Файл: Прогнозирование и государственное регулирование цен (Цена: сущность и виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Модели межотраслевого баланса подходят для более точного прогнозирования индексов цен. В межотраслевом балансе отражается информация о взаимосвязях разных отраслей, что предоставляет возможность отслеживать влияние изменений экономических показателей в одной сфере на другие.

5. Динамическая макромодель рыночного ценообразования базируется на динамических моделях расчёта таких макропоказателей, как валовой продукт, капиталоемкость валового продукта и др. и расчётах уровня цен в зависимости от спроса и предложения.

6. Формирование цен с ориентацией на спрос. Уровень цены на продукт ставят в зависимость от изменений на него спроса. Чем выше цена, тем ниже спрос.

7. Метод планирования цен на основе издержек производства. Сущность популярного в мире метода заключается в установлении цены на товар, исходя из издержек производства и прибыли от его реализации.

С помощью данного метода фиксируются границы цены, ниже которых компания-производитель может устанавливать цену только в исключительных случаях и на установленный срок, например, при реализации стратегии проникновения на рынок, чтобы преодолеть порог, или для удержания бóльшей доли рынка.

Позитивная сторона метода заключается в наличии исчерпывающей информации об издержках производства. Если бы методом пользовались и производители, и добытчики сырья, то существовала бы минимальная ценовая конкуренция: диспаритет цен между сырьём и продукцией был бы не заметен. Подобный метод расчёта цен, исходя из суммы средних издержек производства и прибыли, считается более справедливым по отношению к покупателям и продавцам.

В случае, когда компания имеет целью рассчитать желаемую прибыль, она прибегает к использованию метода ценообразования с расчётом на получение целевой прибыли. С помощью данной методики устанавливается минимум объёма выпускной продукции, при реализации которого будут компенсированы издержки производства. Основой методики является график безубыточности. (Рисунок 2.1)

Рисунок 2.1 График безубыточности

Согласно графику, для компенсации валовых издержек валовыми поступлениями, предприятию гипотетически нужно реализовать товар на 600 000.

Однако один из недостатков метода заключается в том, что отсутствует учёт зависимости цены от спроса.

Применяя метод ценообразования на основе ощущаемой ценностной значимости товара, есть необходимость выявления субъективных предпочтений потребителя, его отношения к товару в целом и к аналогичным товарам конкурентов.


Коэффициент прямой эластичности спроса по цене рассчитывается по следующей формуле: еi=ΔQi/ΔРi,

где еi — коэффициент прямой эластичности спроса по цене данного товара; ΔQi– изменение спроса на товар i, %; ΔРi– изменение цены на товар А, %.

Если еi> 1 – спрос эластичный, т.е. даже небольшое изменение цены приводит к большому изменению объема спроса.

Если еi < 1 – спрос неэластичный, т.е. даже большое изменение цены не приводит к значительному изменению спроса.

В краткосрочном периоде для производителя или продавца выгодно, чтобы спрос оставался эластичным.

В длительном периоде, чем эластичнее спрос, тем можно больше манипулировать ценой.

Коэффициент перекрестной эластичности определяется по формуле:

Eав=ΔQА/ΔРВ

где Eав – коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене; ΔQА – изменение спроса на товар А; ΔРВ– изменение цены на товар В, %,

Если Eав > 0 – товары взаимозаменяемые; Еав < 0 – товары взаимодополняемые; Еав = 0 – товары независимые.

8. Прогнозирование цен с ориентацией на конкуренцию. В определении цены производитель руководствуется только данными о конкурентах. Назначение цен на свой товар или услуги выше или ниже уровня цен на товары конкурента происходит на рынках однородной продукции.

9. Формирование цен, ориентированное на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка. Данный метод представляет собой комбинацию приведённых выше методов прогнозирования цен с учётом издержек, спроса и конкуренции.

Изучив теоретическую часть сущности цены и методов прогнозирования цен можно сделать следующие выводы:

  1. Ценообразование в современной экономике остаётся очень сложным;
  2. Цены классифицируются согласно разнообразным признакам. По отраслям экономики они делятся на оптовые, закупочные, сметные, розничные, на тарифы и таксы;
  3. Прогнозирование цен играет важную роль в успешной деятельности организации, которая планирует свою деятельность, исходя из того, что во внешней среде постоянно происходят изменения. Прогнозирование цен протекает на микроуровне. Оперируя основными методами прогнозирования, маркетологи учитывают также курсы иностранных валют по отношению к внутренней валюте, уровни занятости и доходов населения в стране, уровень безработицы, ставки по кредитам и т.д.


2. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РФ

2.1 Регулирование цен и тарифов государством

Цены и тарифы выполняют одну из ключевых ролей в экономической и социально-политической жизни, в которой пересекаются интересы различных слоев населения. Несмотря на распространенную точку зрения о том, что в странах с рыночной экономикой ценообразование происходит абсолютно стихийным образом с минимальным вмешательством государства, на самом деле данный процесс – объект непрерывного внимания и регулирования со стороны государства в той или иной степени.

Влияя на цены прямым или косвенным образом, государство ведёт свою деятельность по достижению глобальных целей проводимого им регулирования экономики. В перечень целей входит структурная и конъюнктурная политика, преодоление роста инфляции, стимулирование и модернизация экономической системы, усиление конкурентных позиций на ключевых рынках мира и др. Результатом госконтроля ценообразования является достижение генерального плана по государственному регулированию, а именно по оптимизации экономического развития и принятия мер по стабилизации социальной системы.

По мнению известного экономиста М. Девере, государственное регулирование более предпочтительно, чем свободное ценообразование, поскольку оно позволяет воздействовать на объёмы производства в нужном направлении [17].

