Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (История возникновения международного валютного фонда (МВФ)).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
1.1. История возникновения международного валютного фонда (МВФ)
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
1.3. Организационная структура и основные подразделения организации
1.4. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран
ГЛАВА 2. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
2.1. Инспектирование, консультации, предоставление услуг и финансирование стран-членов
2.2. Проблемы в деятельности МВФ
3.1. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании
3.2. Взаимоотношения России и МВФ
«Как эффективно» действуют приказы МВФ на Украине, написаны тысячи материалов. Зачем нам наступать на украинские грабли? — да просто МВФ выгодно загонять страны в долги и потом высасывать их и доить до дефолта. За счет таких сценариев у них и их боссов идут самые высокие прибыли. Тот же пример с Грецией, где МВФ давал кредиты, за счет которых погашались выкупленные американскими хедж-фондами долги, а сами греки только больше влезали в долговую кабалу, здесь показателен. И таких примеров с десятка два наберется — от Югославии до Аргентины.
Закончили же сотрудники миссии словами благодарности за теплый прием от российских чиновников.
«Миссия МВФ благодарит официальные органы и других участников встреч в государственном и частном секторах за сотрудничество, открытые и конструктивные обсуждения, а также за теплый прием».
Остается узнать: их тоже встречали стоя и аплодисментами или обошлись хлебом и солью?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Институциональную структуру международного валютно-кредитного рынка составляет совокупность международных банков, валютных бирж, валютных фондов, государственных учреждений и международных организаций, посредством которых осуществляется движение капитала в сфере международных валютно-кредитныхотношений. Международные финансовые институты являются элементами системы валютно-кредитных отношений. Одной из таких международных организаций является МВФ.
МВФ – международная валютно-кредитная организация ООН, целями которой являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путём установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их выполнением, усовершенствование многосторонней системы платежей, предоставление странам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платёжного баланса.
Официальные цели МВФ: содействие международному валютному сотрудничеству путём консультаций и взаимодействия по валютным проблемам; создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли; содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальваций валют, вызываемой конкуренцией; оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, препятствующих развитию мировой торговли; предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платёжных балансов, а также сокращение продолжительности и масштабов дефицита их международных платёжных балансов.
Кредиты МВФ имеют несколько видов в зависимости от причин, вызвавших несбалансированность платёжного баланса. В рамках каждой формы кредитования существуют различные механизмы предоставления кредитов, различающиеся в зависимости от целей, объёмов, сроков предоставления.
МВФ управлял международной валютной системой (возникшей по итогам конференции в Бреттон-Вудсе в 1944), искусственно поддерживающей валютные курсы, до ее краха в 1971. Также Фонд предоставлял кредиты странам, испытывавшим проблемы с платежным балансом. МВФ организует регулярные встречи с целью обсуждения проблем мировой экономики, готовит финансовые программы стабилизации для кризисных и переходных экономик. В 1990-е гг. миссия МВФ (в числе активных участников переговоров которой был и председатель МВФ в 1987-2000 гг. М. Камдесю) участвовала в финансировании экономических программ правительств стран бывшего СССР, в значительной степени написанных с использованием рекомендаций Фонда. В конце 1990-х гг. усилилась критика МВФ в связи с финансово-экономическим кризисом в Азии и провалом ряда экономических программ оздоровления региональных экономик.
МВФ тем не менее играет важную роль в развитии международной валютной системы, занимая одно из центральных мест в системе международных валютно-финансовых институтов. Предоставляемые МВФ кредиты используются странами-заёмщиками для преодоления своих экономических затруднений, что играет немаловажную роль в развитии как внутренней экономики таких стран, так и мировой экономики в целом.
Перестав быть заемщиком МВФ, Россия получила возможность продолжать реформы естественных монополий, банковской, пенсионной, налоговой, жилищно-коммунальной систем с большим учетом своих национально-экономических интересов. Это, несомненно, способствует росту доверия народа к политике правительства и повышению стабильности общества в целом. На протяжении истекшего десятилетия кредиты МВФ выполняли двоякую роль. Они выступали источником пополнения доходной части бюджета и служил для внешних кредиторов гарантией принятия российским правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стабилизацию платежного баланса. Улучшение состояния платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создать условия для бескризисного обслуживания внешнего долга. Можно сказать, что в определенной степени МВФ шефствовал над Россией 90-х годов. Россия во время принятия в МВФ находилась в состоянии кризиса, но обладала огромным потенциалом. За период, прошедший с момента принятия в фонд, этот потенциал стало возможным реализовать, и сегодня Россия играет важную роль во многих международных инициативах. Этому в значительной степени способствовали интенсивные отношения между Россией и МВФ. Россия была объектом самых крупных финансовых операций за всю историю МВФ.
Всего за весь период сотрудничества было предложено выделить 25 млрд. СДР, а выделено в итоге 15 млрд. СДР (аббревиатура от Special Drawing Rights, что переводится как "Специальные права заимствования", учетная единица МВФ, 1 СДР равен 1,5 долл.). Отношения между МВФ и Россией определяли отношения: Россия – заемщик, МВФ – кредитор.
