Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, результаты этой работы должны быть использованы в уголовном деле и надлежащим образом оформлены, иначе теряется всякий смысл ее проведения. [6]

Чупилкин Ю.Б. считает. Что «Работники полиции, имея определенные результаты ОРД, решают в каждом случае - проведение каких неотложных следственных действий необходимо для фиксации этих результатов, имеющих значение для раскрытия преступления» .[7]

Существует два взгляда на значение оперативно - розыскных мероприятий и полученной в ходе их проведения информации для расследования уголовного дела и применения этой информации в процессе доказывания.

Первый из них заключается в том, что оперативно - розыскные мероприятия по обнаружению носителей информации, оказывая существенную помощь в собирании доказательств, все же лежат за пределами уголовно - процессуального доказывания. Второго взгляда придерживаются те, кто считает, что фактически стирается грань между доказыванием и ОРД.

В нашей стране придерживаются того, что результаты ОРД должны пройти жесточайшую проверку на пригодность в качестве доказательственной базы по уголовному делу, которое будет рассматриваться в судебном заседании.[8]

Подводя итог всему, что было затронуто выше изложенного, можно прийти к тому, что главными задачами в ОРД является:

Добывание информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Если речь идёт о предупреждении и пресечении преступлений, то в этом случае назначение ОРД состоит в проникновении в замыслы лиц, подготавливающих продумывающих преступные действия. ОРД направлена на их опережение, просчет возможных преступных действий.

А.Е. Чечетин в своей работе «Основы оперативно-розыскной деятельности» так же указывает, что «итогом следственных действий являются доказательства, а оперативно-розыскных мероприятий, как правило, лишь сведения об источниках тех факторов, которые могут стать доказательством после их закрепления процессуальным путем» . [9]

Согласно ст. 89 УПК РФ результаты оперативно-розыскной деятельности запрещено использовать в процессе доказывания, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом. Иначе говоря, если они не получены и приобщены к делу в процессуальном порядке, установленном УПК РФ. В ч. 2 ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. [10]


В рамках действующего правового регулирования, как уже было сказано выше, лишь предметы и документы, полученные в результате проведения ОРД, могут быть легализованы в уголовном процессе непосредственно в качестве доказательств путем их осмотра и приобщения к уголовному делу. Результаты ОРД могут служить основой для формирования доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.

Специфические задачи, цели оперативно-розыскной деятельности обуславливают само ее существование. В совокупности с другими признаками они позволяют также отличать данный вид деятельности от других:

-административной;

-уголовно-процессуальной;

-контрразведывательной;

-частной детективной и охранной деятельности.

Успешное решение задач оперативно-розыскной деятельности реально обеспечивает достижение ее целей - защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).[11]

Согласно закону основными задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших;

б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

в) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.[12]

Успешное решение задач оперативно-розыскной деятельности реально обеспечивает достижение ее целей - защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Перечисленные задачи конкретизируются в других законах, регулирующих основную деятельность государственных органов и учреждений, наделенных правом на проведение оперативно - розыскных мероприятий.[13]

1.2 Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения


Оперативно - розыскные мероприятия являются составным структурным элементом ОРД, состоящим из системы взаимосвязанных действий направленных на решение конкретных тактических задач. Как уже было отмечено раннее, данные мероприятия носят разведывательно - поисковый характер, который направлен на получение информации:

-о лицах замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления;

-наличии следов противоправной деятельности;

-местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших лиц;

-иной информации, необходимой для предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений;

Теперь, хотелось бы подробнее остановится на тех видах оперативно - розыскных мероприятий, которые в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности» уполномоченные на то представители органов правопорядка имеют право применять: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

В литературе принята так же разделять данную группу виды оперативно - розыскные мероприятия на 2 группы :

-оперативно - розыскные мероприятия, не требующие санкции на их проведение, к ним относится: (опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств).

-оперативно - розыскные мероприятия, требующие ведомственного санкционирования или судебного решения к ним можно отнести все остальные, а именно: (проверочная закупка; наблюдение; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи;). Данный перечень оперативно - розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. [14]

Рассмотрим кратко содержание некоторых оперативно-розыскных мероприятий. [15]


1) Опрос - одно из предусмотренных ФЗ об ОРД ОРМ. Сбор фактической информации, имеющей значение для решения конкретной задачи ОРД, со слов опрашиваемого человека (беседы), который реально или вероятно обладает ею».

