Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Понятие оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третий период (советский) отличает коренной перелом в развитии сыскной деятельности: создание новых (с учетом социалистического правосознания) учреждений и органов, осуществляющих ОРД, и изменение правовой регламентации их работы.

После Октябрьской революции жандармские управления и полицейские участки были разгромлены и сожжены, многие полицейские арестованы. Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции, а 19 марта 1917 г. был распущен Отдельный корпус жандармов и его дела переданы военному ведомству. Однако уже в июле 1917 г. в столице создается Управление уголовного розыска.

В первые годы советской власти оперативно-розыскную функцию выполняли органы Всероссийской чрезвычайной комиссии при Совете народных комиссаров (СНК), (ВЧК), Государственного политического управления при СНК СССР (ГПУ), оперативно-розыскные подразделения рабоче-крестьянской милиции. В 1918 г. было принято Положение об уголовном розыске, а в 1919 г. — Инструкция по уголовному розыску, который осуществлял борьбу с общеуголовной преступностью.

Согласно Положению и Инструкции чрезвычайным комиссиям по борьбе с контрреволюцией, шпионажем и саботажем, учрежденным IV Всероссийской конференцией чрезвычайных комиссий 3 февраля 1920 г., оперативным аппаратам предписывалось иметь секретных агентов и информаторов. Важную роль в совершенствовании оперативно-розыскной работы сыграла Инструкция по организации секретной агентуры в учреждениях уголовного розыска, утвержденная приказом Главного управления милиции № 372/с от 2 ноября 1921 г. Эта Инструкция определила статус секретных разведчиков и негласных осведомителей, а также принципы их деятельности .

Наряду с ведомственными актами ОРД регулировалась на законодательном уровне. В соответствии со ст. 93 УПК РСФСР 1923 г. допускалась негласная проверка оперативно-розыскными органами анонимных заявлений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Дальнейшее развитие ОРД было связано с бесконечной реорганизацией оперативно-розыскных органов. До 27 декабря 1932 г. органы Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) и рабоче-крестьянской милиции функционировали самостоятельно. Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел, в состав которого в качестве Главного управления государственной безопасности вошло ОГПУ. В относительно короткий исторический промежуток субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, выступали Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ), военная контрразведка «Смерш», Министерство государственной безопасности (МГБ), Комитет государственной безопасности (КГБ), Министерство внутренних дел (МВД) и др.


В 1950-е гг. руководство страны реализует курс на десталинизацию правоохранительной системы. В связи с этим ЦК КПСС принял постановление от 12 марта 1954 г. «Об основных задачах МВД» , в котором отмечалось, что органы милиции плохо борются с преступностью, хищениями государственной собственности, спекуляцией и хулиганством.

Естественно, что с учетом этих решений вносились коррективы в организацию, методику и тактику применения средств и методов ОРД в каждом правоохранительном ведомстве. В ОВД была проведена внеочередная аттестация сотрудников оперативных аппаратов (уголовного розыска, Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС), исправительно-трудовых учреждений (ИТУ)), что позволило выявить профессиональную непригодность многих из них к организации работы с сотрудниками, работающими на конфиденциальной основе, и их слабую служебную подготовку.

Первой попыткой легализации понятия агентурно-оперативной работы и его замены на родовой термин «оперативно-розыскные меры», одинаково обязательный для разведки, контрразведки и милицейского сыска, можно считать принятие Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, где в ст. 29 определено: органами дознания являются органы милиции и другие уполномоченные законом учреждения и организации, а также командиры воинских частей и начальники военных учреждений. На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно - розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших. Такая формулировка, несмотря на ее ограниченность и расплывчатость, позволила спецслужбам и ОВД применять в негласной работе специальные силы, средства и методы для защиты интересов личности и государства от внешних угроз и борьбы с преступностью. Данная норма Основ была конкретизирована в уголовно-процессуальных кодексах союзных республик, принятых их верховными советами в 1960—1961 гг., и указанный термин обрел единое легитимное наименование. В них ОРД уже рассматривалась как социально обусловленная и необходимая мера. Например, в УПК РСФСР возможность проведения ОРД органами дознания закреплялась в ст. 118, где указывалось, что «на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших».

8 июня 1973 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью», в котором подтверждалось право специальных подразделений милиции осуществлять оперативно-розыскные меры. Подпунктом 2 п. 6 к числу основных обязанностей милиции отнесено принятие необходимых мер к пресечению совершаемых преступлений и других правонарушений общественного порядка, а также предусмотренные законом оперативно-розыскные меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.


Четвертый период развития ОРД является переломным с точки зрения совершенствования всех уровней правового регулирования ОРД и формирования структуры специализированных органов, осуществляющих ОРД. В этот период функционирует система подразделений, осуществляющих ОРД. В системе МВД РФ ОРД осуществляют подразделения: уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с организованной преступностью, специальных технических мероприятий и др. Систему безопасности в России обеспечивают такие органы, как ФСБ России, органы внешней разведки, Федеральная служба охраны (ФСО России).

13 марта 1992 г. Верховным Советом РФ был принят первый открытый законодательный акт, регламентирующий ОРД, — Закон РФ № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием Закона об ОРД).

Принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ потребовало приведение всей системы законодательных актов в соответствие с ее требованиями. В связи с этим 12 августа 1995 г. был принят Закон об ОРД, действующий по настоящее время.

Указанный законодательный акт имеет историческое значение для теории и практики разведывательных, контрразведывательных и правоохранительных служб, поскольку легитимно регулирует основные ее направления, применение ими агентурного метода, создает объективные предпосылки развития оперативно-розыскного права и оперативно-розыскного процесса, что составляет объект и предмет самостоятельной юридической науки.

2. Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность

В соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федеральных органов налоговой полиции.

4. Федеральных органов государственной охраны. (в ред. Федерального закона от 18.07.1997 N 101-ФЗ)

5. Органов пограничной службы Российской Федерации.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы внешней разведки Российской Федерации.


8. Министерства юстиции Российской Федерации.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. опрос;

наведение справок;

сбор образцов для сравнительного исследования;

4. проверочная закупка;

5. исследование предметов и документов;

6. наблюдение;

7. отождествление личности;

8. обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9. контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10. прослушивание телефонных переговоров;

11. снятие информации в технических каналов связи;

12. оперативное внедрение;

13. контролируемая поставка;

14. оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Как уже отмечалось проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии соответствующей информации .Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлениях, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан осуществляется по ходатайству руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, судом, как правило по месту проведения таких мероприятий.


Материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, который выносит соответствующее постановление и выдает его инициатору проведения оперативно-розыскных действий одновременно с возвращением представленных материалов.

Срок действия постановления судьи не должен превышать шесть месяцев и может быть продлен на основе вновь представленных материалов. Отказ судьи в выдачи соответствующего разрешения может быть обжалован в вышестоящий суд.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Также только с разрешения соответствующего руководителя может быть проведено оперативное внедрение лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента с разрешения соответствующего руководителя допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления.

Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскную деятельность в колониях, тюрьмах и следственных изоляторах и оказывают содействие другим правоохранительным структурам при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Содействие граждан органам осуществляющим оперативно розыскную деятельность может иметь место с их согласия и с сохранением по их желанию конфиденциальности. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Привлечение граждан к содействию в проведении оперативно-розыскных мероприятий на контрактной основе (за плату) возможна только при их согласии. Контракт может быть заключен с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политическим убеждениям.

Запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие руководители подразделений, проводящих оперативно-розыскные мероприятия.