Файл: Государственная служба в России опыт, современное состояние и направления совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Очевидно, что закрепленные в законодательстве принципы государственной гражданской службы должны выступать для служащих в качестве основы, ориентира в выборе целей и приоритетов профессио­нальной служебной деятельности.

В связи с этим возникает вопрос о том, чем, прежде всего, должны руководствоваться служащие при исполнении своих должностных обязанностей. На наш взгляд, речь должна идти об их стремлении прине­сти пользу своей Родине, своему народу. Поэтому наиболее фундаментальным принципом государствен­ной службы, безусловно, является патриотизм.

Однако данный принцип государственной гражданской службы (как и государственной службы, в це­лом) законодательно не закреплен. Тем самым, можно сделать вывод о том, что в законодательно закреп­ленных принципах государственной гражданской службы слабо выражены духовно-нравственные основы профессиональной служебной деятельности[10].

В соответствии с этим, качества личности государственного служащего - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на деятельность в сфере государ­ственного управления.

В целом, требования, предъявляемые к государственным служащим, зависят от места, занимаемого государственным органом, в котором они работают в общей системе государственного аппарата, а также от характера выполняемой ими по должности работы и не предусматривают неких обобщенных требований к профессионально значимым качествам. Специальные требования, предъявляемые к поступающим на гос­ударственную службу, относятся исключительно к области квалификации претендента и не отражают каких- либо специально оговоренных профессионально значимых качеств специалистов государственной службы.

Именно по этой причине формирование профессионально значимых качеств государственных слу­жащих в процессе профессиональной подготовки не имеет системного и структурированного характера. Вместе с тем, имея высокие полномочия, данные специалисты обязаны эффективно решать входящие в круг их компетенций задачи государственного управления, как в интересах самого государства, так и обще­ства и его отдельных граждан.

Считаем, что комплекс профессионально значимых качеств государственных служащих включает: способность к самоорганизации, дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, способность к пла­нированию деятельности, настойчивость, этичность, коммуникабельность, нервно- психическую устойчи­вость, стрессоустойчивость, самоконтроль, аналитическое мышление, интуиция, креативность, вежливость, тактичность, добросовестность стремление к саморазвитию и профессиональному совершенствованию, самокритичность.


Таким образом, построение и развитие государственности, осуществление инновационных преобра­зований в обществе для решения социально значимых проблем, ключевых для обеспечения устойчивого развития государства, невозможно без комплекса сформированных устойчивых характеристик личности государственного служащего - профессионально значимых качеств.

На сегодняшний день в государственной гражданской службе можно отметить ряд проблем реализа­ции принципов государственной гражданской службы и определить способы их решения:

  • внедрение системы борьбы с коррупцией за счет внедрения современных технических средств наблюдения;
  • законодательное ограничение действий вышестоящих государственных служащих над подчинен­ными сотрудниками и гражданами;
  • внедрение рейтинговых показателей эффективности работы госслужащих;
  • расширение круга подчиненных лиц, допущенных до тайной (анонимной) аттестации своих началь­ников на предмет их компетентности в решении перспективных задач государственной службы;
  • запрет на уровне Правительства РФ, субъекта РФ на прием на государственную службу лиц, состо­ящих в близком родстве с вышестоящим руководителем конкретного министерства или ведомства;
  • упразднение практики подбора персонала по признакам личной преданности, излишнего доверия;
  • принятие исчерпывающих мер по преодолению правового скептицизма среди государственных служащих[11].

Таким образом, государственная служба - это профессия, требующая специальных знаний, умений и навыков, опыта работы. Государственный служащий должен и обязан быть профессионалом - работником высшего класса, специалистом своего дела.

1.3 Правовые и организационные основы порядка прохождения государственной службы в РФ

В современной России проблема модернизации государственного управления становится одной из приоритетных, учитывая ту большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Ключевым же направлением реформирования данной сферы является создание эффективного законодательства.


