Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА
1.2 Назначение и структура информации в ОВД
ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЛО ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА
2.1. Информационное обеспечение оперативно – розыскной деятельности
2.2 Дело оперативного учета в оперативно – розыскной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Наукой и практикой признанно, что информация одна из значимых основ процесса управления. Процесс управления связан с движением информации, то есть с ее получением, переработкой, хранением и использованием.
Информационное обеспечение управления оперативно – розыскной деятельности является одной из важнейших обеспечивающих функций всей системы органов внутренних дел (деле ОВД).[1] Информация в ОВД играет особую роль, она является базисом на основании которого протекают основные процессы управленческой деятельности в ОВД.
В настоящее время, не перестает быть актуальным рассмотрение проблем, связанных с системой информации в оперативно – розыскной деятельности. Наиболее остро стоит вопрос о совершенствовании информационных систем на современном этапе правового развития нашей страны.
Система информации является определенным связующим звеном между информацией как продуктом и ее пользователем.
Целью курсовой работы является изучение информационного обеспечения и изучение оперативных учетов оперативно – розыскной деятельности.
Данная цель преследует решение определенных задач:
- определить понятие информации в ОВД, выявить ее назначение и структуру;
- изучить информационное обеспечение оперативно – розыскной деятельности и дело оперативного учета;
- рассмотреть пути совершенствования информационного обеспечения оперативно – розыскной деятельности.
Проблема системы информации в оперативно – розыскной деятельности многоаспектна. Исследователи уделяли и уделяют внимание проблемам информационного обеспечения ОВД (А.Кизлык[2], А.Кузьмин[3], В.С.Четвериков, В.В.Четвериков[4]), назначению и классификации системы информации в ОВД (Д.И.Бедняков[5], М.М.Рассолов[6]), совершенствованию системы информации в ОВД (В.К.Гавло[7], И.Ф.Герасимов[8], Л.Я.Драпкин, В.А.Бакулин[9]8).
Исследователи подчеркивают, что система информации в ОВД нуждается в постоянном совершенствовании, на основании постоянно меняющихся условий развития общества.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА
1.1 Понятие информации в ОВД
Технология управления в ОВД представляет собой процесс совершенствования управленческих операций по сбору, хранению, преобразованию и передаче разнообразной информации и ее документированию.
Под информацией в общем виде понимаются сведения, данные, снимающие неопределенность с какого-либо вопроса, связанного с познанием реального процесса или объекта.
Информационная сущность процессов управления заключается в непрерывном обмене информацией между субъектом и объектом управления, а также между данной системой и внешней средой (другими системами). Рациональная обработка информации является основой принятия управленческих решений.
В информационных процессах управления следует выделить два содержательных аспекта: во-первых, процесс обмена информации между элементами системы; во-вторых, процесс сбора, обработки, хранения и использования информации. Иными словами, первая информация - это информационные связи внутри подразделений и служб органов внутренних дел (по горизонтали и по вертикали); вторая - система сбора, обработки, хранения и использования информации.
Если информация – это совокупность фактологических и обобщенных данных, то информатизацию можно определить как систему мероприятий обеспечивающих эффективный поиск, хорошо организованное хранение и своевременное исполнение необходимых и достаточных знаний обеспечивающих надежное выполнение функций в различных сферах человеческой деятельности.[10]
Как показывает анализ основных направлений в России и за рубежом, важнейшим из них является переход к интегрированным информационным системам.
В последнее время для правоохранительных органов стали разрабатываться новые информационные системы - криминальные информационные системы или оперативные информационные системы (ОИС), объединенные в интегративные системы.
Наиболее полно эта концепция была реализована в Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью, утвержденной приказом МВД РФ от 12.05.93 г. №229. В этой концепции определены основные задачи и принципы построения интегрированных информационных вычислительных систем (ИВС). Наиболее важными являются:
- интеграция баз данных и вычислительных ресурсов;
- формирование и сопровождение проблемно-ориентированных банков данных массового пользования;
- обеспечение санкционированного оперативного доступа пользователей;
- внедрение безбумажной информационной технологии на всех уровнях управления.
Управление и информация в управленческой деятельности органов внутренних дел неразрывно связаны между собой. Информация является базой, на основе которой строится система в целях достижения сформулированных целей.[11]
Понятие информации в социальной сфере по своему смысловому значению ближе всего подходит к понятиям «сведения», «данные» со всеми присущими им свойствами: достоверностью, полнотой, первичностью, вторичностью, старением и др.
Под информацией в управлении следует понимать любые сведения, об объекте и окружающей среде, интересующие нас при достижении поставленных целей.
Информация в органах внутренних дел – это, прежде всего сведения, отражающие состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, окружающей среды, характеризующие силы и средства, а также результаты их деятельности.
Таким образом, информация в целом, и информация в ОВД играет важнейшую роль в реализации целей и задач правоохранительной системы, направленной на борьбу с преступностью.
