Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА
1.2 Назначение и структура информации в ОВД
ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЛО ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА
2.1. Информационное обеспечение оперативно – розыскной деятельности
2.2 Дело оперативного учета в оперативно – розыскной деятельности
Во-вторых, по сравнению с информационно-аналитическим обеспечением ОРД органов внутренних дел, несмотря на совпадение отдельных признаков, несколько иное, что подтверждается результатами анализа исследований данного вопроса на монографическом уровне. Кроме того, изложенное усугубляется отсутствием концепции информационного обеспечения этой деятельности.
В-третьих, вопросы познания сущности информационного обеспечения оперативных подразделений УИС рассматривались учеными в рамках исследования иных проблем, однако самостоятельного изучения до настоящего времени не нашли и поэтому представляют несомненный интерес для фундаментального изучения.
Содержание информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе предполагает, во-первых, определение оперативно-розыскных целей и задач, решению которых оно призвано способствовать. Во- вторых, создание системы источников получения и добывания оперативно-значимой информации, к которым, в первую очередь, следует отнести:
1) конфиденциальных сотрудников;
2) результаты ведения дел оперативного учета;
3) результаты, полученные в ходе ознакомления и использования сведений, содержащихся в оперативно-розыскных и профилактических учетах;
4) результаты проведения, следственных действий, ОРМ и режимных мероприятий.
В-четвертых, такая деятельность, безусловно, нуждается в надлежащем правовом регулировании, позволяющем осуществлять ее организацию, осуществление и реализацию принимаемых решений на базе полученной информации по проблемным ситуациям.
Следовательно, информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе можно представить как совокупность элементов, объединенных общей функциональной средой и целью функционирования, в которой элементы под воздействием системных взаимосвязей частично утрачивают свои индивидуальные свойства и приобретают специализацию (новые функции).
Как известно, любая система - это категория, отражающая состоящее из элементов целостное явление, обладающее интегральными свойствами и закономерностями, не сводимыми к свойствам и закономерностям, образующим конкретную систему элементов.
С позиций системного подхода в целях изучения исследуемого объекта как системы, единого целого необходимо выявление его особенностей, характеризующих его как самостоятельную целостную систему на современном этапе развития, определение внутренней структуры, его элементов и взаимосвязей; выделение и последующее изучение элементов исследуемой системы, рассматриваемых в свою очередь как подсистемы, исследование взаимосвязи предмета нашего исследования с другими элементами, окружающей средой и прогнозирование его будущего состояния с учетом вероятностных изменений информационной среды, внешних и внутренних факторов развития[16].
Слово «обеспечение» в толковых словарях русского языка трактуется как действие, заключающееся в снабжении чем-нибудь в нужном количестве, чтобы сделать что-либо вполне возможным, действительным, реально выполнимым. Таким образом, обеспечение есть не что иное, как самостоятельная (отдельная) задача какого-либо процесса, проявляющаяся в осуществлении действий по предоставлению необходимых ресурсов соответствующему субъекту. В качестве такого субъекта выступает уголовноисполнительная система как многокомпонентное образование, характеризующееся множеством связей общесистемного характера. Существенной чертой данной системы является то, что она представляет собой информационную систему, т. е. совокупность людей, технических средств и методов обработки и передачи информации по вопросам, возникающим в процессе организации исполнения наказаний.
Таким образом, сформулируем следующие выводы. Результат проведения любого оперативно-розыскного мероприятия, осуществляемого оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы, определяется наличием доступа оперативных сотрудников к оперативно-значимой информации, необходимой для успешного решения общих и частных задач оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе. Тем самым оперативно-значимая информация играет ключевую роль в раскрытии и расследовании неочевидных преступлений, установлении контроля отдельных категорий лиц, противоправной деятельностью отдельных осужденных, выступает «связующим звеном со всей деятельностью государства в противодействии преступности и обеспечении безопасности»[17].
С таких позиций информационно-аналитическое обеспечение ОРД в УИС следует рассматривать как одно из наиболее эффективных средств противодействия пенитенциарной преступности. Содержание информационно-аналитического обеспечения ОРД в УИС, во- первых, предполагает определение оперативно-розыскных задач с позиций системного подхода, решению которых будет способствовать информация; во-вторых, заключается в создании системы источников информации; в-третьих, обеспечивается ее использование потребителями. Следует отметить, что правильное формулирование целей информационноаналитического обеспечения ОРД в УИС имеет большое как теоретическое, так и практическое значение. Они определяют источники получения информации, распределение ее по субъектам, которые могут принимать соответствующие решения, сроки реализации.
Значительные изменения структуры пенитенциарной преступности, качественного состава осужденных, увеличение числа лиц, представляющих потенциальную опасность, злостных нарушителей режима в местах отбывания наказаний; лиц, отбывающих наказания с повышенной агрессивностью, психическими расстройствами; активность лидеров уголовнопреступной среды обуславливают изменение стратегий организации информационного обеспечения, внедрения в практику инновационных методик сбора, систематизации, анализа оперативно-значимой информации[18].
Подобный подход определяет наступательный характер содержания информационного обеспечения ОРД в УИС, самостоятельной государственно-правовой формы борьбы с пенитенциарной преступностью, одного из основных факторов повышения эффективности противодействия преступности в целом. Целесообразно придать указанному самостоятельному направлению как объективно необходимому и социально обусловленному управленческий характер, в рамках тех требований, которые детерминированы требованиями российского законодательства в сфере борьбы с преступностью.
