Файл: Нотариат в РФ (Понятие нотариата и его правовая природа).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА
1.1. Понятие нотариата и его правовая природа
2. ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Новеллы в правовом регулировании нотариата
2.2. Деятельность нотариусов по удостоверению сделок
Признавая большую роль нотариата в защите прав и законных интересов юридических лиц и граждан, полагаем, необходимо указать на ошибочность отнесения нотариата к органам «превентивного правосудия». Целью правосудия становится разрешение социального конфликта. В бесспорных ситуациях правосудие не осуществляется. Нотариальная же деятельность относится к области бесспорной юрисдикции, так как социально-правовым назначением нотариальной деятельности выступает предотвращение судебных споров посредством удостоверения нотариусом сделок, бесспорных прав и фактов (придания им юридической достоверности)[16]. Более корректным в этой связи станет употребление термина «процесс», а не «правосудие» по отношению к нотариальной деятельности[17].
Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность по удостоверению бесспорных фактов и прав, свидетельствование подлинности документов, выполнение иных нотариальных действий.
1.2. Функции нотариата
В соответствии с Конституцией РФ, другими нормативными актами нотариат призван посредством совершения нотариальных действий обеспечить защиту прав и охраняемых законом интересов граждан, организаций и государства, предупреждение правонарушений путем правильного оформления различных гражданско-правовых сделок и договоров, наследственных прав и т.п.
Обозначенные цели совершения нотариальных действий позволяют нам говорить об их особой социальной значимости. По этой причине действующее законодательство о нотариате постоянно находится в состоянии совершенствования. Ведь именно от того, насколько профессионально и качественно будет совершено то или иное нотариальное действие, во многом будет зависеть состояние защищенности прав физических, юридических лиц и государства в целом.
В условиях конвергенции частого и публичного права такая позиция нотариуса оказывается наиболее гармоничной, и этот институт вполне вписывается в существующую правовую систему[18].
Важно отметить, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариус не является предпринимателем, он действует от имени государства. Его назначение на должность производится государственным органом — органом юстиции.
Выступая как правомочный представитель государства, нотариус осуществляет определенные правовые функции, в основном применительно к имущественным правоотношениям граждан и юридических лиц. По мнению В.В. Яркова, эти функции можно разделить на две группы.
Первая группа представляет собой социальные функции нотариата, которые характеризуют место данного института в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России в целом. Вторая группа характеризуется цитируемым автором в качестве содержательных функций, которые отражают характер и специфику нотариальной деятельности.
В рамках данной классификации правозащитная функция нотариата может быть отнесена к его социальным функциям. В современных условиях именно эта функция нотариата выступает на первый план.
В современных условиях предусмотренная законодательством деятельность нотариусов способствует закреплению и реализации имущественных прав граждан. Нотариус юридически оформляет право собственности на недвижимость, наследственные права и т.д. Именно благодаря деятельности нотариата имущественные, а в некоторых случаях и личные неимущественные права граждан оказываются более защищенными, и у граждан не возникает необходимости отстаивать эти права в суде. Поэтому институт нотариата в контексте его деятельности вполне может рассматриваться в виде особой формы защиты гражданских прав и охраняемых законом субъективных интересов.
Правозащитная функция нотариата является производной от его правовой природы. Именно эта функция в определенной мере сближает нотариат с судебными органами. Ее значимость повышается в условиях правового государства, где существует выраженная потребность в эффективных юридических механизмах, позволяющих осуществлять защиту прав и законных интересов субъектов общественных отношений.
В современной России нотариат представляет собой негосударственный институт, которому в соответствии с ч. 1 ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» делегированы отдельные полномочия государства по осуществлению одной из важнейших государственных функций, а именно по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Для реализации данной функции нотариат наделен некоторыми полномочиями государственно-властного характера. В данном качестве он в своей деятельности реализует публичную власть и государственную волю.
В связи с этим современные ученые рассматривают нотариуса как «лицо, не являющееся государственным органом, но выполняющее от имени государства государственную функцию, направленную на защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц»[19].
Аналогичный подход встречается не только в Российской Федерации, но и в других государствах, входящих в романо-германскую правовую семью. Об этом свидетельствует, в частности, одно из положений резолюции Европейского парламента, где говорится, что «деятельность нотариуса характеризуется передачей ему государством части своей верховной власти... что необходимо, в частности, для удостоверения подлинности соглашений и придания им публичного характера и доказательственной силы»[20].
Правозащитная функция нотариата тесно взаимосвязана с таким важным принципом его деятельности, как принцип публичности.
Защищая права и законные интересы граждан и юридических лиц, нотариус тем самым обеспечивает реализацию публичного интереса, что проявляется в создании благоприятных условий для экономической деятельности и гражданского оборота, для стабильного развития общества.
