Файл: Прогнозирование и государственное регулирование цен (Цена: сущность и виды).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 3
9. Передача прав установления и контроля над ценами на определенные виды товаров наднациональным органам. Примером могут служить установление цен на уголь и чёрные металлы Европейским объединением угля и стали в 1950-х гг., временная фиксация цен время от времени на сельскохозяйственные товары в ЕС, унификация налогов в качестве существенного фактора ценообразования.
Любое применение приведённых выше форм государственного регулирования цен зависит от ситуации, социально-экономического и политического состояния региона или страны в целом.
Таким образом, воздействуя на цены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого им регулирования экономики. Это касается структурной и конъюнктурной политик, борьбы с инфляцией, содействия и усовершенствования экономической системы в целом, усиления конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках и пр. В конечном итоге, государственный контроль в ценообразовании должен служить оптимизации экономического развития и стабилизации национальной социальной системы.
2.2 Формы и методы воздействия государства на цены в РФ
В рыночной экономике как свободные, так и регулируемые цены устанавливаются и утверждаются предприятием. Однако с точки зрения микро- и макроуровней можно утверждать, что государственное регулирование цен происходит на макроуровне. Здесь возможны две формы государственного вмешательства: прямая и косвенная.
Решение о регулировании цен принимается через органы управления, которые руководствуются анализом деятельности субъектов ценообразования. Главной целью подходящих методов регулирования заключается в повышении качеств выпускаемого товара и удовлетворении на него спроса.
Целесообразность прямого вмешательства государства в условиях рыночной экономики проявляется в том случае, когда необходимо стабилизировать действующие цены при значительной доле инфляции.
Рассмотрим формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования на примере Российской Федерации:
1. Замораживание цен на отдельные группы товаров или на все товары и услуги. К данному методу прибегают, когда инфляция достигает наивысших темпов. Так, в 2007 году министерство сельского хозяйства заключило соглашение о замораживании цен с производителями и поставщиками на социально значимые продукты, такие как хлеб, молоко, куриные яйца и подсолнечное масло, сроком до 31 января 2008 года. Часто проводится политика замораживания цен на лекарства и другие товары первой необходимости в период предвыборных кампаний.
2. Введение фиксированных тарифов и цен. Фиксированные цены обычно применяются при заключении государственных контрактов. Это означает, что фиксированные цены и тарифы устанавливаются и утверждаются на основе решения органов управления. Субъекты ценообразования в таком случае обязаны реализовывать свою продукцию не выше фиксированной цены.
3. Установление пределов возможного роста цены или надбавки, наценки и скидки за определенный период времени. Здесь рассматриваются границы надбавочной стоимости, выше или ниже которых цена не должна переходить. Данная форма регулирования применима при дефиците товаров и услуг, так как результатом роста свободных цен становится сокращение объёмов производства. Предельный ценовой уровень – потребительская гарантия от своеобразной диктатуры производителей при отсутствии конкурентных условий на внутреннем рынке. Предельные уровни или надбавки могут устанавливаться местными органами власти, т.е. на территории конкретного муниципального образования, а не на всей территории РФ.
4. Определение предельного уровня рентабельности. В РФ такой метод наиболее популярен и находит применение при регулировании цен на продукцию монопольных организаций. Он охватывает те виды услуг, цены на которые регулируются местными органами власти. При расчёте цены учитывают прибыль в размере предельного уровня рентабельности. Так, правительство РФ в начале 90-х гг. XX века утвердило предельные уровни рентабельности на продукцию в борьбе с монополией. Размер предельных уровней был классифицирован по отраслям и группам товаров и услуг. Если фактическая рентабельность превышала принятый правительством уровень, предприятия были должны пересмотреть свою ценовую политику в сторону снижения, так как последующая реализация их продуктов или услуг должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.
5. Декларирование повышения цен. Органы исполнительной власти вправе вводить декларирование оптовых или отпускных цен на отдельные виды продукции, чтобы предотвратить неоправданный рост цен, провоцированный производителями-монополистами, специализирующимися на выпуске товаров массового пользования. Метод направлен на социальную защиту населения, создание комфортных условий для развития малого и среднего предпринимательства и контроля над ситуацией на потребительском рынке.
Правовой основой данного метода является Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 30.11.2018) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [12].
Косвенное государственное вмешательство в ценообразование, в свою очередь, происходит с помощью непрямых методов, направленных на содействие расширению товарного предложения на внутреннем рынке и регулированию доходов населения.
Косвенное регулирование цен включает в себя льготное налогообложение, кредитование на льготных условиях, бюджетное субсидирование и дотирование, договоры о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, заключённые органами власти с юридическим или физическим лицом.
С помощью данных мероприятий можно сократить затраты на производство и снизить или стабилизировать цены для потребителя. Государственное субсидирование – это значимая поддержка не приносящим большого дохода предприятиям, однако, выполняющим важную роль в национальной экономике отраслей, а также предприятиям, находящимся на грани кризиса.
1. Льготное налогообложение доходов предоставляет преимущество некоторым группам налогоплательщиков по закону платить сборы или налоги в меньшем размере от установленных ставок, чем это делают остальные граждане, или полностью освобождает их от уплаты.
