Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Понятие оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и история становления оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2. История становления оперативно-розыскной деятельности
2. Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность
3. Задачи, права, обязанности оперативно-розыскной деятельности
1.2. История становления оперативно-розыскной деятельности
На разных этапах развития человеческой цивилизации потребность личности в обеспечении ее безопасности, защите собственных интересов приобретала новые организационные формы (защита освоенных земель от набегов кочевников, охрана безопасности племени, рода и т.д.).
Зачатки оперативно-розыскной (сыскной) деятельности уходят своими корнями в глубину веков, являются одним из древнейших видов деятельности человека, поэтому назвать конкретный период ее основания весьма затруднительно.
Первые упоминания о применении розыскных приемов для установления лица по общему свойству следов на земле и определения места, где преследуемый находится, относятся к первобытно-общинному строю . Действуя на основе психологического инстинкта самосохранения, в этот период человек научился добывать доступную и скрытую информацию, облегчающую удовлетворение его жизненных потребностей и обеспечение безопасности. Чтобы уберечься от нападения хищного зверя или западни соседних племен, первобытному человеку приходилось применять тайную разведку.
Опираясь на библейские источники, профессор В. П. Илларионов справедливо утверждает: «Сколько помнит себя человечество, инстинкт самозащиты рода, племени, государственной общности выделил тех, кого в Библии называют "соглядатай"». Далее автор расшифровал этимологическое содержание этого термина, обозначающего лицо, исполняющее тайное, скрытое выведывание, высматривание и розыск лиц, угрожающих личной, общественной и государственной безопасности . В этих практических действиях вполне определенно проявляются признаки разведки и контрразведки в современном их толковании . Причем в зависимости от направленности выведывания нужной информации содержательные ее признаки могут составить прообразы экономической, военной и внешнеэкономической разведки и контрразведки.
Дальнейшее историческое развитие элементов сыскной деятельности неразрывно связано с развитием российской государственности и права. В связи с этим можно условно выделить четыре периода ее развития:
1) c IX по XIII вв.;
2) с XIII по начало XX в.;
3) с начала XX в. (1917 г.) по 1991 г. (советский период);
4) с 1991 г. по настоящее время (современный период).
Первый период развития сыскной деятельности характеризуется ее становлением как разновидности государственной деятельности и зарождением первых правовых источников, регламентирующих основы сыска. В этот период зачатки сыскной деятельности находят отражение в материалах о договорных взаимоотношениях Киевской Руси с Византией, восточными и западными соседями (911, 945 гг.). В те годы славяне активно добывали информацию, необходимую для обеспечения их безопасности, при помощи агентов, «путных людей», купцов, тайных лазутчиков и др.
Некоторые формы проведения сыска находят законодательное закрепление в первой редакции Русской Правды («Суд Ярослава», 1019 г.), упоминающей о таких формах розыска, как «свод» и «гонение следа» . В редакции Пространной правды описывается порядок их производства. Так, в ст. 36 регламентировался различный порядок розыска преступника, совершившего кражу внутри города, а также, если похищенная вещь обнаружена вне его. Свод в городе не ограничивался установлением владельцев украденной вещи, его продолжали до установления преступника. За пределами городских стен истец вел свод только до третьего владельца, который затем и брал на себя дальнейший розыск. Для того чтобы побудить его к продолжению свода и отысканию преступника, с него по счету владельца взыскивалась стоимость украденной вещи.
В условиях, когда Древнерусское государство еще не имело специальных органов уголовного сыска, правило «куда приведет след, там и находится преступник» позволяло осуществлять розыск и изобличение последнего без участия представителей государственной власти. В этой связи «свод» и «гонение следа» являлись способами коллективной самопомощи соседских общин , так как предполагали участие в розыске преступника не только потерпевшего, но и представителей соседских общин.
Наряду со «сводом» и «гонением следа» активно применялись коллективные способы защиты соседских общин: присяга и повальный обыск.
В течение довольно продолжительного периода функции полицейских учреждений осуществлялись в России центральными и местными органами власти (приказами, приставами, воеводами). Их деятельность регламентировалась Судебником 1497 г., Соборным Уложением 1649 г., указными книгами приказов — Тайных дел, Земского, Разбойного, Холопьего и др., а также указами царя и Боярской думы.