Сейчас у России нет долгов перед МВФ, они погашены. Теперь Россия сама участвует в МВФ как кредитор, участвует в финансовой практике, в обсуждении принципов политики, выработки решений, документов. В Минфине продолжают изучать отчеты, доклады и рекомендации МВФ, однако, теперь они – не более чем предположения и рекомендации экспертов.
Положительный опыт отношений с МВФ принес свои результаты: Россия обрела определенный опыт отношений с МВФ, серьезно изменились макроэкономические аспекты России, у населения РФ изменилось отношение в национальной валюте – рублю (сегодня рубль серьезно укрепился, имеет основательные позиции и в будущем имеет все шансы на то, чтобы претендовать на звание еще одной международной резервной валюты), появились новые кадры, которые сегодня стоят у руля российского государства, Россия вышла из кризиса 90-х, и сегодня представляет мощную, в том числе и с экономической точки зрения, державу.
Отрицательный опыт отношений с МВФ: в отношениях России с Международным Валютным Фондом существовали и сложные аспекты, отрицательно повлиявшие на ход экономического развития страны: например, МВФ не рекомендовал использовать средства Стабилизационного фонда на внутренние нужды, а предлагал размещать их в государственных облигациях развитых стран таким образом способствуя развитию конкурентов Росси на внешнеэкономической арене, помогая им сокращать свои бюджетные расходы. Также, если бы МВФ руководствовался в своих рекомендациях не интересами развитых стран Европы и США, а интересами России, то дал бы в свое время рекомендации не использовать огромными темпами бесценные недра РФ, продавая за бесценно ресурсы на международном рынке, а создавать и развивать собственные производственные ресурсы по обработке этих недр. Причины таких неэффективных рекомендаций ясны: МВФ, действуя в интересах своих наиболее весомых и активных членов, должен был не допустить (или отсрочить) появление в лице России новой конкурентоспособной экономики на мировом рынке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авагян, Г.Л. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / Г.Л. Авагян. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 704 c.
- Авдокушин, Е.Ф. Международные финансовые отношения (основы финансомики): Учебное пособие / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Дашков и К, 2015. - 132.с.
- Антонов, В.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник для бакалавров / В.А. Антонов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 548 c.
- Белова, И.Н. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / И.Н. Белова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 314 c.
- Бондарев, А.К. Международные экономические отношения: Учебник / А.И. Евдокимов, А.К. Бондарев, С.М. Дроздов; Под ред. А.И. Евдокимов. - М.: Проспект, 2013. - 656 c.
- Бурлачков, В.К. Международные валютно-кредитные отношения: конспект лекций / В.К. Бурлачков. - М.: МГИМО-Ун-т. МИД России, 2012. - 102 c.
- Галкин, С.А. Международные экономические отношения. Базовые параметры: Справочник / О.В. Буторина, С.А. Галкин, В.Н. Ткачев; Под ред. О.В. Буторина. - М.: Весь Мир, 2013. - 136 c.
- Джинджолия, А.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Л.С. Шаховская, А.Ф. Джинджолия, Е.Г. Попкова . - М.: КноРус, 2013. - 256 c.
- Дугин, А.Г. Международные отношения. Парадигмы, теории, социология / А.Г. Дугин. - М.: Академический проект, 2014. - 431 c.
- Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 409 c.
- Лебедев, Д.С. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: в схемах и таблицах / Д.С. Лебедев. - М.: Проспект, 2016. - 208 c.
- Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 350 c.
- Мороз, И.И. Мировая экономика и международные экономические отношения (для бакалавров) / И.И. Мороз. - М.: КноРус, 2013. - 256 c.
- Никитина, Н.А Международные отношения и мировая политика. Введение в специальность / Н.А Никитина. - М.: Аспект-Пресс, 2014. - 156 c.
- Николаева, И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева, Л.С. Шаховская. - М.: Дашков и К, 2016. - 244 c.
- Поморина, М.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика / М.А. Поморина. - М.: КноРус, 2013. - 320 c.
- Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 287 c.
- Столяров, Ю.С. Международные валютно-финансовые отношения Российской Федерации / Ю.С. Столяров. - М.: КРАСАНД, 2012. - 104 c.
- Терновая, Л.О. Геопоэтика: международные отношения и искусство: Монография / Л.О. Терновая. - М.: Альфа-М, 2013. - 592 c.
- Халевинская, Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
- Хасбулатов, Р.И. Международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Р.И. Хасбулатов. - М.: Юрайт, 2013. - 910 c.
- Цыганков, А.П. Международные отношения: традиции русской политической мысли: Учебное пособие / А.П. Цыганков. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
- Чеботарев, Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2016. - 352 c.
- Шимко, П.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Д. Шимко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 392 c.
- Шмелева, Н.В. Международные экономические отношения. Активные методы обучения: Учебное пособие / Н.В. Шмелева [и др.] . - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 128 c.
- Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Под ред. В.Б. Мантусова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 447 c.
- Международные экономические отношения: Учебник. / Под ред. В.Е. Рыбалкина, В.Б. Мантусова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 727 c.