2. Льготное кредитование означает выдачу кредита под искусственно заниженную процентную ставку. Так, например, с 1 января 2017 года производителям сельскохозяйственной продукции, организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством, переработкой или продажей сельскохозяйственных товаров, можно получить в одном из уполномоченных Министерством сельского хозяйства РФ банков краткосрочные или инвестиционные кредиты. Процентная ставка составит не более 5%. Недополученные доходы банку возвращаются напрямую из федерального бюджета уже в размере ключевой ставки.
3. Субсидирование цен происходит на определённых условиях, когда производителям специфического вида товара предоставляются денежные ассигнования из средств бюджета государства, чтобы компенсировать потери и увеличить доходы от реализации товара по ценам, не окупающим издержки производства или не приносящим должного уровня дохода.
4. Дотации – это межбюджетные трансферты на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Обычно их получают те производства, которые важны для экономики в целом, но, к сожалению, временно не способны принести значительный доход или являются убыточными. В нашей стране сегодня распространены дотации производства сельскохозяйственной продукции и образовательной сферы.
К примеру, студент (или аспирант) государственного технического вуза может надеяться на президентскую стипендию, если он получает специальность, которая необходима российской экономике. При этом он должен располагать особыми заслугами и участвовать в научной деятельности образовательного учреждения.
Наряду с вышеперечисленным, к формам косвенного регулирования цен можно отнести:
- создание условий, при которых будет развиваться здоровая конкуренция и предпринимательство. Для этого в РФ постоянно проводятся анализы обоснованности затрат монополистов.
- использование льготных таможенных пошлин, таможенных тарифов, целью которых является стимулирование товарного вмешательства по дефицитным продуктам или товарам для социально незащищенных граждан.
- стимулирование деятельности по привлечению иностранных инвестиций с целью создания совместных предприятий и новых рабочих мест.
2.3 Практика государственного регулирования цен в РФ
Согласно экономической теории, при условии, что рынок не способен обеспечивать приемлемое распределение ресурсов, в рыночную ситуацию должно вмешаться государство, посредством имеющихся у него рычагов экономического давления, в том числе практических методов воздействия на рыночные отношения.
Регулирование цен и тарифов в России занимает одно из ключевых мест среди задач, стоящих перед государственными органами. Существует 150 нормативно правовых актов, регулирующих отношения в области государственного регулирования цен в РФ. Однако в процессе формирования цен и тарифов всё равно могут возникнуть специфические проблемы. Вот некоторые из них:
1) разрозненное нормативно-правовое регулирование;
2) неопределённость правового регулирования и наличие в нём белых пятен;
3) отсутствие «прозрачности» в процедурах установления цен и тарифов.
Как следствие может возникнуть тарифная дискриминация, когда тарифы организаций, функционирующих в равных условиях, отличаются в десятки раз. Возникновение коррупционных факторов при принятии решений косвенного влияния на ценообразование может привести к банкротству регулируемых предприятий, что, в свою очередь, может привести к недоверию к системе государственного вмешательства в экономику в целом. Например, согласно данным ФАС России, было выдано 63 предписания об устранении нарушений в ходе проверки более 3600 тарифов в ходе 14 проверок массовых нарушений, допускаемых органами регулирования в 2017 году [25]. В период за 2017-2019 гг. были выявлены экономически необоснованные денежные средства, подлежащие исключению из необходимой валовой выручки (НВВ) регулируемых организаций. Так, исключению подлежат 7,5 млрд российских рублей из сектора электроэнергетики, теплоснабжения и водоснабжения/водоотведения (См. приложение 1, 2).
В целях решения проблем тарифного и ценового регулирования возникает необходимость определения на законодательном уровне следующего:
1) единые принципы и методы регулирования цен и тарифов на государственном уровне;
2) единый порядок принятия решений;
3) порядок утверждения инвестиционных программ, финансируемых из тарифных источников;
4) порядок взаимодействия федерального и региональных тарифных регуляторов;
5) алгоритм рассмотрения на федеральном уровне споров по региональным тарифам и ценам.
В процессе регулирования цен и тарифов государственные органы должны преследовать следующие цели:
1) защита потребительских интересов;
2) обеспечение доступности товаров и услуг для потребителей;
3) обеспечение устойчивого развития экономики;
4) создание благоприятных условий для развития здоровой конкуренции;
5) экономическая стимуляция использовать ресурсосберегающие технологии в производственных процессах и др.
Для достижения целей необходимо правильно использовать принципы и методы регулирования цен и тарифов во избежание создания тупиковых ситуаций на высоком уровне. К принципам и методам относят:
1) балансирование интересов как потребителей, так и субъектов регулирования;
2) определение цен и тарифов согласно их экономической обоснованности;
3) долгосрочность;
4) гарантия стабильных и не ущемляющих права условий для осуществления предпринимательской деятельности в сферах государственного регулирования;
5) открытость деятельности регулируемых субъектов и регулирующей стороны и др.
Основные направления государственной ценовой политики в России на ближайшую перспективу определяются Указом Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 30.04.2016) [10] и соответствующим Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 (ред. от 30.11.2018) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [12].
15% валового внутреннего продукта нашей страны распределяется по регулируемым ценам. Сюда входят:
- продукция естественных монополий, т.е. того предприятия, чей товар не может быть заменён в потреблении другими товарами;
- производство продукции оборонного назначения;
- производство драгоценных металлов и сплавов;
- торговые наценки на детское питание, лекарственные препараты и медицинское оборудование;
- коммунальные услуги;
- ритуальные услуги.