При этом сам принцип публичности основан на делегировании государством части своих властных функций нотариату. Он находит свое отражение в организации и деятельности нотариата, проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах, включая формирование системы нотариата по воле государства, осуществление нотариальных действий от имени государства и в установленном государством порядке, наличие в деятельности нотариата четко определенных государством процессуальных форм.
Установление и соблюдение необходимых процессуальных форм в деятельности нотариусов можно рассматривать в качестве важного фактора реализации правозащитной функции нотариата.
Многие особенности правовой природы нотариата определяются тем, что публично-правовой характер его деятельности гармонично сочетается с ее частноправовыми аспектами. При этом публичные и частные элементы в нотариальной деятельности не являются взаимоисключающими, а взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Возложенная на нотариат государством обязанность защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере частного права определяется конституционной обязанностью государства признавать и защищать права и свободу человека и гражданина[21].
В условиях существования рыночных отношений в современной экономике осуществление полноценного гражданского оборота невозможно без такого важного правового института, каким является нотариат. Юридически безупречное, основанное на высоких принципах исполнение нотариусом своих обязанностей делает его деятельность неотъемлемым элементом справедливой и эффективной правовой системы, демократического правового государства.
Нотариальная деятельность, так же как и нотариат, обладает двойственной правовой природой (публичной и частной). Однако публичный характер нотариальной деятельности имеет бесспорное преимущество:
1) факты и документы, засвидетельствованные нотариусами, приобретают подтвержденный государством характер;
2) формирование нотариата происходит по инициативе государственной власти;
3) любые нотариальные действия осуществляются от имени государства в процессуальных формах, определенных государством;
4) материальное и техническое обеспечение деятельности государственных нотариальных контор находится в сфере государственного ведения;
5) контроль за деятельностью нотариусов осуществляется государством.
2. ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Новеллы в правовом регулировании нотариата
2014 год был ознаменован для российского нотариата рядом изменений. Очень важным достижением в организации деятельности нотариусов является введение в действие с 1 июля 2014 года Единой информационной системы нотариата (ЕИС), в которой отражена информация о совершенных нотариальных действиях нотариусами на всей территории Российской Федерации. Глава, посвященная правовому регулированию ЕИС, была включена в Основы законодательства о нотариате Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 379-ФЗ)[22]. Согласно Положению «О Единой Информационной Системе нотариата Российской Федерации»[23] технически системой будет представлена возможность нотариусам получить следующую информацию: данные о нотариальных палатах и нотариусах, информацию об образцах печатей и подписей нотариусов, информацию о доверенностях, сведения о завещаниях, сведения об арестах и запрещениях, сведения о недействительных документах (паспортах), сведения о наследственных делах, ответы на запросы в Рос. реестр, Сбербанк и др. Примечательным является то, что с 1 июля 2014 года в ЕИС отражаются скан-образы всех удостоверенных завещаний, а с 1 июля 2015 года будут отражаться скан-образы всех удостоверенных доверенностей.
Законом № 379-ФЗ на нотариуса возложена обязанность осуществления регистрации уведомлений о залоге движимого имущества. Указанные уведомления подлежат классификации, в соответствии с которой в реестре уведомлений о залоге движимого имущества подлежат регистрации следующие уведомления: о возникновении залога, изменении залога и исключении сведений о залоге. Обозначенное нововведение представляется очень важным, поскольку позволяет значительно увеличить степень защиты законных прав и интересов граждан, так как до настоящего времени единый реестр залогов движимого имущества вообще не велся.
Нормами Закона № 379-ФЗ Основы законодательства о нотариате дополнены нормами об усиленной квалифицированной электронной подписи и праве нотариусов совершать нотариальные действия на основе электронных документов. Их суть сводится к наделению лица, представляющего документы в электронной форме, правом не предъявлять при этом паспорт. В данном случае достаточным является наличие квалифицированной электронной подписи этого лица. Указанным Законом нотариусам предоставлено право удостоверять равнозначность электронного и бумажного документов. Созданный нотариусом электронный документ подписывается его квалифицированной электронной подписью.
Введение ЕИС, безусловно, направлено на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Система позволяет в адекватные сроки проверить правоспособность и дееспособность лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, что, бесспорно, будет способствовать соблюдению их прав. Кроме того, ЕИС делает нотариат более мобильным, предоставляющим нотариусам независимо от территории осуществления ими деятельности возможность проверить факт выдачи или отмены доверенности, залога движимого имущества и иные сведения, отраженные в информационной системе. Закрепление принципа равнозначности бумажных и электронных документов, права использования при их подписании электронной подписи позволяет говорить о постепенном переходе к электронному нотариату, единому на всей территории Российской Федерации, что будет способствовать переходу его на более высокий качественный уровень, направленность, прежде всего, на защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота.
29 декабря 2014 г. был принят Федеральный закон № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[24] (далее - Закон № 457-ФЗ). Законом № 457-ФЗ внесен ряд поправок по вопросам нотариата в действующие нормативные правовые акты.