Файл: Понятия и признаки государства (Общая характеристика основных теорий о происхождении и сущности государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общественные отношения становятся правовыми, приобретают юридический характер в результате реализации норм права. Реализация норм права – это воплощение содержащихся в них предписаний в поведении людей.

Путь к реализации правовой нормы лежит через сознание людей. Лишь став частью мировоззрения человека, норма права может стать нормой его поведения.

Становление принципа политического плюрализма, способствующее демократизации общества, не означает стремления ввести «многовластие», нарушить стабильность в обществе, вызвать распад социального управления и анархию. Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере раскрыты только в рамках конституционности. То есть для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические организации, способные в полной мере гарантировать право граждан на объединение функционировали на четкой правовой, конституционной основе.

Политический плюрализм – это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма – предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям государства и его органов. Одно из наиболее важных мест в институционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества. Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства.

Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти. Партийные системы современных демократических стран весьма разнообразны, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями, свойственными каждому государству.

Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты обусловлены прежде всего тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.


Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.

В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий.

В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается. Политический плюрализм – это не только возможность состоять в любой действующей в рамках Конституции партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.

Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.

Глава 2. Государство, как главный политический институт

2.1 Основные понятия государства в истории политико-правовой мысли и современных трактовках

В современной научной и учебной литературе даются различные определения понятия государства. Связано это с тем, что сегодня на очень многие проблемы не существует единой точки зрения – к осмыслению одних и тех же реалий предлагаются самые разные подходы. С одной стороны, это обусловлено сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), а с другой – различиями в восприятии одних и тех же государственно-правовых событий и фактов разными людьми (субъективные факторы). Кроме того, как верно заметил известный австрийский юрист Г. Кельзен, «трудности в определении понятия «государство» усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления».


Понятие «государство» иногда используется в самом широком смысле, а именно «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Нередко же оно трактуется достаточно узко – для номинации какого-либо особого органа или органов, например управления или субъектов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.

Исследователи государства нередко используют одни и те же понятия и термины в совершенно разных значениях или же рассматривают разные явления и понятия как идентичные.

Следует подчеркнуть, что на различных этапах развития мировой цивилизации представления о государстве существенно менялись. Сущность государства пытались постичь величайшие мыслители античности Платон и Аристотель. Так, Платон разработал модель идеального, или совершенного, государства. При этом в основу такой мыслимой конструкции он положил собственное учение об идеях, душе, нравственности и справедливости.

По Платону, своим возникновением государство обязано воле всевышнего – Богу, носителю идеи и творца космоса. Государство – это совместное поселение, которое возникает тогда, «когда каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих». Аристотель считал, что государство – «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее». Он писал, что «государство появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни, в целях совершенного и самодовлеющего существования».

Значительный вклад в осмысление сущности государства внесли древнеримские мыслители. Они изучили, сохранили, систематизировали и развили многие греческие концепции. Не случайно, идеи выдающегося римского мыслителя, оратора и политика Марка Тулия Цицерона о правовом характере государства, справедливости и истинном законе, сохранив свою актуальность до наших дней, продолжают привлекать внимание многочисленных современных исследователей. Особо значимо то, что Цицерон первым в античности предложил собственно правовую трактовку сущности государства. Это res publica – дело народа.

Но народ здесь понимается не как простая совокупность, а как «соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов». Впоследствии Н.М.Коркунов в своей работе «Указ и закон» отмечал, что формула «государство есть общее дело народа, самим народом и организованное на началах права, благодаря Цицерону стала общепринятой точкой зрения на государство в Древнем Риме». Необходимо подчеркнуть, что в трактовке Цицерона государство предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно для древнегреческих концепций, но и одновременно как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, общий правопорядок.


Выдающийся деятель эпохи Возрождения (XV – начало XVI вв.) Никколо Макиавелли (1469-1527) определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов. Крупный французский мыслитель XVI столетия Жан Боден (1530-1596) рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Известный английский философ XVII в. Томас Гоббс (158-1679), сторонник абсолютистской власти государства – гаранта мира и реализации естественных прав, определял его как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается с волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты».

Создатель идейно-политической доктрины либерализма, английский философ-материалист Джон Локк (1632-1704) представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», т.е. большинства граждан, «входящих в государство». Он рассматривал государство в виде совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона. Великий немецкий мыслитель И.Кант называл государством объединение множества людей, подчиненных правовым законам. По-разному понималось государство и в более поздние периоды, вплоть до настоящего времени. Например, в трудах немецких ученых второй половины XIX – начала XX вв. государство дефинировалось в одних случаях как «организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Р.Моль).

В других случаях – как «союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием» (Н. Аретин), а в третьих – как «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович). По Г. Елинеку, государство – это «обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей». По мнению Л. Дюги, «слово «государство» означает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, т.е. политическая власть».

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в России в конце XIX в., говорится, что «государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти». В отечественной научной литературе XIX – начала XX вв. также можно найти немало определений государства. Например, государство, будучи «объективным фактом нашей планеты», представляется в виде «социального явления кооперативного выполнения» за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни.


Государство еще и как организованное общение людей, связанных духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками. Оно рассматривается и в качестве союза «свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти», и в качестве объединения людей, «властвующих самостоятельно и исключительно в пределах территории».

По Н.М.Коркунову, «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Примерно такое же понимание государства, т.е. объединение людей под одной властью и в пределах одной территории мы находим у Ф.Ф. Кокошкина и Г.Ф. Шершеневича. Для одного из видных представителей консервативного направления государственно-правовой мысли в России второй половины XIX начала XX вв.

Л.А.Тихомирова «государство – это союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью».

Рассматривая различные подходы к определению понятия государства, существующие в современной науке, необходимо подчеркнуть, что значительное влияние на развитие отечественной юридической науки советского периода оказала марксистская теория государства и права, которая долгое время господствовала в нашей стране. Она достаточно подробно представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей.

Основные марксистские идеи о государстве и праве изложены в таких известных работах К. Маркса и Ф. Энгельса, как «Манифест Коммунистической партии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Гражданская война во Франции» и др.

Заметное место среди важнейших теоретических обоснований марксистского понимания сущности государства и права занимает работа В.И. Ленина «Государство и революция», другие его произведения. В основе марксистской теории государства и права лежит тезис о том, что право есть возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни общества.

Государство, как и право, – продукт антагонистических противоречий между классами, которые на некоторых этапах развития общества то обостряются, то ослабевают, но никогда не утихают. Возникновение государства и права, их развитие обусловлены необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса, удержания и укрепления его власти. В результате, в отечественной науке советского периода государство трактовалось с учетом ленинской позиции: «Государство есть особая организация силы. Есть организация насилия для подавления какого-либо класса» или «государство – это машина для поддержания господства одного класса над другим». Таким образом, в государстве классового общества теоретики марксизма-ленинизма видели, прежде всего, орудие классового господства, и только потом – аппарат общесоциального управления, необходимый для организации общественной жизни.