Файл: Прогнозирование и государственное регулирование цен (Цена: сущность и виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Важную роль в обеспечении оптимальной работы современных экономических систем в мире отводят институту государства. За всю историю своего существования государство выполняло ряд задач, таких как обеспечение порядка, поддержание законности и национальной обороны, а также выполнения определенных функций в экономической сфере. Например, в Европе на рассвете капитализма (XVI век) зарождались процессы, известные в современных условиях, как внешняя торговля, централизованный контроль над ценами, качество товаров и услуг, процентные ставки и т.д. В наше время государства с любыми формами правления продолжают осуществлять регулирование национальных экономик, вмешиваясь в разной степени в их функционирование.

Дискуссионными остаются вопросы, в каком соотношении должно сочетаться государственное и рыночное регулирование цен, где могут проходить границы государственного вмешательства, насколько важно планирование и прогнозирование. В итоге существует большое количество разногласий, имеющих своё отражение в различных подходах к данной проблеме: от тотального государственного контроля до минимизации экономического вмешательства государства. Несмотря на это, необходимость выполнения государством определенных экономических функций и полномочий трудно подвергнуть сомнению.

В России, как и во многих других постсоветских странах, одними из более актуальных вопросов являются экономическое прогнозирование, государственное регулирование цен и экономики в целом. Для формирования здорового конкурентоспособного рынка, внешнего и внутреннего, необходимо проведение многоступенчатых мероприятий, направленных на оптимизацию экономики страны. На практике такой трудоёмкий комплекс мероприятий неосуществим без вмешательства государства в экономику путём чёткого планирования и прогнозирования, наряду с регулированием цен, инвестиций, контроля занятости населения, перераспределения ресурсов, модернизации налогообложения и т.д. Из этого следует, что политике государства по решению данных вопросов следует быть скрупулезно продуманной и обоснованной. В связи с этим тема данной курсовой работы отличается своей актуальностью.

Целью курсовой работы стало рассмотрение вопросов государственного планирования и регулирования цен на примере Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, задачи работы были следующими:

  1. изучить теоретические аспекты прогнозирования и планирования цен;
  2. проанализировать методы прогнозирования цен;
  3. систематизировать полученные знания по практике государственного регулирования цен и тарифов в РФ;
  4. дать практические рекомендации по исследуемой проблеме.

Объектом настоящего исследования является прогнозирование и планирование цен. Предметом рассмотрения – государственное регулирование цен в РФ. При написании данной курсовой работы применялся метод анализа и синтеза, метод сравнения и аналогий. Курсовая работа состоит из двух глав, которые включают несколько подпунктов.

При написании данной работы были использованы тексты федеральных законов, нормативно-законодательных актов и постановлений, научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации и Интернет-источники (официальные веб-сайты государственных органов РФ, в частности, сайт Федерального антимонопольного агентства РФ). Основными источниками, раскрывающими теоретические основы планирования и прогнозирования цен, явились работы Басовского Л.Е., Мак-Дональда М. и Невской Н.А, Сазонова В.Г. В данных источниках подробно рассмотрены понятия планирования и прогнозирования, их место в управлении и экономике. При исследовании концепции цены и государственного ценообразования использовались работы Воробьёвой И.П., Слепцова В.А. и Уткина Э.А.

1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕН

1.1. Цена: сущность и виды

Возникнув столетия назад, цена представляет собой экономическую категорию исторического характера. Несмотря на то, что цена является денежным выражением стоимости товара, в любом товарном производстве цена отклоняется от стоимости. Такие отклонения в плановом порядке могут применяться государством в качестве экономического инструмента для воздействия на производство, реализацию и использование готовой продукции.

Цена, будучи эффективным рычагом регулирования экономики, может складываться под влиянием как рынка, так и государства. В данных условиях существуют факторы, оказывающие воздействие на цены: государственное регулирование цен, издержки производства, соотношение спроса и предложения, конкуренция, качество продукции, внешнеэкономические факторы и состояние денежного обращения.

Выделяют четыре основные функции цены: учётную, перераспределительную, стимулирующую и балансирующую спрос и предложение [19].

Учётная функция цены состоит в том, что она позволяет сопоставить различные блага, которые не могут быть сравнимы по потребительским характеристикам. Так, в ценностном выражении можно установить показатели макроэкономические, отраслевые и конкретного предприятия.


Перераспределительная функция включает распределение общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными секторами, регионами страны и группами населения.

Сущность стимулирующей функции состоит в поощрительном сдерживании цен на продукцию разных отраслей производства. Например, для стимулирования производства инновационной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя.

Балансирующая функция заключается в способности цены регулировать спрос и предложение в условиях рыночных отношений. Данный процесс сопровождается движением цены вверх или вниз.

Существуют внутренние и внешние факторы, которые определяются соотношением спроса и предложения и влияют на формирование цен. Внутренние факторы или факторы микроэкономического уровня обуславливаются деятельностью самого предприятия. В их число входят специфические свойства товаров, способы производства, ориентация на рыночный сегмент, организация сервиса, маркетинг и т.д.

Под внешними факторами понимают макроэкономические факторы, которые включают политическую стабильность страны в целом, обеспеченность природными ресурсами, общий уровень инфляции, т.е. условия в стране и за её пределами.

По отраслям экономики цены делятся на оптовые, розничные, закупочные, сметы, тарифы и таксы.

