Файл: Нотариат в РФ (Понятие нотариата и его правовая природа).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА
1.1. Понятие нотариата и его правовая природа
2. ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Новеллы в правовом регулировании нотариата
2.2. Деятельность нотариусов по удостоверению сделок
Одним из условий выполнения нотариусом профилактической функции по предупреждению гражданских споров является наделение нотариального акта новыми свойствами и, прежде всего, доказательственной силой.
Нотариальные акты могут заключаться в процессе совершения фактических действий и путем выдачи документов, оформленных нотариусами. В законодательстве и юридической литературе до настоящего времени не решен вопрос о правовой природе нотариально оформленных документов. Учеными отмечается, что приравнивание их к правоприменительным документам, то есть официальным, публичным актам, должно влечь защиту от их подделки со стороны государства, в том числе следственных органов[38].
Повышение требований к нотариусу и придание нотариальным актам доказательной силы позволит облегчить судьям осуществление судебного контроля. Для этого необходимо разработать комплекс законодательных мер, направленных на более детальное регламентирование процедуры нотариальной деятельности.
Нотариат призван не только оказывать квалифицированную помощь гражданам и юридическим лицам, но и способствовать стабилизации гражданско- правовых и экономических отношений.
Каждый из видов контроля имеет свою специфику, определяемую характером деятельности органа, осуществляющего контроль, стоящими перед ними задачами и осуществляемыми полномочиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Основ о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют Минюст России и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты субъектов РФ. В рамках реформирования института нотариата предусматривается усиление контроля за деятельностью частнопрактикующих нотариусов, наделив правом по осуществлению такого контроля не только нотариальные палаты в субъектах РФ, но и территориальные органы Минюста России.
Результаты профессионального контроля за деятельностью нотариусов не только характеризуют деятельность каждого нотариуса, но и важны для определения типичных ошибок, совершаемых нотариусами, для установления причин, приводящих к возникновению таких ошибок, для распространения положительного опыта нотариусов и для конкретизации форм содействия развитию профессиональной нотариальной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нотариат, осуществляя защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, действует от имени государства, в этой связи его деятельность носит публичный характер, направлена на защиту и частных, и публичных интересов, обеспечивает законность и является по своей сути правоохранительной деятельностью.
Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.
Осуществление правового обеспечения активно развивающихся в настоящее время экономических отношений невозможно без института нотариата. Нотариусами совершается ряд нотариальных действий по удостоверению бесспорных прав и фактов; приданию долговым и платежным документам исполнительной силы; обеспечению мер по охране наследственного имущества и др. Объектом нотариальной деятельности являются установленные законом действия, совершение которых обеспечивает права и законные интересы тех лиц, которые воспользовались услугами нотариуса. Анализ субъектов нотариальной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, позволяет выделить несколько категорий лиц: частные нотариусы, нотариусы государственных нотариальных контор, а также лица, уполномоченные совершать нотариальные действия в установленном законом порядке.
На нотариат возложена защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Нотариат, название которого происходит от латинского notarius (писец, секретарь), представляет собой систему органов, которые в рамках осуществления своей деятельности удостоверяют бесспорные права и факты, удостоверяют документы и выписки из них, придают документам исполнительную силу и выполняют другие нотариальные действия по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Современному российскому нотариату характерна двойственная правовая природа, проявляющаяся в функционировании нотариата на стыке публичных и частных интересов как связующего звена между гражданским обществом и государством.
Формами контроля за деятельностью нотариусов являются следующие:
- профессиональный контроль;
- налоговый контроль и контроль органов, взимающих обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды;
- судебный контроль;
- контроль органов уголовной юстиции.
Каждая форма контроля за деятельностью нотариусов имеет свои цели и задачи, отличается специфическими процедурами и итоговыми актами.
Проблемы нотариусов в реализации норм права ярче всего высвечиваются через призму судебной практики. Вместе с тем судебная практика, с одной стороны, помогает нотариусам в их профессиональной деятельности, с другой — позволяет лицам в полной мере реализовать защиту своих прав. Для нотариального сообщества представляют интерес, прежде всего, те судебные решения, которые уточняют понимание нотариальной процедуры, а также направлены на единообразное уяснение действующего законодательства. Их анализ в совокупности дает объективное представление о нотариальном процессе как едином правоохранительном механизме государственного управления.
