Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА
1.2 Назначение и структура информации в ОВД
ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЛО ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА
2.1. Информационное обеспечение оперативно – розыскной деятельности
2.2 Дело оперативного учета в оперативно – розыскной деятельности
Все производство по делам оперативного учета должно осуществляться оперативниками под контролем руководителя оперативно-розыскного органа. Контроль реализуется в различных формах:
- путем утверждения постановления и планов;
- заслушивание исполнителей;
- проверки содержания оперативно-служебных документов;
- дачи указаний о направлении производства дела оперативного учета и др[21].
При уничтожении материалов дела оперативного учета существо полученных сведений допускается переносить в соответствующую информационную систему. Информация хранится в ней и используются в порядке, который устанавливается для функционирования информационных систем.
Об уничтожении материалов дела оперативного учета выносится, как правило, отдельное мотивированное постановление. Нецелесообразность уничтожать оперативно-служебные документы, которые отражают результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения.
Прекращение дела оперативного учета – это решение соответствующего руководителя оперативно-розыскного органа прекратить производство того или иного дела оперативного учета в связи с появлением предусмотренного Федеральным Законом об ОРД для этого основания.
2.3 Отдельные аспекты информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе
Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной структуры. Оперативно-розыскная деятельность (далее: ОРД) как одна из важнейших государственных форм борьбы с преступностью не только не является исключением, но, напротив, ее эффективность самым непосредственным образом зависит от качественного информационного обеспечения. Его суть заключается в удовлетворении информационных потребностей оперативных работников и руководителей в обеспечении их оперативно-розыскной и иной информацией для выполнения возложенных на них государством задач.
Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов, посвященных информационному обеспечению ОРД в уголовно-исполнительной системе (далее: УИС), проанализируем понятие «информация».
Слово «информация» происходит от латинского слова «information», что означает разъяснение, изложение, осведомленность. Согласно определению С. И. Ожегова, под ней понимаются разного рода сообщения, сведения.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Следует отметить, что особую разновидность информации составляют сведения в сфере ОРД. Проблемам рассмотрения понятия и содержания оперативно-розыскной информации уделялось довольно пристальное внимание. Им посвятили специальные теоретические исследования и разработки такие ученые, как: Е. Н. Билоус, А. В. Горячев, Д. В. Гребельский, В. А. Лукашов, А. В. Михайличенко, С. С. Овчинский, Н. К. Потоцкий, Г. К. Синилов, Н. М. Якушин и др.
Так, с точки зрения С. С. Овчинского, оперативно-розыскная информация включает в себя большое количество разновидностей фактов, явлений, событий, характеристик. Содержание оперативно-розыскной информации составляют различные сведения, относящиеся к оперативной обстановке, основным силам, средствам и методам ОРД, оценке результатов их использования.
В свою очередь Н. П. Барабанов под оперативно-розыскной информацией понимает разнообразные фактические данные, полученные субъектом системы ОРД посредством управления ее силами, средствами и методами, составляющие специальный ресурс, объем и содержание которых устраняет неопределенность и обеспечивает функционирование данной системы в решении задач, определенных Федеральным законом от 12 августа 2015 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[22].
Исходя из анализа рассмотренных понятий, можно сделать вывод, что оперативно-розыскная информация обладает присущими только ей чертами: спецификой данных, подлежащих поиску, сбору, переработке и использованию, источников возникновения; особенностями ее правового регулирования; способностью объективно отражать реальные факты, явления (процессы), обстоятельства, имеющие значение для борьбы с преступностью.
Таким образом, оперативно-розыскная информация - это получаемые оперативными подразделениями УИС сведения о замышляемых, подготавливаемых и совершенных преступлениях, лицах, представляющих оперативный интерес, а также обстоятельствах, имеющих непосредственное значение для подготовки и осуществления оперативно-розыскных мероприятий (далее: ОРМ), проведения аналитической работы руководителями оперативных подразделений.
Далее перейдем к рассмотрению понятия информационного обеспечения ОРД в целом и в УИС, в частности.
По мнению Ю. С. Чичерина, «информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности - это опирающаяся на правовые, организационные, тактические и методические предпосылки целенаправленная деятельность оперативных аппаратов по созданию, сбору, регистрации, обработке, накоплению, хранению, поиску, распространению и использованию оперативно-розыскной информации, необходимой для их эффективного функционирования.
В. С. Гальцов информационное обеспечение оперативных аппаратов рассматривает как процесс снабжения их оперативно-розыскной информацией. Данный процесс заключается в своевременном получении информации о замышляемых, подготавливаемых и совершаемых преступлениях, лицах, причастных к ним, причинах и условиях, способствующих этому.
Таким образом, содержание информационного обеспечения ОРД, во-первых, предполагает определение оперативно-розыскных задач, решению которых будет способствовать информация; во-вторых, заключается в создании системы источников информации; в-третьих, обеспечивается ее использование потребителями.
