Файл: Прогнозирование и государственное регулирование цен (Цена: сущность и виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Передача прав установления и контроля над ценами на определенные виды товаров наднациональным органам. Примером могут служить установление цен на уголь и чёрные металлы Европейским объединением угля и стали в 1950-х гг., временная фиксация цен время от времени на сельскохозяйственные товары в ЕС, унификация налогов в качестве существенного фактора ценообразования.

Любое применение приведённых выше форм государственного регулирования цен зависит от ситуации, социально-экономического и политического состояния региона или страны в целом.

Таким образом, воздействуя на цены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого им регулирования экономики. Это касается структурной и конъюнктурной политик, борьбы с инфляцией, содействия и усовершенствования экономической системы в целом, усиления конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках и пр. В конечном итоге, государственный контроль в ценообразовании должен служить оптимизации экономического развития и стабилизации национальной социальной системы.

2.2 Формы и методы воздействия государства на цены в РФ

В рыночной экономике как свободные, так и регулируемые цены устанавливаются и утверждаются предприятием. Однако с точки зрения микро- и макроуровней можно утверждать, что государственное регулирование цен происходит на макроуровне. Здесь возможны две формы государственного вмешательства: прямая и косвенная.

Решение о регулировании цен принимается через органы управления, которые руководствуются анализом деятельности субъектов ценообразования. Главной целью подходящих методов регулирования заключается в повышении качеств выпускаемого товара и удовлетворении на него спроса.

Целесообразность прямого вмешательства государства в условиях рыночной экономики проявляется в том случае, когда необходимо стабилизировать действующие цены при значительной доле инфляции.

Рассмотрим формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования на примере Российской Федерации:

1. Замораживание цен на отдельные группы товаров или на все товары и услуги. К данному методу прибегают, когда инфляция достигает наивысших темпов. Так, в 2007 году министерство сельского хозяйства заключило соглашение о замораживании цен с производителями и поставщиками на социально значимые продукты, такие как хлеб, молоко, куриные яйца и подсолнечное масло, сроком до 31 января 2008 года. Часто проводится политика замораживания цен на лекарства и другие товары первой необходимости в период предвыборных кампаний.


2. Введение фиксированных тарифов и цен. Фиксированные цены обычно применяются при заключении государственных контрактов. Это означает, что фиксированные цены и тарифы устанавливаются и утверждаются на основе решения органов управления. Субъекты ценообразования в таком случае обязаны реализовывать свою продукцию не выше фиксированной цены.

3. Установление пределов возможного роста цены или надбавки, наценки и скидки за определенный период времени. Здесь рассматриваются границы надбавочной стоимости, выше или ниже которых цена не должна переходить. Данная форма регулирования применима при дефиците товаров и услуг, так как результатом роста свободных цен становится сокращение объёмов производства. Предельный ценовой уровень – потребительская гарантия от своеобразной диктатуры производителей при отсутствии конкурентных условий на внутреннем рынке. Предельные уровни или надбавки могут устанавливаться местными органами власти, т.е. на территории конкретного муниципального образования, а не на всей территории РФ.

4. Определение предельного уровня рентабельности. В РФ такой метод наиболее популярен и находит применение при регулировании цен на продукцию монопольных организаций. Он охватывает те виды услуг, цены на которые регулируются местными органами власти. При расчёте цены учитывают прибыль в размере предельного уровня рентабельности. Так, правительство РФ в начале 90-х гг. XX века утвердило предельные уровни рентабельности на продукцию в борьбе с монополией. Размер предельных уровней был классифицирован по отраслям и группам товаров и услуг. Если фактическая рентабельность превышала принятый правительством уровень, предприятия были должны пересмотреть свою ценовую политику в сторону снижения, так как последующая реализация их продуктов или услуг должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

5. Декларирование повышения цен. Органы исполнительной власти вправе вводить декларирование оптовых или отпускных цен на отдельные виды продукции, чтобы предотвратить неоправданный рост цен, провоцированный производителями-монополистами, специализирующимися на выпуске товаров массового пользования. Метод направлен на социальную защиту населения, создание комфортных условий для развития малого и среднего предпринимательства и контроля над ситуацией на потребительском рынке.

Правовой основой данного метода является Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 30.11.2018) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [12].


Косвенное государственное вмешательство в ценообразование, в свою очередь, происходит с помощью непрямых методов, направленных на содействие расширению товарного предложения на внутреннем рынке и регулированию доходов населения.

Косвенное регулирование цен включает в себя льготное налогообложение, кредитование на льготных условиях, бюджетное субсидирование и дотирование, договоры о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, заключённые органами власти с юридическим или физическим лицом.

С помощью данных мероприятий можно сократить затраты на производство и снизить или стабилизировать цены для потребителя. Государственное субсидирование – это значимая поддержка не приносящим большого дохода предприятиям, однако, выполняющим важную роль в национальной экономике отраслей, а также предприятиям, находящимся на грани кризиса.

1. Льготное налогообложение доходов предоставляет преимущество некоторым группам налогоплательщиков по закону платить сборы или налоги в меньшем размере от установленных ставок, чем это делают остальные граждане, или полностью освобождает их от уплаты.