По способу установления цены подразделяются на свободные или договорные и регулируемые. Свободные цены образуются под воздействием спроса и предложения на рынке, а цены, установленные государством, называются фиксированными. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону.

По мере развития международных отношений возрастает роль мировых цен. Данные цены рассчитывают в свободно конвертируемой валюте без ограничений административного характера. Необходимость их использования продиктована появлением различных цен на однотипные товары. По мировым ценам заключаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки.

Вместе с тем, в экономической практике помимо описанных видов цен имеются другие, основанные на самых разнообразных признаках.

Цена сказывается на уровне спроса товара или услуги. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена кривой спроса. (Рисунок 1.1)

Рисунок 1.1. Кривая спроса

Данная кривая иллюстрирует, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени. В обычных условиях спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем выше цена, тем ниже спрос. Например, подняв цену с Pв до Ра, будет продано меньшее количество товара. Вероятно, что потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими.


Как правило, максимальная цена может определяться спросом, а минимальная – издержками по производству товара или предоставлению услуг. Возможная цена складывается из себестоимости продукции, цены конкурентов и товаров-заместителей вместе с уникальными достоинствами товара.

Каждой отрасли характерна своя цена: в промышленности есть оптовая цена, в потребительском секторе – розничная, в строительстве – сметная, на транспорте – тарифы, в сфере услуг – таксы.

Таким образом, цена представляет собой одну из сложных экономических категорий. В ней отражаются интересы производителей и общества в целом. Главными элементами цены выступают издержки производства, налоги, оптовые и торговые надбавки, скидки, транспортные издержки.

1.2. Методы прогнозирования цен

На сегодняшний день на фоне повышения роли неценовых факторов, таких как доходы населения, модные тренды, взаимодополняющие и взаимозаменяющие товары, прогнозирование цен представляет собой важное составляющее успешного бизнеса.

По определению, прогнозирование цен – это научно-обоснованное предвидение потенциальных курсов цен, учитывающее действия основных ценообразующих факторов в долгосрочной перспективе. Прогнозирование цен обладает вероятностным характером. [15]

Вместе с тем, цена тесно связана с рядом других факторов социально-экономического развития. Вследствие этого вопросы прогнозирования в условиях рыночной экономики необходимо рассматривать через призму макро- и микроуровней. Прогнозные расчёты потребительских цен, вместе с расчётами экспортных, импортных цен, изменения цен по отраслям экономики и государственное регулирование цен реализуется, как правило, на макроуровне.

Прогнозирование цен протекает на микроуровне. Здесь формулируются цели маркетинга, проходят исследования эластичности спроса, рассчитываются изменения сумм издержек при различных уровнях производства и происходит изучение цен конкурентов в качестве основы при ценовом позиционировании собственного товара.

В мировой практике традиционно выделяют следующие методы прогнозирования цен:

1. Методы экспертных оценок. Выделяют индивидуальные и коллективные экспертные оценки: интервью, анкетирование, метод комиссий, мозговая атака, «дерево целей» и др. Одно из преимуществ этих методов – возможность разностороннего анализа проблемы.


Обработка экспертных оценок, результаты опросов специалистов и потребителей, а также условия рынка и издержек производства в данном случае приводит к окончательному решению о цене.

2. Параметрические методы прогнозирования. В основе данного вида методов лежит количественная зависимость между ценами (или затратами) и основными потребительскими свойствами изделий или уровнем качества продукции в пределах параметрического ряда. Параметрический ряд представляет собой однородную группу изделий по технологии производства с идентичным или похожим назначением, но различным уровнем потребительских свойств. Можно выделить методы удельной цены, структурной аналогии, агрегатный и балловый методы, а также метод корреляционно-регрессионного анализа.

Количественные зависимости между ценами и параметрами, которые устанавливаются в результате анализа статистического материала, находят применение при определении цен/проектов цен на ранних этапах дизайна нового товара. В мировой практике данные методы применятся в случае, когда конкурентоспособность продукции, ее качество играют важнейшую ценообразующую роль.

3. Модели прогнозирования индексов цен. Индекс – это показатель, отражающий движение цен, которое обычно выражается в процентах.

Индекс потребительских цен демонстрирует изменение стоимости фиксированного комплекта товаров и услуг, произошедшее за определённый период времени. Индекс оптовых цен отражает изменение цен на сырье, полуфабрикаты, природные ресурсы, конечные товар на оптовом рынке. Индекс цен ВВП характеризует изменение общего уровня цен.

Исходя из индексов цен, определяют темпы роста или сокращения инфляции, осуществляется соизмерение затрат с производственными результатами, делается анализ и прогноз производственной и торговой деятельность. Индексы необходимы при составлении социально-экономических прогнозов. Цены на продукцию находятся в зависимости от роста цен на энергетические и сырьевые ресурсы, инфляции и изменений курсов валют.

Например, чтобы рассчитать цену одного литра бензина, можно воспользоваться следующей формулой:

1 литра = СДр + ЗТ + ЗП + НДС + ПрН +А + НДПИ + РР + СПр + ПрАЗС,

где СДр – себестоимость добычи и разведки, ЗТ – затраты на транспортировку, ЗП – затраты на переработку, НДС – налог на добавочную стоимость, ПрН – прочие налоги (надог на прибыль), А – акциз, НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых, РР – расходы на розницу, СПр – совокупная прибыль (производителя и переработчика), ПрАЗС – прибыль АЗС.