Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема межличностных отношений у детей школьного возраста привлекает все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Данное обстоятельство обусловлено тем, что фундамент отношений личности к вешнему миру и людям закладываются, главным образом, в период дошкольного детства, который согласно многим отечественным психологам, является периодом первоначального становления личности (Л. С. Выготский, А. Н.Леонтьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин).

Следует отметить, что в этот период на развитие личности ребенка существенное влияние оказывает группа сверстников. Взаимодействие между детьми является прекрасной возможностью для коллективного познания окружающего мира. У дошкольников наблюдается активный интерес к своим сверстникам, они постоянно вступают в межличностные отношения, которые выступают специфической школой социальных отношений. Помимо этого, в таких отношениях происходит обогащение собственного образа и образа другого человека, развивается самосознание, формируется самооценка.

Так как ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, то именно игра выступает главной формой организации процесса воспитания, обучения и развития в условиях дошкольного учреждения. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Благодаря игре возникает огонек пытливости и любознательности. Значение игры в воспитательном процессе, главным образом, зависит от мастерства педагога-воспитателя, от знания им особенностей психологии детей этого возраста, учета их возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Цель исследования: раскрыть роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников.

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – роль сюжетно-ролевой игры в развитии межличностных отношений дошкольников.

Гипотеза исследования: развитие благоприятных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста зависит от применения в рамках межличностного взаимодействия сюжетно-ролевых игр.

Задачи исследования:

1) определить особенности развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;


2) рассмотреть развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности в теоретических источниках;

3) изучить методика исследований межличностных отношений старших дошкольников;

4) провести эмпирическое исследование развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические - критический анализ литературы по теме исследования; беседа, методика «Лесенка», игротерапия.

Практическая значимость работы заключается в использовании материалов исследования в практической деятельности педагогов-воспитателей в рамках дошкольных учреждений.

Экспериментальная база исследования. Выборку испытуемых составили дети старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек. Эксперимент проходил в дошкольном учреждении № 33.

Объем работы: 35 страниц.

Глава 1. Подходы к проблеме развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста через организацию игровой деятельности

1.1 Особенности развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Во многих исследованиях изучение межличностных отношений детей, как правило, осуществляется в рамках исследования особенностей их общения и взаимодействия. Часто понятия «общение» и «отношение» используются как синонимы, однако все же между ними существуют определенные различия.

Слово «отношение» в русском языке выступает как отглагольное существительное (от глагола «относить»), которого означает, что кто-то кому-то что-то относит. Однако особенность данного действия выражается в нечто идеальном, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т.д.) [1].


Согласно такому представлению «отношение» отражает субъективную связь, устанавливающуюся между субъектом и каким-то внешним объектом (предметом, человеком, событием) и выражается в его аффективных реакциях, дифференциации этого объекта, некотором шаблоне поступков.

Такой смысл четко представлен в классическом определении отношений личности, предоставленным В. Н. Мясищевым. Согласно утверждению автора система индивидуальных, дифференцированных, сознательных связей личностей с разными сторонами внешней реальности, включает три взаимосвязанных компонента: отношение субъекта к людям, к себе, к предметам окружающего мира [2].

Именно с общения начинается психическое развитие ребенка. Общение выступает одним из главных факторов общего психического развития человека.

В рамках отечественных исследований (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. Н. Лисина, В. С. Мухина, А. С. Рузская и др.) было зафиксировано и доказано, что на ранних этапах онтогенеза фундаментом развития психики и личности ребенка выступает потребность в общении. Главным образом, в рамках общения с окружающими людьми у ребенка возникает способность к усвоению человеческого опыта. Именно благодаря общению, возможно, устанавливать психический контакт между людьми [3].

Общение выступает специфическим видом непосредственного межличностного взаимодействия. В отличие от предметного взаимодействия общение реализуется при помощи таких коммуникативных средств как: речь, мимика, пантомимика. Одновременно общение не является синонимом «взаимоотношения», ядром которого выступают селективные, направленные чувства.

По мнению М. И. Лисиной общение является особой коммуникативной деятельностью, направленной на формирование взаимоотношений. Многие другие отечественные авторы разделяют данную точку зрения (Г. М. Андреева, К. А. Абульханова-Славская, Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский).

Согласно представлениям Т. И. Бабаевой межличностные отношения являются индивидуально переживаемыми взаимосвязями между субъектами, которые объективно выражаются в характере и средствах межличностных влияний людей в процессе общей деятельности. Данные отношения являются системой установок, ориентаций, ожиданий, шаблонов и других аспектов, через которые происходит восприятие и оценка субъектов друг друга[4].