Такой подход поможет не только избежать нежелательных ошибок, но и позволит сформировать современное видение право применения действующего законодательства. Это в целом отразится на качестве оказываемых нотариусом услуг и укрепит в правосознании граждан и юридических лиц значимость нотариата как института по защите их прав и законных интересов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 6. Ст. 548.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
- Федеральный закон от 03.07.2016 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4284.
- Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 10.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 51. 23 дек. Ст. 6699.
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ред. от 31.12.2017 г.) // Российская газета. 1993. 13 марта. № 49.
- Положение «О Единой Информационной Системе нотариата Российской Федерации» (ЕИС). Утверждено в новой редакции Правлением Федеральной нотариальной палаты (протокол от 4 - 5 апреля 2013 г. № 05/13). URL: http://notariat.ru/ddata/file-file/polozhenije-o-eis.pdf.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 № 12-П по делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 1.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов // Собрание законодательства РФ. 2000. № 3. Ст. 353.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 5.
- Бегичев А.В. Судебный контроль как гарантия нотариальной деятельности // Евразийский юридический журнал. 2014. № 8 (75). С. 30 - 34.
- Бурова А.С. Налогово-правовой статус нотариуса в России и странах латинского нотариата (сравнительно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 221 с.
- Виноградова Е.В., Виноградова П.А. Контроль за деятельностью нотариусов // Вестник Юридического факультета РУДН. 2015. № 5. С. 20 - 24.
- Виноградова П.А. Правовое регулирование полномочий нотариусов как участников государственной системы бесплатной юридической помощи // Нотариус. 2015. № 6. С. 8 - 10.
- Дмитриев Ю.А., Николаев А.Н. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива. М., 2012. С. 87.
- Егорова М.Е. Совершенствование законодательства о нотариате: обзор последних изменений и дополнений // Нотариус. 2015. № 4. С. 9 - 12.
- Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. 1998. № 6 - 7. С. 33.
- Комаров Н.И. Нотариат в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века (историко-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 165 с.
- Кулишова Р.Т. Специфика правовой природы нотариата и нотариальной деятельности в Российской Федерации // Нотариус. 2016. № 7. С. 3 - 8.
- Кучеренко П.А. Правозащитная функция современного нотариата // Вестник Российского университета дружбы народов. 2015. № 2. С. 60.
- Настольная книга нотариуса. Организация нотариального дела: в 4 т. / Т.И. Зайцева, Т.В. Патрушева, И.В. Перевалова и др.; под ред. И.Г. Медведева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2015. Т. 1: Организация нотариального дела. 320 с.
- Нотариат в Европейском Сообществе. Резолюция Европейского парламента // Нотариальный вестник. 1999. № 5-6.
- Нотариат в России. Схемы и комментарии: Учебное пособие / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2014. 288 с.
- Остапенко И.А. К вопросу о понятии нотариата в Российской Федерации // Символ науки. 2016. № 1. С. 164 - 166.
- Пашенцев Д.А. Роль частного права в формировании институтов гражданского общества // Вестник Академии права и управления. 2014. № 36. С. 18 - 23.
- Синцов Г.В. О влиянии последних изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ в законодательство о нотариате Российской Федерации // Нотариус. 2015. № 2. С. 10 - 12.
- Смольников Д.И. Проблемы реформирования российского нотариата на современном этапе // Нотариус. 2012. № 2. С. 2 - 6.
- Тарасова Е.А. Нотариат - институт превентивной защиты или институт превентивного правосудия? // Четвертый Пермский международный конгресс ученых-юристов: Материалы межд. науч.-практ. конф. (г. Пермь, Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 18 - 19 октября 2013 г.) / Отв. ред. О.А. Кузнецова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2013. С. 173 – 175.
- Тарбагаева Е.Б. Организация и деятельность нотариата в РФ: Учеб. пособие. М., 2008. 272 с.
- Фадеева Г.В. Административно-правовое регулирование организации нотариальной деятельности в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. 20 с.
- Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России. М., 2006. 256 с.
- Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М., 1999. 240 с.
- Черников А.Е. Правовая природа нотариата в современной России // Управление общественными и экономическими системами. 2009. № 1. С. 5-8.
