Файл: Понятия и признаки государства (Общая характеристика основных теорий о происхождении и сущности государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К примеру, приверженцы теории элит, которая получила своё распространение в XX веке, полагают, что народные массы неспособны осуществлять власть и заниматься делами общества, поэтому государственная власть должна принадлежать верхушке общества до той поры, пока существующую господствующую элиту не заменит иная. К теории элит примыкает и технократическая теория. Представители этой теории считают, что властвовать и управлять могут и должны профессионалы своего дела — управленцы и так называемые менеджеры. Только управленцы и менеджеры способны установить подлинные потребности общества и найти наилучшие пути для его развития. Приведённые теории не лишены смысла, однако они обе страдают антидемократизмом, отрывая власть от народа и считая её выше народа. Многие сторонники многообразных разновидностей демократической доктрины отталкиваются от того, что первоначальным носителем власти является народ, а государственная власть, исходя из своей сути, обязана быть подлинно народной, осуществлять всю свою деятельность в интересах и под непосредственным контролем народа.

Политическая власть может принадлежать только экономически господствующему классу, осуществляя свою деятельность в его интересах – такую точку зрения отстаивает марксистская теория. Отсюда вытекает классовая сущность государства как машины или орудия, используя которую класс, господствующий в экономической сфере, становится политически господствующим, осуществляет свою власть, которая никак не ограниченна законом, опираясь на силу и принуждение.

Однако абсолютно любое государство занимается социальными делами и защищает общественные интересы, что выражается, например, в борьбе с последствиями стихийных бедствий, эпидемиями и преступностью. Любое государство служит одновременно и обществу в целом, и определенным социальным силам.

Данное соотношение неодинаково, оно меняется в зависимости от исторического периода. Что касается конкретно современного демократического государства, то оно в первую очередь служит всему обществу.

2.3 Функции государства

В начале ХХI в. общество существенно изменилось, стало иным государство, возникли новые задачи, которых раньше не знала история России.

В результате изменились и основные функции государства. Характер этих изменений различен. Отдельные изначально присущие государству функции сохранились, другие, хотя и остались, но достижения научно-технической революции совершенно изменили методы их осуществления, часть функций приобрела иное содержание. Возникли новые функции, которые раньше были только в перспективе. В юридической литературе можно столкнуться с различными определениями понятия «функции государства», в частности насчитывается до полутора десятков определений данного понятия. В переводе с латинского языка термин «функция» (functio) означает исполнение, осуществление, т.е. деятельность, работу. В энциклопедической литературе данный термин раскрывается обширнее. «Функция» рассматривается как «деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление какого-либо объекта в данной системе отношений; роль; назначение»; «отправление, деятельность: обязанность, круг деятельности, назначение, роль» и т.д. Разнообразие понятия «функции» обусловлено, спецификой сфер его применения, в пределах одной или нескольких, схожих по предметам, науках.


Смысловое содержание такой категории, как «функция» должно быть единым. По мнению В.И. Кремянского, «функция» представляет собой вид активной деятельности, направленной или вообще целенаправленной деятельности биологических, социальных, технических систем или их частей. Эту мысль более компактно, высказал В.Г. Афанасьев, который под «функцией» понимает целенаправленную, активную деятельность системы. В.Д. Перевалов по этому поводу так же отмечает: «Функционировать – значит действовать, так как функция есть проявление жизнедеятельности любого объекта, отражение всеобщего движения в природе как способа существования материи».

Современное государство реализует множество функций, содержание которых весьма различно, а потому необходима их научная классификация.

Существенными мерами отграничения одной функции от другой являются:

особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности;

обусловленная последними специфика содержания каждой функции.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на внутренние и внешние.

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции:

политическая;

идеологическая;

экономическая;

социальная;

развития культуры, науки и образования;

экологическая;

налогообложения и взимания налогов;

охраны прав и свобод граждан, прав собственности и правопорядка.

В современных условиях значительные изменения в развитии претерпели каждый из неразрывно связанных между собой составных компонентов содержания функции охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка. Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 2, признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства.

Охрана и развитие политических, экономических, социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

Анализ функций государства, связанный с раскрытием его общечеловеческой и классовой сущности и социального назначения, с предметной характеристикой его деятельности, необходимым образом включает в себя рассмотрение не только внутренних функций государства, но и внешних. В связи с тем, что в течение последнего времени изменились не только Россия, но и весь мир в целом, существенные изменения претерпели внешние функции Российского государства. Некоторые из них уже не действуют (функция сотрудничества с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие успешно развиваются (функция обороны страны, борьбы за мир), третьи – являются новыми (интеграции в мировую экономику).


Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение безопасности страны, благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ – это и есть основные задачи внешней политики Российского государства на сегодняшний день.

Российская Федерация реализовывает следующие функции:

оборону страны; обеспечения мира и поддержания мирового порядка;

сотрудничества и укрепления связей с другими странами;

интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем.

Основными приоритетами при реализации функции государства по обеспечению мира и поддержания мирового порядка является недопущение новой глобальной войны, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области.