2. Льготное кредитование означает выдачу кредита под искусственно заниженную процентную ставку. Так, например, с 1 января 2017 года производителям сельскохозяйственной продукции, организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством, переработкой или продажей сельскохозяйственных товаров, можно получить в одном из уполномоченных Министерством сельского хозяйства РФ банков краткосрочные или инвестиционные кредиты. Процентная ставка составит не более 5%. Недополученные доходы банку возвращаются напрямую из федерального бюджета уже в размере ключевой ставки.

3. Субсидирование цен происходит на определённых условиях, когда производителям специфического вида товара предоставляются денежные ассигнования из средств бюджета государства, чтобы компенсировать потери и увеличить доходы от реализации товара по ценам, не окупающим издержки производства или не приносящим должного уровня дохода.

4. Дотации – это межбюджетные трансферты на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Обычно их получают те производства, которые важны для экономики в целом, но, к сожалению, временно не способны принести значительный доход или являются убыточными. В нашей стране сегодня распространены дотации производства сельскохозяйственной продукции и образовательной сферы.


К примеру, студент (или аспирант) государственного технического вуза может надеяться на президентскую стипендию, если он получает специальность, которая необходима российской экономике. При этом он должен располагать особыми заслугами и участвовать в научной деятельности образовательного учреждения.

Наряду с вышеперечисленным, к формам косвенного регулирования цен можно отнести:

  1. создание условий, при которых будет развиваться здоровая конкуренция и предпринимательство. Для этого в РФ постоянно проводятся анализы обоснованности затрат монополистов.
  2. использование льготных таможенных пошлин, таможенных тарифов, целью которых является стимулирование товарного вмешательства по дефицитным продуктам или товарам для социально незащищенных граждан.
  3. стимулирование деятельности по привлечению иностранных инвестиций с целью создания совместных предприятий и новых рабочих мест.

2.3 Практика государственного регулирования цен в РФ

Согласно экономической теории, при условии, что рынок не способен обеспечивать приемлемое распределение ресурсов, в рыночную ситуацию должно вмешаться государство, посредством имеющихся у него рычагов экономического давления, в том числе практических методов воздействия на рыночные отношения.

Регулирование цен и тарифов в России занимает одно из ключевых мест среди задач, стоящих перед государственными органами. Существует 150 нормативно правовых актов, регулирующих отношения в области государственного регулирования цен в РФ. Однако в процессе формирования цен и тарифов всё равно могут возникнуть специфические проблемы. Вот некоторые из них:

1) разрозненное нормативно-правовое регулирование;

2) неопределённость правового регулирования и наличие в нём белых пятен;

3) отсутствие «прозрачности» в процедурах установления цен и тарифов.

Как следствие может возникнуть тарифная дискриминация, когда тарифы организаций, функционирующих в равных условиях, отличаются в десятки раз. Возникновение коррупционных факторов при принятии решений косвенного влияния на ценообразование может привести к банкротству регулируемых предприятий, что, в свою очередь, может привести к недоверию к системе государственного вмешательства в экономику в целом. Например, согласно данным ФАС России, было выдано 63 предписания об устранении нарушений в ходе проверки более 3600 тарифов в ходе 14 проверок массовых нарушений, допускаемых органами регулирования в 2017 году [25]. В период за 2017-2019 гг. были выявлены экономически необоснованные денежные средства, подлежащие исключению из необходимой валовой выручки (НВВ) регулируемых организаций. Так, исключению подлежат 7,5 млрд российских рублей из сектора электроэнергетики, теплоснабжения и водоснабжения/водоотведения (См. приложение 1, 2).


В целях решения проблем тарифного и ценового регулирования возникает необходимость определения на законодательном уровне следующего:

1) единые принципы и методы регулирования цен и тарифов на государственном уровне;

2) единый порядок принятия решений;

3) порядок утверждения инвестиционных программ, финансируемых из тарифных источников;

4) порядок взаимодействия федерального и региональных тарифных регуляторов;

5) алгоритм рассмотрения на федеральном уровне споров по региональным тарифам и ценам.

В процессе регулирования цен и тарифов государственные органы должны преследовать следующие цели:

1) защита потребительских интересов;

2) обеспечение доступности товаров и услуг для потребителей;

3) обеспечение устойчивого развития экономики;

4) создание благоприятных условий для развития здоровой конкуренции;

5) экономическая стимуляция использовать ресурсосберегающие технологии в производственных процессах и др.

Для достижения целей необходимо правильно использовать принципы и методы регулирования цен и тарифов во избежание создания тупиковых ситуаций на высоком уровне. К принципам и методам относят:

1) балансирование интересов как потребителей, так и субъектов регулирования;

2) определение цен и тарифов согласно их экономической обоснованности;

3) долгосрочность;

4) гарантия стабильных и не ущемляющих права условий для осуществления предпринимательской деятельности в сферах государственного регулирования;

5) открытость деятельности регулируемых субъектов и регулирующей стороны и др.

Основные направления государственной ценовой политики в России на ближайшую перспективу определяются Указом Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 30.04.2016) [10] и соответствующим Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 (ред. от 30.11.2018) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [12].

15% валового внутреннего продукта нашей страны распределяется по регулируемым ценам. Сюда входят:

  1. продукция естественных монополий, т.е. того предприятия, чей товар не может быть заменён в потреблении другими товарами;
  2. производство продукции оборонного назначения;
  3. производство драгоценных металлов и сплавов;
  4. торговые наценки на детское питание, лекарственные препараты и медицинское оборудование;
  5. коммунальные услуги;
  6. ритуальные услуги.