Судебник 1497 г. содержал нормы, направленные на борьбу с «ведомыми лихими людьми». В эту широкую категорию опасных преступников могли быть зачислены все те, кто совершал наиболее тяжкие преступления против феодальной собственности и порядка управления.
В XIII—XV вв. появились специальные лица, которые получали полномочия от князя вести розыск в городах (наместники, волостели). Для поимки разбойников из центра периодически посылались так называемые особые обыщи- ки (сыщики), с которыми на обыск отправлялись крестьяне . По окончании розыска сыщики доставляли добытый материал в приказ. Из представленных сведений делались выборки, и дело докладывалось царю.
К числу основных методов розыска в данный период относились: «повальный обыск», заключающийся в опросе всех жителей территории, на которой проводился розыск; «поличное», т.е. обнаружение и изъятие у подозреваемого похищенного имущества и других вещественных доказательств; личное признание подозреваемого и др. При этом особое значение придавалось использованию таких мер, как негласное выведывание, использование тайных под- сыльщиков. Царским указом в 1695 г. воеводам предписывалось «про воров и разбойников проведать тайно всякими мерами». Тайность сыска сопровождалась производством, направленным на получение любыми средствами сознания кого-либо из заподозренных и расширение их круга.
Сыскная деятельность в царской России в основном была подчинена обеспечению политической и экономической безопасности государства. Уже в начале XVII в. политическому сыску придавалось особое значение. Дела по политическим преступлениям выделялись из общей массы уголовных дел. В Соборном уложении они квалифицировались как государственные политические преступления, и за них предусматривалась смертная казнь. Тем самым была создана правовая база, обеспечивавшая охрану царской власти и лично царя.
Учрежденный в 1655 г. Приказ тайных дел, будучи исполнительным органом, осуществлял контроль за расследованием деяний, направленных против существующего строя и непосредственно против царя. Приказ контролировал деятельность других приказов гласно — путем затребования различных сведений и отчетности, проверки делопроизводства и негласно — путем рассылки подьячим секретных наказов о контроле некоторых послов и воевод. И хотя Приказ тайных дел упразднили в 1676 г., он по праву может считаться родоначальником органов политического сыска в Русском государстве.
Второй период развития сыскной деятельности характеризуется инновационными действиями государственных правителей по созданию специализированных подразделений политического и уголовного сыска, формированием правовой основы деятельности полицейских учреждений.
В период правления Петра I реформировался весь государственный аппарат. Именно тогда была создана регулярная полиция и положено начало законодательному регламентированию ее деятельности. В целях укрепления единоначалия в этой деятельности в 1711 г. была введена должность генерал-фискала, а в Указе императора от 17 марта 1714 г. «О должности фискалов» определены сыскные полномочия этих органов и приемы их деятельности . В этот период образуется орган политической полиции — Канцелярия тайных розыскных дел (1718 г.), издается специальная инструкция (1719 г.), согласно которой создавались розыскные команды для поимки беглых солдат, крестьян и разбойников.
В период петровских преобразований образуется регулярная полиция, начало которой было положено созданием в 1715 г. в Петербурге полицейской канцелярии, а в 1718 г. введена должности генерал-полицмейстера.
В первой четверти XVIII в. функции органов политической полиции выполняли Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Они были созданы на основе строгой централизации и подчинялись непосредственно царю. Петр I лично знакомился с делами Преображенского приказа, выносил решения, в которых излагались организационно-тактические методы розыскных и следственных действий. Только за 1700—1705 гг. сохранилось более 50 его указаний и рекомендаций.
После смерти Петра I императорский престол нуждался в прочной защите в связи с растущим недовольством народных масс, ожесточенной борьбой придворных группировок за власть. Поэтому полномочия Канцелярии тайных розыскных дел были значительно расширены. Все центральные и местные органы управления должны были беспрекословно исполнять указания Канцелярии, пересылать всех лиц, заявивших «слово и дело государево», вместе со свидетелями в ее распоряжение. Основным способом получения Канцелярией информации о политических преступлениях стал донос.
Во второй половине XVIII в. царское правительство взяло курс на проведение политики «просвещенного абсолютизма», заключавшейся в том, что в условиях обострения классовой борьбы применялись более демократические методы управления. Практика политического сыска, его правовая база вуалировались либеральной фразеологией. Одним из проявлений такой политики было упразднение Канцелярии тайных розыскных дел.
