Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Понятие оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Представленная тема актуальна тем, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют различные государственные органы. У каждой службы, осуществляющей оперативно-розыскную деятельность своя структура, задачи, функции, принципы, а также способы осуществления данного рода деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Принятый 13 марта 1992 г. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» регламентировал одну из постоянных функций государства - деятельность, с одной стороны, по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений с помощью специальных сил и средств, а с другой - по обеспечению безопасности личности, общества и государства, с использованием негласных возможностей.

Цель работы - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.

Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:

- дать понятие оперативно-розыскной деятельности (ОРД)

-познакомить с историей становления оперативно-розыскной деятельности.

-дать характеристику органов осуществляющих ОРД

-определить задачи ОРД

-рассмотреть права органов, осуществляющих ОРД

-рассмотреть обязанности органов, осуществляющих ОРД.

Объектом является - общая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Предмет: задачи, права, обязанности органов оперативно-розыскной деятельности.

В процессе выполнения курсовой работы были использованы такие методы исследования: как изучение и анализ научной литературы, метод сравнения, что помогло проанализировать данную проблему и более глубоко изучить тему: органы, осуществляющие ОРД: задачи, права, обязанности.


Практическая значимость работы заключается в возможности применить полученные знания в дальнейшей профессиональной деятельности.

1. Понятие и история становления оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность — это один из видов профессиональной деятельности правоохранительных органов, направленной на защиту и безопасность человека и гражданина, общества и государства от преступных посягательств.

В теоретико-правовом понимании оперативно-розыскная деятельность рассматривается как один из видов юридической деятельности, имеющей государственный характер, поскольку осуществляется она исключительно в интересах и по велению государства специально уполномоченными на то государственными органами, имеет четко выраженную правовую основу и направленность, проводится в строгом соответствии с правовыми предписанными государства и требованиями законности.

При этом оперативно-розыскная деятельность многогранна и специфична. Среди наиболее важных ее признаков можно отметить разведывательный (поисковый) характер деятельности.

Одно из направлений работы оперативных органов — выявление латентных преступлений, в том числе на стадии их замысла и подготовки. Получить сведения о фактах, имеющих значение для предотвращения и раскрытия преступлений и розыска лиц, причастных к подготовке или совершению преступлений, можно только от носителей этой информации — преступников, а также из их связей и путем непосредственного наблюдения за событиями криминального и предкриминального характера.

Часть оперативно-розыскных мероприятий организовывается и осуществляется скрытно от посторонних глаз, т.е. в тайне.

Понятийная сущность оперативно-розыскной деятельности входит в основной перечень ст. 2 Закона РФ от 2. июля 1993 г. № 5485−1 «О государственной тайне»: государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.


в определении оперативно-розыскной деятельности можно выделить две группы признаков:

1) объективные;

2) субъективные.

Субъективные признаки динамичны, подвижны. К ним относятся:

- установление той или иной (“узкой” или “широкой”) цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (всех или их части – большей или меньшей);

- запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение оперативно-розыскных действий);

- определение пределов гласности (или конспиративности) в оперативно-розыскной деятельности.

В свою очередь группа объективных признаков определения оперативно-розыскной деятельности также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности достижения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания оперативно-розыскной работы.

Использование в определении оперативно-розыскной деятельности (в “узком” смысле слова) фразы о том, что ее проведение возможно только тогда, когда “объективно затруднено или невозможно достижение поставленной цели посредством применения иных законных средств”, подчеркивает исключительный, вынужденный характер этой деятельности. По существу, речь идет о социально обусловленном состоянии крайней необходимости. Причем под использованием законных средств, способов и мер следует понимать, прежде всего, те, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством.

Признаки оперативно-розыскной деятельности

Государственный характер деятельности.

ОРД - это один из видов правоохранительной деятельности, осуществляемой в интересах и по правилам государства специально уполномоченными на то государственными органами, деятельность которых носит исключительно правовой характер, то есть осуществляется в рамках существующего федерального законодательства.

2) Узкий круг органов, обладающий полномочиями проведения оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с законом наделены особой компетенцией оптимально и результативно решать соответствующие задачи. Для этого государство создает указанным органам определенные условия, выделяет финансовые и материальные средства, обеспечивает подбор, обучение и работу должностных и иных лиц, а также предоставляет прочие возможности для выполнения ими своих специфических задач.


3) Сочетание гласных и не гласных методов и способов работы, с использованием преимущественно тайных, скрытых от других лиц, приемов для достижения своих целей. Негласный характер работы вызван необходимостью быстро и эффективно бороться с преступностью, когда применение гласных способов не позволяет достичь поставленных целей.

4) Основным способом осуществления оперативно-розыскной деятельности является проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Перечень оперативно-розыскных мероприятий определен в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Только посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий достигаются цели оперативно-розыскной деятельности.

5) ОРД осуществляется в целях защиты и обеспечении безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности и государства.

Основные объекты безопасности: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 1 Федерального закона РФ «О безопасности»).

Гласная оперативно-розыскная работа осуществляется через СМИ посредством ознакомления населения с информацией о произошедших событиях, об упреждающих, профилактических действиях, о розыске и установлении тех или иных категорий граждан. Гласная оперативно-розыскная деятельность связана с размещением ориентировок, сообщений, справок, обращений и других документов, которые расклеиваются в местах наибольшего скопления граждан, на специальных стендах «Их разыскивает полиция». В последнее время аналогичная информация размещается на сайтах в Интернете (доступных для оперативных органов).

К гласному виду деятельности сотрудников правоохранительных органов, уполномоченных на проведение оперативно-розыскной деятельности (прежде всего, имеются в виду сотрудники уголовного розыска), можно отнести их участие в процессуальном расследовании по возбужденным уголовным делам «по горячим следам», в том числе в бригадах следственно-оперативных групп (СОГ).

К гласному виду деятельности оперативных подразделений необходимо относить назначение и проведение экспертиз (для целей конспирации они могут сопровождаться вымышленной легендой).


Использование в противодействии преступности негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной мерой защиты общества и государства. Как правило, подготовка и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений хорошо конспирируются (в частности, совершение преступлений против жизни человека и безопасности государства).

Поэтому общество и государство осознанно идут на применение строго определенных негласных оперативно-розыскных мероприятий против общественно опасных деяний, лиц, готовящих, совершающих и совершивших преступления. В настоящее время оперативные органы, осуществляющие свою деятельность в пределах своих полномочий с помощью оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивают защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также безопасности общества и государства от преступных посягательств, взаимодействуя со многими правоохранительными и иными органами исполнительной власти. В частности, существует взаимосвязь оперативно-розыскной деятельности и предварительного следствия.

Результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД), полученные как гласными, так и негласными способами, могут быть использованы в процессе доказывания по уголовным делам только при условии соблюдения положений уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих собирание, проверку и оценку доказательств (ст.1. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Сведения, полученные в ходе ОРД, должны отвечать требованиям относимости, допустимости, достоверности, быть получены надлежащим субъектом из надлежащего источника и перепроверены следственным путем в установленном законом порядке (на основании таких сведений были произведены допросы, обыски, осмотры и иные следственные и процессуальные действия, принесшие положительный результат).

Предметы и документы, полученные в результате ОРД, могут быть представлены органами и должностными лицами, осуществляющими такую деятельность, дознавателю, следователю и прокурору, но и в этом случае в качестве доказательств они могут выступать при условии, что приняты и исследованы следственным путем, признаны допустимыми и приобщены к уголовному делу в установленном законом порядке.