Файл: Понятия и признаки государства (Общая характеристика основных теорий о происхождении и сущности государства).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Общая характеристика основных теорий о происхождении и сущности государства
1.2 Плюрализм в понимании природы государства
Глава 2. Государство, как главный политический институт
2.1 Основные понятия государства в истории политико-правовой мысли и современных трактовках
Государство трактовалось в строго классовом смысле: «политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру»; исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства.
В последние десятилетия XX в., когда на первый план в официальной общесоюзной, а после распада Советского Союза – российской политике и идеологии вместо узкоклассовых подходов стали выступать так называемые общечеловеческие ценности. Классовая тональность в этой сфере постепенно вытеснялась общесоциальным звучанием. Государство вновь пытаются определять как организацию или институт «всех и для всех». Полагаем, что узкоклассовый подход в интерпретации сущности государства, несомненно, является крайностью. Однако неприемлема и категория общечеловеческого. Здесь верно и актуально замечание М. Н. Марченко о том, что в реальной жизни нет ни сугубо классовых, ни сугубо общечеловеческих государственных институтов, следовательно, и соответствующих им дефиниций понятия государства. В данном случае, как это нередко бывает, целесообразно придерживаться золотой середины.
Поэтому в равной мере значимы и классовые элементы, и гуманистические начала при выработке понятия «государство». В свете анализируемой проблематики весьма полезно обращение к этимологии и семантике рассматриваемой категории. Связано это с тем, что язык народа представляет собой важнейший пласт национальной культуры. Именно язык выступает хранителем национального менталитета и государственно-правового мышления, фиксирует происходящие мировоззренческие изменения, эволюцию правоотношений и правосознания. Кроме того, язык – один из основных способов познания окружающей действительности, в том числе государственно-правовой.
Отечественные государство и право, с одной стороны, сотканы из того же материала, что и общая канва российской государственности, сопряжены с историческими особенностями правосознания и юридико-политическими традициями народа, а с другой – всецело погружены в современное национальное бытие, связанное с задачами государственно-правовых преобразований и возрождения России.
В связи с этим теоретически и методологически оправданно изучение смысла и значения ряда юридико-политических понятий и терминов, рассматриваемых в качестве лингвистической проекции особой самоценной данности, отражающей единство российской духовной, политической и правовой жизни.
В русском лексиконе слова «государство» и «государь» – однокоренные, что, в некоторой степени способствует созданию определенного образа данного института публичной власти.
В таком контексте весьма примечательна позиция В.А. Четвернина, который обратил внимание на культурно-языковую (логико-семантическую) проблематику при рассмотрении понятий «государство» и «право»: «…термин «государство» этимологически является родственным слову «суд» («государь», «судья»).
Но если считать, что русский термин «государство» в современном понимании означает в сущности то же, что и греческий poles, латинский civitas , наконец, термины, возникшие в романских и германских языках, status (stato, state, staat, etat и т. д.), тогда следует понимать, что «государство» означает публично-властное и публично-правовое состояние общества». Данный подход солидарен с позицией современных энциклопедических юридических изданий. Так, в Юридическом энциклопедическом словаре О.Г. Румянцевой и В.Н. Додонова и Большом юридическом словаре под редакцией А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских даются совершенно идентичные дефиниции: «Государство – определенный способ организации общества, основной элемент политической системы; организация публичной власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения».
Среди современных научных определений государства заслуживают внимания следующие. «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества».
«Государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию».
Несмотря на некоторые отличия, приведенные формулировки излагаются в одном русле, поскольку понимание государства ограничивается здесь указанием прежде всего на публичные учреждения – государственные органы.
Данные высказывания можно свести в одну группу и условно назвать ее «политико-юридическое понимание государства».
Однако существует иной, важный для рассмотрения вопросов соотношения общества, государства, права и нравственности, подхода к феномену государства, весьма условно именуемый социологическим.
Здесь государство представляет собой не столько стоящую над обществом совокупность различных учреждений и особый слой людей, осуществляющий управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех членов общества, которые собираются в единое целое при помощи политических, управленческих процессов и отношений.
Такая научная позиция позволяет мыслить государство как специфическую форму организации общества.
Государство не только и не столько особый аппарат управления обществом, сколько организация, интегрирующая социально дифференцированное общество для его сохранения и обеспечения наилучшего развития.
Государство выступает не в качестве аппарата власти, но организатором общества. Государство нельзя изучать в отрыве от общества, можно лишь в некоторой степени абстрагироваться от последнего.
Как правило, к обязательным признакам государства социология относит население, выводя триаду: население, территория, власть. Подобное понимание, созвучное аристотелевскому, популярно за рубежом среди юристов, философов, социологов, политологов.
Именно так говорит о государстве Э.А. Поздняков: «Государство есть форма человеческого общежития, совместного бытия людей как существ общественно-политических. Как таковое государство представляет собой тотальность или целостную органическую систему, живущую в соответствии с особыми присущими ей законами (как общими, свойственными системам такого рода, так и особенными, обусловленными конкретной культурн-цивилизационной спецификой). Государство есть целое; из него нельзя вычленить каку-то отдельную, хотя и в высшей степени важную сторону, будь то государственное устройство, экономика, право, система нравственности ит.д., и рассматривать ее вне органической связи с другими, сводить все к ней.