-
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ред. от 31.12.2017 г.) // Российская газета. 1993. 13 марта. № 49. ↑
-
Тарбагаева Е.Б. Организация и деятельность нотариата в РФ: Учеб. пособие. М., 2008. С. 10. ↑
-
Нотариат в России. Схемы и комментарии: Учебное пособие / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2014. С. 4. ↑
-
Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М., 1999. С. 99. ↑
-
Комаров Н.И. Нотариат в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века (историко-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3. ↑
-
Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России. М., 2006. С. 35. ↑
-
Остапенко И.А. К вопросу о понятии нотариата в Российской Федерации // Символ науки. 2016. № 1. С. 164 - 166. ↑
-
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов // Собрание законодательства РФ. 2000. № 3. Ст. 353. ↑
-
Кулишова Р.Т. Специфика правовой природы нотариата и нотариальной деятельности в Российской Федерации // Нотариус. 2016. № 7. С. 3 - 8. ↑
-
Черников А.Е. Правовая природа нотариата в современной России // Управление общественными и экономическими системами. 2009. № 1. С. 5. ↑
-
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 6. Ст. 548. ↑
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 5. ↑
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 № 12-П по делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 1. ↑
-
Бурова А.С. Налогово-правовой статус нотариуса в России и странах латинского нотариата (сравнительно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 221 с. ↑
-
См.: Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. 1998. № 6 - 7. С. 33; Тарасова Е.А. Нотариат - институт превентивной защиты или институт превентивного правосудия? // Четвертый Пермский международный конгресс ученых-юристов: Материалы межд. науч.-практ. конф. (г. Пермь, Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 18 - 19 октября 2013 г.) / Отв. ред. О.А. Кузнецова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2013. С. 173 - 175; и др. ↑
-
Фадеева Г.В. Административно-правовое регулирование организации нотариальной деятельности в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 8. ↑
-
Смольников Д.И. Проблемы реформирования российского нотариата на современном этапе // Нотариус. 2012. № 2. С. 2 - 6. ↑
-
Пашенцев Д.А. Роль частного права в формировании институтов гражданского общества // Вестник Академии права и управления. 2014. № 36. С. 23. ↑
-
Дмитриев Ю.А., Николаев А.Н. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива. М., 2012. С. 87. ↑
-
Нотариат в Европейском Сообществе. Резолюция Европейского парламента // Нотариальный вестник. — 1999. — № 5-6. ↑
-
Кучеренко П.А. Правозащитная функция современного нотариата // Вестник Российского университета дружбы народов. 2015. № 2. С. 60. ↑
-
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 25 дек. № 291. ↑
-
Положение «О Единой Информационной Системе нотариата Российской Федерации» (ЕИС). Утверждено в новой редакции Правлением Федеральной нотариальной палаты (протокол от 4 - 5 апреля 2013 г. № 05/13). URL: http://notariat.ru/ddata/file-file/polozhenije-o-eis.pdf. ↑
-
Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 10. ↑
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532. ↑
-
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172872. ↑
-
Егорова М.Е. Совершенствование законодательства о нотариате: обзор последних изменений и дополнений // Нотариус. 2015. № 4. С. 9 - 12. ↑
-
ФЗ от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2014. № 299. 31 дек. ↑
-
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1) (ред. от 29 декабря 2014 г.) // Российская газета. 1993. № 49. 13 марта. ↑
-
ФЗ от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 51. 23 дек. Ст. 6699. ↑
-
Синцов Г.В. О влиянии последних изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ в законодательство о нотариате Российской Федерации // Нотариус. 2015. № 2. С. 10 - 12. ↑
-
Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 10. ↑
-
Федеральный закон от 03.07.2016 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4284. ↑
-
Настольная книга нотариуса Организация нотариального дела: в 4 т. / Т.И. Зайцева, Т.В. Патрушева, И.В. Перевалова и др.; под ред. И.Г. Медведева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2015. Т. 1: Организация нотариального дела. С.54. ↑
-
Виноградова Е.В., Виноградова П.А. Контроль за деятельностью нотариусов // Вестник Юридического факультета РУДН. 2015. № 5. С. 24. ↑
-
Виноградова П.А. Правовое регулирование полномочий нотариусов как участников государственной системы бесплатной юридической помощи // Нотариус. 2015. № 6. С. 10. ↑
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Собрание законодательства РФ. 1998. Ст. 2491. № 22. ↑
-
Бегичев А.В. Судебный контроль как гарантия нотариальной деятельности // Евразийский юридический журнал. 2014. № 8 (75). С.34. ↑