В развитии Российского современного государства в его основных функциях происходят серьезные изменения: одни из них отпадают, другие усиливаются и видоизменяют свое содержание, третьи зарождаются или появляются. Но во всех случаях они определяются свойственными определенной исторической эпохе, определенному периоду в жизни государства экономической, социально-классовой структурами общества, сущностью государства и его социальным направлением.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что государство возникло не сразу, а как результат эволюции человека и его мышления, на основе влияния не только объективных, но и субъективных причин.

Появление государства было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д.

Однако все эти факторы не имели бы сейчас такого значения, если бы за всей этой чередой исторических событий не последовал раскол общества на антагонистические классы. Последние же были не просто большими группами людей, занимающими самостоятельное место в системе общественного производства. Главное заключалось в том, что, имея непримиримые в тех условиях интересы, ведя между собой яростную борьбу, они тем самым поставили под вопрос само существование цивилизации.


Поэтому появление государства (права) как эффективного средства урегулирования классовых столкновений было своеобразным спасением человечества. Ведь любые внутренние или внешние опасности наносят ущерб обществу, ставят под угрозу человеческую жизнь, подрывают первооснову государства — его целостность, т.е. определенное политическое, экономическое, идеологическое, духовное, социальное географическое суверенное состояние.

Карательный подход к решению социальных споров между классами общества как универсальное средство их государственно-правового регулирования не мог решить проблемы потому, что предмет спора был глубже возможностей государства. Он носил не столько юридический характер, сколько социальный, культурный, нравственный характер; постоянно воспроизводился следующими поколениями, анализировался в различных научных теориях, отражался в программах политических партий.

Общество должно было дорасти до иных методов решения своих проблем, и в том числе между классами. Те же законодательные, исполнительные, судебные органы, возникшие вместе с государством как часть его механизма, не могли сразу быть средствами несилового решения социальных конфликтов.

Пройдет немало времени, прежде чем люди задумаются над принципами разделения властей, независимости суда как главного арбитра разрешения общественных противоречий и др. Изменится и отношение к праву, закону в жизни общества. Признание первенства права разрушает любые личные, классовые принципы регулирования социальных противоречий.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  • Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных ФКЗ РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

Специальная научная и учебная литература

  • Абдулаев, М. И. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. И. Абдулаев. – М.: Право, 2016. – 320 с. – ISBN 978-5-904836-11-5.
  • Бошно, С. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / С. В. Бошно. – М.: Эксмо , 2015. – 464 с. – ISBN 978-5-699-39043-4.
  • Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / А. Б. Венгеров. – М.: Омега-Л , 2014. – 608 с. – ISBN 978-5-370-02735-2.
  • Гайков, В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Гайков. – М.: Феникс, 2016. – 704 с. – ISBN 978-5-222-19279-5.
  • Давыдов, Я. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Я. В. Давыдов. – М.: А-ПРИОР, 2016. – 244 с. – ISBN 978-5-384-00456-1.
  • Дмитриев, Ю. А., Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Ю. А. Дмитриев, А. С. Пиголкин. – М.: Юрайт, 2015. – 768 с. – ISBN 978-5-9916-1577-8.
  • Лазарев, В. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. В. Лазарев. – М.: Юрайт, 2015. – 640 с. – ISBN 978-5-9916-1830-4.
  • Любашиц, В. Я. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Я. Любашиц. – М.: Феникс, 2016. – 303 с. – ISBN 978-5-222-16162-3.
  • Малько, А. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / А. В. Малько. – М.: РИОР, 2016. – 224 с. – ISBN 978-5-369-01192-8.
  • Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. Н. Марченко. – М.: Проспект, 2015. – 652 с. – ISBN 978-5-392-08794-5.
  • Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М.: РИОР, 2014. – 528 с. – ISBN 978-5-7749-0543-0.
  • Нерсесянц, В. Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Нерсесянц. – М.: Норма, 2016. – 832 с. – ISBN 978-5-89123-361-4.
  • Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Д. Перевалов. – М.: Юрайт, 2014. – 432 с. – ISBN HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F:BookSources/5855349136"978-5-9916-2114-4.
  • Пиголкин, А. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / А. Пиголкин. – М.: Юрайт, 2016. – 752 с. – ISBN 978-5-9916-1158-9.
  • Радько, Т. Н. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Т. Н. Радько. – М.: Проспект, 2016. – 496 с. – ISBN 978-5-392-09995-5.
  • Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. М. Рассолов. – М.: Юрайт, 2015. – 640 с. – ISBN 978-5-9916-0646-2.
  • Старков, О. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / О. В. Старков. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 372 с. – ISBN 978-5-394-01395-9.
  • Сырых, В. М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. М. Сырых. – М.: Юстицинформ, 2014. – 704 с. – ISBN 978-5-7205-1094-7.
  • Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Н. Хропанюк. – М.: Омега-Л, 2016. – 334 с. – ISBN HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F:BookSources/5938210364"978-5-370-02933-2.