Если подытожить сказанное, то информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе трактуется нами как основанная на законах и урегулированная ведомственными нормативными актами научно обоснованная деятельность, проводимая уполномоченными на то должностными лицами, заключающаяся в комплексном применении оперативно-розыскных сил, средств и методов с целью удовлетворения потребностей оперативных подразделений уголовноисполнительной системы.
2.2 Дело оперативного учета в оперативно – розыскной деятельности
Под делом оперативного учета понимается предусмотренная Федеральным Законом об ОРД форма концентрации материалов оперативно-служебного документирования в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации), проверки и оценки итогов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующего решения должностными лицами оперативно-розыскного органа[19].
Таким образом, дело оперативного учета служит способом обобщения полученных (получаемых) в ходе оперативно-розыскных мероприятий сведений. Законодатель особо оговорил, что факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина (ч. 3 ст. 10 Федерального Закона об ОРД).
Включением данного указания в Федеральный Закон об ОРД обращено внимание правоприманителей на то, что согласно Конституции РФ (ст. 23 и ст. 25) ограничение прав и свобод человека и гражданина допустимо только при наличии судебного решения и в случаях, указанных в федеральном законе. На это же обратил внимание и Конституционный Суд РФ. В своем определении он установил, что заведение дела оперативного учета не дает оснований проводить ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, с нарушением требований Конституции и федерального закона.
Дело оперативного учета следует отличать от уголовного дела. Среди многих отличий выделим два:
1) наличие дела оперативного учета не влечет каких-либо юридически значимых последствий для проходящих по нему лиц;
2) заведение дела оперативного учета не связано с возможностью совершать (не совершать) предусмотренные Федеральным Законом об ОРД ОРМ.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального Закона об ОРД перечень дел оперативного учета (виды дел) определяются в нормативных правовых актах органов, осуществляющих ОРД. Несмотря на закрытый в основном характер дела оперативного учета, известны общие открытые требования, которые предъявляют к их классификации. Так, перечень дела оперативного учета формируют в зависимости от определений стадий оперативно-розыскного процесса.
В данной связи различают:
- дело оперативной проверки (предварительной);
- дело оперативной разработки;
- дело оперативного контроля (оперативного надзора);
- дело оперативного розыска (практике известны и иные критерии, которыми руководствуются при систематизации дела оперативного учета.).
Заведение дела оперативного учета – это практически реализованное решение должностного лица оперативно-розыскного органа (соответствующего руководителя) начать производство того или иного дела оперативного учета. Единственным должностным лицом, которое может его завести, является руководитель оперативного подразделения (перечни этих руководителей изложены в нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов).
Отметим, что законодатель не связывает напрямую факт заведения дела оперативного учета с возможностью подготовки и проведения какого-либо ОРМ. Тем не менее, оперативно-розыскная практика свидетельствует, что отдельные ОРМ, которые требуют значительных организационных усилий (например, контролируемая поставка, оперативный эксперимент), проводятся, как правило, в рамках дела оперативного учета. Другие же (например, наблюдение, опрос, отожествление личности), наоборот, могут послужить средством получения информации, содержащий основания для заведения дела оперативного учета.
Заведение дела оперативного учета определенного вида (оперативной проверки, оперативного розыска и др.) имеет и иное значение – оно свидетельствует, во-первых, о начале оперативно-розыскного процесса (путем заведения оперативной проверки) и, во-вторых, о переходе рассмотрения оперативно значимой информации из одной стадии оперативно-розыскного процесса – в другую (например, преобразовании дела оперативной проверки в дело оперативной разработки).
По существу, эти основания совпадают с некоторыми основаниями для проведения ОРМ. Так, дело оперативного учета может быть заведено только при наличии оснований, предусмотренных п. 1 – 6 ч. 1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального Закона об ОРД порядок ведения дел оперативного учета определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Вместе с тем известны общие требования.[20]
Дело оперативного учета классифицируют в соответствии с признаками конкретного состава преступления, проверка обстоятельств вероятного совершения которого проводится по данному делу оперативного учета (т.е. дается “ окраска ” дела в итоге проведенной сыскной квалификации деяния). Заведению дела оперативного учета предшествует вынесение соответствующим должностным лицом (оперативником) постановления, которое подлежит утверждению руководителем оперативно-розыскного органа.
Решения, принимаемые по материалам дела оперативного учета, оформляются, прежде всего, в виде постановлений. Различают постановления о заведении дела оперативного учета, его продлении и прекращении. Постановление может быть вынесено и в других случаях, предусмотренных нормативными актами оперативно-розыскных органов.
Работа по делам оперативного учета строится по специальному плану (организационных и оперативно-розыскных мероприятий и т.п.).
Все получаемые по делу оперативного учета оперативно-служебные документы (постановления, планы, сводки, рапорты, справки и др.), а также иные документы (письменные поручения следователя, указания прокурора о проведении в рамках дела оперативного учета ОРМ и др.) приобщают к делу, систематизируют, подшивают и вносят во внутреннюю опись.
Так как организация и тактика проведения ОРМ составляет государственную тайну (ст. 6 Федерального Закона об ОРД и п. 4 ст. 5 Закона о государственной тайне), материалы дела оперативного учета получают определенный гриф секретности (“ секретно ” и др.), а доступ к ним возможен согласно правил в рамках соблюдения режима секретности.