Деятельность органов политического сыска, широкое применение пыток и репрессий в отношении дворянства и части придворной аристократии вызвали глубокое недовольство общества, поэтому Александр I в 1801 г. издал манифест об упразднении Тайной канцелярии и запрещении пыток. Расследование и рассмотрение политических преступлений передавалось Сенату, а также судам по уголовным делам и общей полиции. Вместо государственных коллегий 8 сентября 1802 г. были учреждены министерства, в том числе Министерство внутренних дел , в составе которого был выделен специальный орган политического сыска — Особенная канцелярия Министерства внутренних дел, а с 1811 по 1819 г. — Особенная канцелярия Министерства полиции, осуществлявшая и функции контрразведки.
После подавления восстания декабристов Николай I радикально реорганизовал политическую полицию. Указом от 3 июля 1826 г. образуется Третье отделение собственной Его Величества канцелярии — орган политической полиции, непосредственно подчиненный царю. Важнейшей функцией созданного органа стала охрана государственной безопасности. В рамках ее осуществления особое значение придавалось сбору информации о противоправительственных организациях и тайных обществах. В качестве исполнительного аппарата начальнику Третьего отделения предоставлялся в распоряжение особый Корпус жандармов, учрежденный в 1827 г.
Наряду с ростом политических преступлений наблюдался и рост уголовной преступности, что вынуждало власти принимать некоторые организационные меры. Так, в 1873 г. при Канцелярии петербургского градоначальника, а в 1881 г. — при Канцелярии московского полицмейстера создается специализированный орган уголовного розыска — сыскная часть, формирование структуры которой завершилось принятием закона от 6 июля 1908 г. «Об организации сыскной части». В соответствии с ним в 89 городах Российской империи для организации розыска по общеуголовным делам в структуре полицейских управлений образовывались сыскные части. К концу XIX — началу XX в., кроме сыскной полиции, оперативно-розыскную деятельность осуществляли Отдельный корпус жандармов и военная контрразведка.
В 1913 г. на международном съезде криминалистов в Швейцарии московская сыскная полиция была признана лучшей в мире. На съезде начальников сыскных отделений при обсуждении законопроекта о реформе полиции было высказано предложение о создании централизованного уголовного розыска по особо важным делам, а также об учреждении подвижных бригад уголовной полиции. Департамент полиции начал проводить кардинальную реформу в области уголовного розыска. Она коснулась не только личного состава сыскных отделений, но и их организационной структуры, упорядочения техники уголовного розыска, разработки его теоретических положений. Так, классификация преступников по словесному портрету была заменена дактилоскопической регистрацией по новой, специально разработанной таблице на основе криминальной специализации преступников: гастролеры; карманные воры; магазинные воры; квартирные воры; взломщики квартир и магазинов; мошенники и аферисты; грабители и разбойники и т.д. Был усовершенствован так называемый циркулярный розыск преступников.
Совершенствуя теоретические и практические основы оперативно-розыскной работы, Департамент полиции в 1914 г. разработал новую «Инструкцию по организации и ведению внутреннего наблюдения в жандармских и розыскных учреждениях». В ней давалось определение агентуры и обосновывалась необходимость классификации на внутреннюю, тюремную, железнодорожную, фабричную, сельскую, профессиональную, просветительную агентуру. Данная Инструкция являлась секретной, хранилась только у начальника отдельной части, снятие копии воспрещалось, и сотрудники могли ознакомиться с ней только с разрешения начальника.
В свою очередь, лица, состоящие членами преступных сообществ и входящие в постоянный состав агентуры, назывались «агентами внутреннего наблюдения» или «секретными сотрудниками». Лица, которые хотя и не входили в преступные организации, но соприкасались с ними, постоянно содействуя делу розыска, исполняя различные поручения и доставляя для разработки материал по деятельности партии, в отличие от первых являлись «вспомогательными агентами». Лица, доставляющие сведения хотя бы и постоянно, но за плату за каждое отдельное указание на то или другое революционное предприятие или выступление какого бы то ни было сообщества, назывались «штучника- ми» . Таким образом, политический сыск в царской России опирался в своей деятельности в основном на агентурные методы работы, которые нашли теоретическое обоснование в различных нормативных актах.