1.2 Назначение и структура информации в ОВД
Информация в управляемых системах характеризуется рядом свойств: имеет определенную самостоятельность, может неоднократно использоваться, храниться, поддается обработке и математическому анализу, преобразованию, количественно измерима, обладает непрерывностью, системностью и другими качествами. Информация в управленческой деятельности имеет ряд аспектов: правовой, количественный, вероятностный, смысловой, прагматический и др.
В управленческой деятельности органов внутренних дел циркулирует разнообразная информация. Ее материальными носителями могут быть правовые и нормативные документы, табулеграммы, магнитные ленты, диски и другие.
К информации в органах внутренних дел предъявляется ряд требований: непрерывность, достоверность, полнота, своевременность, обновляемость, систематичность, выбор оптимального объема и доступность для машинной обработки.
Управление представляет собой замкнутый цикл процесса упорядочения, согласования усилий различных элементов системы в целях выполнения поставленных задач. По большинству мнений специалистов, управленческий цикл включает в себя: формулирование цели, постановку задач, сбор, обработку и анализ информации с целью выработки, обоснования и принятия решения, организации его исполнения, регулирования и контроля. Все перечисленные элементы и стадии управленческого цикла информация как бы пронизывает. Буквально каждый элемент (стадия) управленческого цикла связан с оперированием или работой с информацией. Следовательно, требование непрерывности информации является основополагающим, т.к. без постоянно поступающей информации невозможен процесс управления.
Согласно Типовому Положению об Информационных центрах в системе МВД РФ на них возлагаются следующие основные задачи:
- обеспечение органов и учреждений внутренних дел региона статистической, оперативно – справочной, оперативно – розыскной, криминалистической, архивной информацией;
- осуществелние работы по реабилитации лиц, подвергнутых репрессиям;
- проведение организационных и научно – технических мероприятий по созданию региональной информационно – вычислительной сети, разработке, внедрению компьютерных информационных технологий, автоматизированных систем.[12]
Требование достоверности не нуждается в особом разъяснении. Само собой разумеется, что при отсутствии достоверной информации невозможно осуществлять управление. Кроме того, в реальной жизни, в том числе в управлении органами внутренних дел, приходится часто сталкиваться со случаями поступления ложной информации, и лицу, принимающему управленческое решение, следует ее распознавать. Например, ложные сообщения о преступлениях, поступающие по телефону в дежурную часть органа внутренних дел. Эта задача весьма актуальна в связи с большой плотностью поступающих сообщений и ограниченностью сил и средств в распоряжении дежурного.
Требование полноты информации в управлении в настоящее время весьма злободневно. Особо остро эта проблема стоит на уровне горрайорганов внутренних
В низовые подразделения идет большой поток управляющей информации, в свою очередь от них требуется значительное количество информационно-аналитических материалов, не предусмотренных нормативными актами. Кроме потока циркулирующей информации по вертикали немалую долю в работе внутренних дел занимает подготовка информации по горизонтали. В связи с этим возникает проблема полноты информации на всех уровнях управления в системе органов внутренних дел. Информации должно быть столько, чтобы можно было подготовить и принять рациональное решение.
Своевременность поступления информации порой решает исход дела. Органы внутренних дел организуют управление силами и средствами в условиях быстро меняющейся оперативной обстановки, следовательно, своевременность поступления информации о многом определяет успех операции. В частности, в раскрытии преступлений «по горячим следам».
Систематичность поступления информации способствует непрерывности процесса управления в условиях резко меняющейся оперативной обстановки. Например, при реализации специального плана по предупреждению и пресечению групповых нарушений; по розыску скрывающихся и задержанию вооруженных преступников и др.
С появлением современных электронно-вычислительных машин, математического обеспечения, а также научных методов (в том числе количественных) обработки информации существенными требованиями являются: обновляемость информации, выбор ее оптимального объема и доступность для машинной обработки.
Ранее проблема обновляемости была чрезвычайно сложна из-за неэффективных способов сбора, обработки, хранения и поиска необходимой информации. С появлением современных ЭВМ эта проблема значительно упростилась. Поиск и стирание устаревшей и ненужной, а также запись новой информации происходит теперь намного быстрее.
Несмотря на наличие быстродействующих ЭВМ и новых методов обработки информации, проблема выбора ее оптимального уровня постоянно актуальна. На каждом уровне управления информации должно быть столько, чтобы система могла успешно осуществлять свои функции. Избыток же информации затруднит процесс выработки, обоснования и принятия управленческого решения.
Таким образом, необходимость системы информации в ОВД обусловлена направленность на эффективность управленческой деятельности в ОВД, на реализацию решений по использованию той или иной информации.
На сегодняшний день на региональном уровне функционирует свыше десятка учетов, в которых собрано более 80 млн. учетных документов. Основными из них являются:
1. Пофамильный и дактилоскопический учеты лиц, объектами которых являются: граждане России и иностранцы, обвиняемые в совершении преступлений, осужденные, разыскиваемые, а также отбывающие наказание в данных регионах; лица, совершившие преступления, материалы на которых без возбуждения уголовного дела направлены для применения мер общественного воздействия; лица, совершившие общественно - опасные деяния, помещенные по решению суда в психиатрические больницы для принудительного лечения.