Опрос как форма беседы (общения) может происходить как конфиденциально, так и открыто, как при непосредственном зрительном восприятии опрашиваемого и опрашивающего, так и без такового - посредством использования технических средств (например, телефонной связи или интернета).

2) Наведение справок –- одно из предусмотренных ФЗ об ОРД ОРМ. заключается в получении фактической информации, имеющей значение для решения задачи ОРД, путем направления запроса (официального или неофициального характера) соотв. юр. или физич. лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно ее получение путем непосредственного ознакомления с соотв. материальным носителем (документом и т.п.)» .

Получение или сбор информации при наведении справок представляет собой процесс истребования официальных документов, составленные запросов и получение необходимой для решения задач ОРД информации в виде ответов на поставленные вопросы, данных официальных криминалистических и оперативных учетов и др.

3) Сбор образцов для сравнительного исследования - это действия, направленные на получение различных объектов для распознания и идентификации с имеющимися аналогами и установления признаков преступной деятельности.

Сбор образцов предполагает выполнение действий, при помощи которых необходимый образец попадает в распоряжение должностных лиц ОРД, т.е. действий, направленных на получение материалов для оперативного исследования и получения заключения.

4) Проверочная закупка - совершение мнимой сделки купли - продажи с лицом, подозреваемым в противозаконной деятельности (обмане потребителей, торговле запрещенными товарами и т.д.) в целях выявления данной противозаконной деятельности.

Проверочная закупка может быть осуществлена как, в отношение вышей не изъятых из оборота, так и веществ которые были изъяты или ограничены в обороте таких как наркотики, взрывчатые вещества, патроны, оружие.

5) Исследование предметов и документов - одно из предусмотренных ФЗ об ОРД ОРМ. Изучение тех, из них которые, вероятно, сохранили (могли сохранить) на себе следы преступления, являлись или могли являться орудием совершения преступления или результатом преступной деятельности, а равно познание особенности, которых может способствовать решению иных задач ОРД.


6) Наблюдение - одно из предусмотренных ФЗ об ОРД ОРМ. Тайное, направленное, систематическое, непосредственное, визуальное или опосредованное ( с помощью опер.- тех.средств) восприятие деяния лица (лиц) и явлений (событий, фактов, процессов), значимых для решения конкретных задач ОРД их фиксации и регистрации» .

В соответствии, с действующим законодательством, наблюдение может, осуществляется как с ограничением конституционных прав граждан в случае проникновение в жилое помещение с целью наблюдения, так и без такового наблюдение на улице, в метро и др,.

7) Отождествление личности - одно из предусмотренных ФЗ об ОРД ОРМ. установление и идентификация человека по индивидуализирующим его статистическим (пальцевым отпечаткам, составу крови и слюны, следам запаха и следам, оставленным на месте происшествия и пр.) и динамическим (походке жестикуляции, мимике и пр.) признакам, а равно при помощи словесного портрета (фоторобота) и др,. способов, позволяющих с достаточной степенью вероятности опознать человека, для решения конкретной задачи».15

Объектами отождествления личности выступают, как правило, подозреваемые, разыскиваемые лица, неопознанные трупы, а также лица, представляющие оперативный интерес.

8) Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - одно из предусмотренных ФЗ об ОРД ОРМ. Совокупность действий по проникновению внутрь материального объекта (строения, участка местности, транспортного средства) и осмотру его изнутри с целью обнаружения следов преступления, орудий совершения преступления, иных предметов, веществ или документов, вероятно имеющих отношение к совершению преступления, а равно для решения иных конкретных задач ОРД».16

Главной задачей обследования служит обнаружение оружия и боеприпасов, наркотических средств, следов преступления и др.

9) Прослушивание телефонных переговоров - одно из предусмотренных ФЗ об ОРД ОРМ. Совокупность действий по конспиративному слуховому контролю с помощью технических средств переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи (на основании судебного решения), или односторонних сообщений и, как правило, их фиксации с целью обнаружения сведений о преступной деятельности лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению задачи ОРД».

Стоит отметить, что данное мероприятие проводится, в случае контроля почтовых отправлений телеграфных и иных сообщений, на основании судебного постановления причем, должна быть существенная мотивация руководителя ОРД. Продолжительность данного мероприятия как указывает УПК в ст. 186 не должно превышать 6 месяцев. В случае продления нужно вновь обратится в суд, на основании уже собранных материалов, судья вынесет постановления о согласии или не согласии.