Отвлекаясь от материальной основы (территория, природные ресурсы, местоположение, климат и прочие физические характеристики), государство есть органическая система, организованная на началах определенного порядка, в который включается публичная власть и органы управления, право и правовой порядок, обычаи и духовно-нравственные ценности и нормы. То есть все то, что объединяет людей в едином общежитии, поддерживает их совместное существование, регулирует их поведение и сохраняет общность в виде нерасчленимой целостности». Указанные трактовки не исчерпывают многообразия в понимании государства в современной науке. Заметим, однако, что в теории государства и права при рассмотрении самых общих проблем государства обычно используется именно политико-юридическая платформа.
Наиболее приемлемым по сравнению с ранее предложенными было бы определение, в соответствии с которым государство рассматривается как организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Считаем, что такая дефиниция точнее других отражает не только понятие, но и социальное назначение государства как института, обслуживающего интересы и стоящих у власти классов или групп, и самого общества.
Во-первых, государство традиционно рассматривается как единственная универсальная организация в обществе, основанная на публичной власти, публично-правовом характере властных отношений.
Во-вторых, государство выступает регулятором общества, так или иначе используя целый арсенал способов воздействия, противостоит стихийному развитию социума.
В-третьих, это социально-политический арбитр в обществе, который по природе своей должен защищать интересы и меньшинства (элита, отдельные территориальные коллективы, народности и т. п.), и большинства, что для современной отечественной ситуации особенно важно. В противном случае социальный взрыв, сметающий на своем пути и само государство и особо опекаемые им элиты, неизбежен.
Все три названные ипостаси государства не только взаимосвязаны, едины. Их реальное прочтение возможно только в широком контексте государственности, в соотношении с иными ее компонентами – правовой системой, социальной структурой, духовно-культурной и нравственной организацией общества.
2.2 Сущность и признаки государства
Представление о государстве и его характеристике наиболее точно можно получить при раскрытии признаков государства, которые отличают его от первобытного общества и общественных организаций.
1 Территория. Это пространство, которое занимает государство. В неё входит суша, недра, воздушное пространство, а также водные ресурсы. На своей территории государство занимается осуществлением независимой власти и имеет право всеми разрешёнными способами защищать свою территорию от вторжения других государств.
2 Население. Население составляют люди, которые проживают на территории государства. Состав населения может складываться из людей одной национальности или же, напротив, быть многонациональным.
3 Публичная власть. Иначе публичную власть можно называть общественной властью, подразумевая то, что она способна организовать жизнь людей. Термин «власть» обозначает возможность воздействовать в нужном направлении и подчинять своей воле. Такая власть реализуется при помощи государственных органов и учреждений. Они все объединяются, образуя тем самым единую систему, которая называется государственным аппаратом. Власть такого аппарата распространяется на всех людей, живущих на территории государства постоянно или временно.
4 Право. Право – система общеобязательных правил поведения. Правовые нормы находятся под охраной государства. Для этого существуют специальные государственные органы. Формирование правовых норм также является обязанностью государственных органов.
5 Правоохранительные органы. Это особая система, в состав которой входят полиция, прокуратура, органы таможни и другие правоохранительные органы. Такие органы необходимы абсолютно любому государству, ведь государственная власть осуществляется при помощи норм права или распоряжений, носящих императивный характер. В случае, если по отношению к власти проявляется неуважение или же если правовые нормы не исполняются, то правоохранительные органы применяют меры принуждения – санкции, которые предусмотрены в самих правовых нормах.
6 Армия. Необходимость армии заключается в постоянной защите территорий государства и его целостности. По размеру армия должна быть настолько большой, чтобы была уверенность в пресечении любой агрессии. Однако армия требует значительных материальных затрат на своё содержание и поддержание постоянной боеготовности.
7 Налоги. Налогами являются обязательные выплаты с дохода, получаемого гражданами и (или) организациями. Размеры и сроки уплаты налогов устанавливает само государство, издавая соответствующие законы. Необходимость налогов заключается в содержании государственных органов, армии, своевременной выплаты пенсий и различных социальных пособий.
8 Суверенитет. Это самостоятельность государства в принятии решений относительно внутренних и внешних вопросов его существования. Иначе говоря, суверенитет – это независимость, неподчинённость и неподотчётность государства кому-либо. Суверенитет бывает внешним и внутренним.
Внешний суверенитет даёт возможность государству своими силами создавать взаимоотношения с иными государствами, руководствуясь лишь своими интересами.
В международных отношениях сущность суверенитета фактически выражается в том, что власти одного государства юридически могут не подчиняться другим государствам.
Внутренний суверенитет отмечает, что государственная власть независима в решении всех вопросов касательно жизни страны, при этом такие решения имеют общеобязательный характер для населения страны.
Характеризуя сущность государства, в первую очередь необходимо отметить, что сущность – это, то главное, что определяет содержание, назначение и функционирование какого-либо института. Важнейшим и основополагающим элементом государства является власть, с её принадлежностью, назначением и функционированием в обществе. Другими словами, поднимая вопрос о сущности государства, нужно узнать о том, кому государственная власть принадлежит, кто её осуществляет и в интересах кого. Именно поэтому данный вопрос относится к довольно дискуссионным.