Исторически сложилось так, что ни в одном государстве ещё никогда не возникало полной свободы ценообразования. В течение различных исторических этапов происходили только некоторые различия в степени и видах ограничения свободы установления цен.

Например, с конца XIX по второе десятилетие XX века в Российской империи использовались такие регулирующие меры, как применение тарифов на услуги государственной железной дороги, почтамта, телеграфа, наряду с установлением государственных монопольных цен на акцизную продукцию и реализацией продовольственных запасов государства в годы неурожая. Популярными были также косвенное налогообложение и таможенная политика, которые значительным образом воздействовали на цены и тарифы внутри страны.

В дальнейшем в истории государственного регулирования цен и тарифов поворотными событиями стали первая мировая война, последовавший за ней экономический застой с присущим для него отсутствием подъёма производства и безработицей, и как следствие наступивший кризис. Общественные потрясения политического и экономического характера заставили пересмотреть ситуацию и начать поиск способов сдерживания хаотичного развития событий, что потребовало государственного вмешательства в простую жизнь домохозяйств, крупного и мелкого бизнесов. В первую очередь регулирование коснулось ценообразования, как основы системы цен в целом. Так, середина 30-х годов в большинстве развитых стран стала временем принятия законов, наделяющих государство полномочиями по регулированию цен и тарифов. Политика ценообразования того периода позволяла идти на крайние меры вплоть до замораживания цен, что стало основным элементом государственной экономической политики тех лет.


За длительную практику государственного регулирования цен и тарифов были установлены следующие формы воздействия [16]:

1. Наблюдение, осуществляемое правительственными органами. Данный вид деятельности реализуется преимущественно центральным статистическим управлением. Главной целью наблюдения становится констатация роста стоимости жизни, чтобы определить индекс номинального повышения заработной платы и пенсий. В обязанности статистического управления также входит выяснение, каким образом повышение цен может повлиять на производственные издержки и конкурентоспособность на международном уровне.

2. Прямое государственное воздействие. Посредством государственных субсидий происходит снижение издержек отдельных фирм-производителей. С помощью одного из видов субсидий данной категории происходит снижение или полное замораживание цен на отдельные услуги или товары, благодаря специальным доплатам как производителю, так и потребителю.

Прямым вмешательством в процесс ценообразования считается государственная политика определения цен на «акцизные товары», например топливо и алкоголь, представляющие собой объекты косвенного налога.

3. Косвенное воздействие на ценообразование заключается в том, что во внешней торговле либо вводятся новые, либо отменяются старые количественные и таможенные ограничения. Вместе с тем изменению подвергаются учётные ставки, налоги, размер эмиссии бумажных денег и т.д.

4. Государственное вмешательство. Эта форма воздействия предполагает санкционированное правительством завышение издержек производства. В результате объявленных правительством льгот, не действительные, а расчетные издержки на предприятиях становятся настолько высокими, что повышение цен неминуемо.

5. Лидерство в ценах и тарифах происходит в государстве со значительной долей влияния на ценовую политику. Государственные предприятия, которым подконтрольна значительная доля рынка, в условиях ограниченного предложения могут стать лидерами в ценах, определяющими их уровень фактически по отраслям. По аналогии подобная ситуация зарождается в отраслях, в которых государство играет роль крупного заказчика и покупателя, например, в различных видах строительства, в производстве вооружений и других заказов для армии. В сложившейся ситуации органы правительства определяют по договоренности с компаниями-производителями товаров и услуг контрактные цены, которые становятся для отрасли базовыми. Это означает, что государство может в разных индустриях лидировать в ценах не только в качестве продавца, но и одновременно быть покупателем.


6. Государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государство поощряет экспорт товаров через освобождение компаний-экспортеров от налогов. Во многих странах предоставляются экспортные субсидии, льготные кредитов и транспортные тарифы. Такие меры значительным образом оказывают положительное влияние на условия ценовой конкуренции на мировом рынке.

Одним из самых результативных методов прямого государственного регулирования внутренних цен считаются количественные и качественные ограничения импорта вместе с таможенными пошлинами.

Оберегание внутреннего рынка от конкуренции со стороны иностранных производителей и прямое воздействие на цену ввозного товара с помощью таможенных сборов ведет к ряду положительных факторов. Они включают в себя сокращение предложения и ослабление конкуренции на внутреннем рынке; увеличение цен на импортную продукцию, за которыми следуют более выгодные для своего населения цены на товары отечественного производства. Таким образом, в условиях экономики нашей страны одним из ведущих направлений государственной ценовой политики может стать проведение экономически обоснованной либерализации цен, что бы способствовало сближению внутренних и мировых цен.

Для достижения данной цели требуется использование механизма ценовой конкуренции отечественной продукции и аналогичной продукции внешнего рынка. Это позволяет оценивать возможности экспортного потенциала страны и предоставляет возможность определить систему естественных ограничений для роста цен на отечественную продукцию.

Введение механизма ценовой конкуренции имеет целью относительно быстрое аккумулирование инвестиционных ресурсов с помощью реализации топливно-сырьевых ресурсов по мировым ценам. Вместе с этим ставится задача ликвидировать монополистов в области ценообразования посредством введения минимальных цен и развивать отечественные перспективные производства. Ключевым условием реализации новой ценовой политики выступает обязательная новая система налогов.

7. Установление фиксированных льготных цен и тарифов на товары и услуги, производимые в государственном секторе экономики. Искусственно сдерживаемые цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве. Это цены на сырье и электроэнергию, добываемое государственными предприятиями вместе с железнодорожными, почтово-телеграфными тарифами.

8. Контроль цен в форме их фиксации или установления пределов их повышения является средством административного хозяйственного регулирования. Данный вид контроля применяется обычно в условиях рыночного хозяйства при обострении социальной напряженности и не доказывает свою эффективность в долгосрочном направлении.