь сталкиваются интересы как потребителей и производителей внутри страны, так и импортеров и экспортёров, ведущих бизнес на мировом уровне.

3. Государство может влиять на цены прямым и косвенным образом в целях борьбы с инфляцией, усиления конкурентоспособности на мировых рынках, смягчения социального неравенства.

4. Процесс регулирования цен и тарифов регламентирован федеральными законами, нормативно правовыми актами и статьёй 40 Налогового кодекса Российской Федерации.

5. Государственная политика цен должна быть направлена на последующую либерализацию ценообразования в условиях сохранения государственного регулирования цен в секторе естественных монополий, госзакупок и социально первостепенных товаров и услуг.

6. Практика государственного регулирования цен должна быть прозрачной. Так, тексты федеральных законов, актов Президента РФ можно найти в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представляя собой экономическую категорию с многолетней историей, цена на современном этапе развития представляет собой денежное выражение стоимости товара, услуг или работ, однако с присущим ей свойством отклонения от самой стоимости по ряду причин: влияние спроса и предложения, маркетинговых кампаний, внешнеполитических воздействий и проч.

Одной из более актуальных проблем в условиях постоянного изменения внешнеполитической среды как для России, так и для других стран мира являются экономическое прогнозирование и государственное регулирование цен. Прогнозирование цен обладает вероятностным характером. Вопросы прогнозирования в условиях рыночной экономики необходимо рассматривать через призму макро- и микроуровней, где цена тесно связана с факторами социально-экономического развития.


Экстрагируют четыре основные функции цены. Среди них есть учётная, перераспределительная, стимулирующая и балансирующая спрос и предложение.

Государство, используя регулирующую функцию цены в целях воздействия на экономику, способно перераспределять чистый доход между отраслями народного хозяйства, определёнными регионами страны, предприятиями или отдельными группами населения. Государство, как мы выяснили ранее, участвует в процессе ценообразования прямым или косвенным способами, чтобы защитить интересы отечественных производителей товаров и услуг. В свою очередь госрегулирование входит в состав макроэкономического регулирования экономики страны и имеет широкий спектр целей. Среди них можно выделить следующие:

1) препятствование инфляционного роста цен из-за устойчивого дефицита, резкого скачка цен на сырьё и топливо, монополизма производителей;

2) содействие появлению здоровой конкуренции, которая приводит к достижениям научно-технического прогресса.

Свободно функционирующий рынок не способен обеспечить высокую результативность экономической деятельности на 100%, поэтому государственное вмешательство в процессы ценообразования вполне обосновано и призвано компенсировать этот недостаток. В дополнение, несовершенство рыночных процессов и возникающая экономическая и политическая переменность условий в мире требуют от государства особой интервенции. Деятельность государственных органов должна быть направлена на обеспечение роста производства, повышения качества реализуемой продукции, стабилизации уровня цен, достижения полной занятости рабочего населения и справедливого распределения доходов между членами общества.

Нельзя забывать, что в ходе регулирования цен также выполняются важные задачи по достижению определенных социальных результатов, например, удержание прожиточного минимума граждан, гарантирование возможности приобретать в необходимом количестве продуктов первой необходимости.

В России государство участвует в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. Оно способствует развитию малого и среднего предпринимательства, принятию антимонопольного законодательства и т. д. Проведение антимонопольной политики государством должно способствовать устранению искусственных ограничений и существованию здоровой конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, её поддержание и развитие на основе ценообразования.


В целом, воздействие на цены есть одна из глобальных целей государственного регулирования экономики. Государственное влияние осуществляется прямым и косвенным образом. С его помощью должна вестись борьба с инфляцией, происходить усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчатся социальная напряженность между разными слоями населения, которая, к сожалению, имеет тенденцию роста.

Процесс регулирования цен и тарифов регламентируется федеральными законами, нормативно правовыми актами и статьёй 40 Налогового кодекса Российской Федерации. Государственное централизованное ценообразование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Главный критерий проведения ценообразования – прозрачность. В едином пространстве, на всей территории страны население должно иметь открытый доступ к текстам федеральных законов, указов, постановлений и проч.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».

3. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

4. Федеральный закон от 12 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с изменениями, вступившими в силу 1 января 2019 г.).

5. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012).

6. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 25.12.2012).

7. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения (Закон о трансфертном ценообразовании)» (в ред. от 5.04.2013).

8. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (ред. от 27.112.2018).

9. Указ Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен».

10. Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 (ред. от 30.04.2016) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»

11. Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».