Для многих исследователей существенный интерес представляют вопросы связанные с становлением детского коллектива, характерными особенностями группы дошкольного учреждения и межличностных отношений в ней, воздействие данной группы на формирование личности отдельных детей. В связи с данным обстоятельством проблема межличностных отношений, возникновение которой приходится на стык таких наук, как философия, социология, социальная психология, психология личности и педагогики, выступает одной из ведущих проблем современности. Данная проблема так же находится на стыке с проблемой «личности в системе коллективных отношений», играющей одну из главных ролей в теории и практики воспитания подрастающего поколения [5].


Период с 2-3 до 6-7 лет считается периодом дошкольного детства. В этот период у ребенка появляются первые зачатки осознания себя как члена человеческого общества. На этом этапе происходит формирование предпосылок для развития социально-нравственных качеств личности, а так же главных индивидуально-психологических особенностей ребенка.

Дошкольное детство характеризуется следующими чертами [6]:

1) завышенная роль семьи в удовлетворении материальных, духовных, познавательных потребностей;

2) максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;

3) низкая возможность самозащиты ребенка от негативного воздействия внешней среды.

Через отношения с взрослыми у ребенка формируется способность к идентификации с другими людьми. Дети обучаются быть принятыми в позитивных коммуникативных формах, быть уместными во взаимоотношениях. Когда взрослые люди проявляют к ребенку ласку, любовь, внимание и полностью признают его права, тогда ребенок становится эмоционально благополучным. В результате происходит нормальное развитие личности, вырабатываются положительные качества характера, формируется доброжелательное и позитивное отношение к окружающим людям.

Носителями руководящих функций в детском коллективе являются родители, воспитатели, педагоги и другие взрослые. В процессе формирования и регулирования детских отношений огромная роль отводится родителям.

Базой функцией для детей дошкольного возраста выступает освоение той модели отношений, с которой они впоследствии войдут в следующий этап своей жизни. Данная модель предоставит возможность включиться в процесс социального созревания и раскрыть свой нравственный и интеллектуальный потенциал.

В результате, для межличностных отношений в дошкольном возрасте характерны следующие признаки[7]:

  • происходит формирование и развитие главных стереотипов и норм, регулирующих межличностные отношения;
  • взрослый выступает главным инициатором отношений между детьми;
  • контакты между детьми носят не кратковременный характер;
  • ребенок всегда ориентируются, и действует в соответствии с мнением и поведением взрослых. Идентифицирует себя с взрослыми и детьми имеющих для него какое-то значение;
  • базовая специфика межличностных отношений на данном этапе выражается в том, что есть четкое подражание взрослым.

Дети пятилетнего возраста начинают объединяться в группы на базе игровой деятельности, которая на данном этапе выступает ведущим видом деятельности ребенка. Игровые объединения детей характеризуются постоянно меняющимся составом, образование которого базируется на содержании игры. Около 13% таких детских объединений могут иметь постоянный состав. В пять лет осуществляется формирование микро-групп по 4-6 человек, главным образом, одного пола, и только 8% из них – смешанные [8].

Индивидуальный статус каждого ребенка в рамках игрового объединения оказывает значительное воздействие на эффективность его личной деятельности: 62% признаваемых сверстниками детей проявляют высокую успешность и 33% - среднюю, в то время как среди не признаваемых 35% -средне успешны и 52% с низкой успешностью.

Тех детей, которых признают, направлены на результат, тех детей, которых не признают ориентируются на процесс с намерением выполнить задание как наилучшим образом. Важно отметить, что успешность и не успешность в деятельности ребенка значительно влияет и на его индивидуальное поведение. К примеру, высокая успешность воздействует на общую активность ребенка, он более уверен в собственных силах, у него возникает желание оказать помощь, одобрить и похвалить другого. При низкой успешности появляется агрессия, негативное доминирование, стремление прекращению деятельности и получению похвалы, так же легко возникает обида, появляются слезы и как следствия ребенок выбирает защитную реакцию в виде социальной закрытости [9].

В работах Р. А. Смирновой и Р. И. Терещук было зафиксировано, что избирательные привязанности и предпочтения детей появляются на базе коммуникации. Как правило, дети отдают предпочтение тем сверстникам, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Притом, что ведущей остается потребность в доброжелательном внимании и уважении со стороны другого ребенка[10].

Одновременно межличностные отношения выступают не только итогом общения, а так же его первичной предпосылкой, побудителем, который вызывает определенный вид взаимодействия.

Специфика отношений заключается в том, что могут формироваться, а так же реализоваться и проявляться во взаимодействии между людьми. Тем не менее, отношение к другому субъекту, в отличие от общения, не всегда выражается через внешние проявления. То есть в отсутствии коммуникации все равно может проявляться отношение. К примеру, можно испытывать отношение к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может так же находится и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и пр.)[11].