Следует отметить, что правильное формулирование целей информационного обеспечения ОРД в УИС имеет большое как теоретическое, так и практическое значение. Они определяют источники получения информации, распределение ее по субъектам, которые могут принимать соответствующие решения, сроки реализации. С нашей точки зрения, цели информационного обеспечения ОРД в УИС можно разделить на организационно-управленческие и организационно-тактические[23].
Организационно-управленческие цели включают в себя:
- изучение и оценку оперативной обстановки, складывающейся в учреждениях УИС, определение конкретных мер по ее стабилизации;
- выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие своевременных мер по их устранению;
- установление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, оказание на них индивидуально-профилактического воздействия с учетом их личностных особенностей;
- создание в учреждении необходимой системы сбора, фиксации, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления оперативно-розыскной информации;
- анализ получаемой информации;
- определение субъектов, в компетенцию которых входит реализация информации;
- контроль за результатами проделанной работы.
К организационно-тактическим целям информационного обеспечения ОРД относятся:
- сбор, обработка и анализ статистической и иной оперативной информации, характеризующей состояние ОРД в учреждениях УИС;
- разработка документов, в которых будет концентрироваться оперативно-розыскная и иная информация, образующаяся в процессе работы оперативных подразделений учреждений УИС;
- создание условий для хранения информации;
- обеспечение возможности использования оперативными подразделениями накопленной информации;
- применение технических средств, облегчающих работу с информацией;
- обмен информацией с иными органами, осуществляющими ОРД.
На организацию информационного обеспечения ОРД в УИС влияет ряд обстоятельств.
Во-первых, оперативные работники и руководители оперативных подразделений должны определять оптимальное количество информации, необходимой для осуществления своей деятельности. Нехватка сведений может привести, например, к тому, что на подозреваемого, обвиняемого или осужденного своевременно не будет оказано оперативно-профилактическое воздействие. Излишняя же информация может привести оперативного работника к тому, что он не в состоянии будет ее своевременно проверить.
Во-вторых, получаемая оперативными работниками информация должна быть достоверной, значимой, качественной.
В-третьих, информация должна быть своевременной, что предполагает не только получение сведений в нужное время, но и их передачу либо реализацию.
В-четвертых, следует отметить обстоятельство, связанное с допуском к сведениям, получаемым из конфиденциальных источников: если начальники учреждений УИС, заместители, курирующие оперативную работу, руководители и сотрудники оперативных отделов могут работать с любой информацией как открытого, так и закрытого характера, то другим сотрудникам учреждения такая возможность не предоставляется. Однако деятельность по борьбе с преступностью требует комплексного подхода, что предполагает обмен информацией в рамках взаимодействия с сотрудниками других отделов и служб учреждений УИС, а также сотрудниками иных правоохранительных органов.
Организационные основы информационного обеспечения ОРД в УИС прежде всего тесно связаны с источниками оперативно-розыскной информации.
Основными источниками получения оперативно-розыскной информации, используемой оперативными работниками для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в учреждениях УИС, являются:
- информация, полученная от конфидентов;
- сведения, добытые при осуществлении ОРМ;
- информация, имеющаяся в различных учетах, используемых оперативными подразделениями;
- данные, полученные от сотрудников иных отделов и служб учреждений УИС;
- информация, полученная в процессе взаимодействия с другими правоохранительными органами;
- данные, полученные при цензуре корреспонденции подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
- сведения, содержащиеся в заявлениях подозреваемых, обвиняемых, осужденных и иных лиц.
Вне зависимости от того, каким образом и из каких источников получена информация, как правило, возникает необходимость в ее фиксации для дальнейшего использования. В связи с этим в качестве носителей информации можно рассматривать документы, материалы, созданные или полученные непосредственными источниками: рапорта сотрудников, информация от конфиденциальных источников, заявления и объяснения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, материалы различных учетов, баз данных и дел, ведущихся в оперативных подразделениях УИС, и т. д.
Вместе с тем оперативным работникам УИС следует иметь в виду, что в потоке поступающих данных могут содержаться и такие, которые не представляют оперативный интерес. Именно поэтому прежде чем использовать полученные сведения, их надо обработать. В массе информации необходимо выделять и отбирать ту, которая будет использоваться в борьбе с преступностью, т. е. прежде чем принять соответствующее решение по ее реализации, информация должна быть систематизирована, классифицирована, проанализирована, обобщена и оценена.
В заключение отметим, что информационное обеспечение в деятельности оперативных подразделений УИС занимает одно из центральных мест и представляет собой постоянную познавательную деятельность, включающую в себя комплекс мероприятий по сбору, накоплению, систематизации и анализу информации, необходимой для решения задач ОРД.