Законодательством Российской Федерации государственная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан РФ по исполнению полномочий:

  • государства;
  • органов федеральной власти;
  • субъектов РФ;
  • органов власти субъектов РФ;
  • лиц, которые замещают должности, определяемые Конституцией РФ, федеральными законами для исполнения полномочий органов государственной власти на федеральном уровне власти;
  • лиц, которые замещают должности, определяемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для исполнения полномочий органов государственной власти на уровне субъектов РФ»[12].

Таким образом, законодательство представляет государственную службу как профессиональную деятельность, которая осуществляется на основе специальных умений, знаний и навыков, службу, требующую определенной подготовки и профессионального образования. Законодательство Российской Федерации регламентирует гражданскую службу как вид государственной службы, который призван обеспечить осуществление полномочий государственных органов.

Законодательство указывает, что государственная служба нацелена на исполнение полномочий органов власти федерального уровня и органов власти уровня субъектов РФ.

Поскольку понятие государственной гражданской службы в определенной степени является исключающим, положения и систему функционирования гражданской службы регулирует специальный закон «О государственной гражданской службе»[13], который в статье 3 дает определение данному виду деятельности. В документе указано, что государственная гражданская служба является самостоятельным видом государственной службы. Таким образом, юридически гражданская служба отделена от военной и государственной службы иных видов. Цель данного вида деятельности - исполнение полномочий государственных органов федерального уровня, государственных органов уровня субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности федерального уровня и уровня субъектов РФ. Ведущим признаком гражданской службы выступает профессиональная деятельность, или непрерывное, преемственное, в полной мере компетентное исполнение полномочий органов государственной власти, а также лиц, замещающих должности государственной службы. При это под государственным органом следует понимать специальную структуру, образуемую в установленном законом порядке, наделенную определенными полномочиями, которые необходимы для реализации соответственных функций государственной власти.


Таким образом, следует сделать вывод, что государственная служба - это регламентируемая действующим законодательством служебная деятельность, направленная на обеспечение исполнения определенных государственных полномочий на федеральном и региональном уровне.

В систему государственной службы, согласно ст. 2 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», включены:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • государственная служба иных видов[14].

Организация деятельности государственной службы осуществляется в соответствии с определенными принципами. В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» функционирование системы государственной службы осуществляется на основе общих правил - принципов государственной службы. К ним, в частности, относятся принципы федерализма, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, равный доступ к государственной службе, единство правовых и организационных основ государственной службы, взаимосвязь государственной и муниципальной служб, открытость государственной службы и доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих, защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. В Законе «О государственной гражданской службе» также указан принцип стабильности государственной службы. Данный список не является исчерпывающим, другими федеральными законами могут быть предусмотрены другие принципы построения и функционирования видов государственной службы. Формирование данных принципов - отражение длительного исторического процесса, опыта взаимодействия государственной власти и гражданского общества как в истории нашей страны, так и в мировой истории[15].

В настоящее время принято выделять такие группы принципов государственной службы как:

  • принципы социально-политические. Сюда относятся демократизм, участие в государственной управленческой деятельности населения, равноправие лиц различных национальностей, равенство перед законом всех; объективность; законность; учет и гласность общественного мнения[16];
  • принципы строя аппарата государственного управления - территориальный, функциональный, отраслевой;

- принципы деятельности (функционирования) государственного управленческого аппарата - единоначалие, нормативность деятельности, разделение управленческого труда, коллегиальность, оперативная самостоятельность, ответственность за принятые решения.

Принципы социально-политические. Сюда относятся принципы сферы государственного управления. Они распространены на всю исполнительно­распорядительную деятельность и управленческие структуры, действующие в государстве. Принципы данной группы, обычно, закреплены в нормативном порядке[17].

Наиболее рациональный выбор субъектов управленческой деятельности обеспечивают организационные принципы построения государственного управленческого аппарата. Отталкиваясь от этих принципов и учитывая конкретные социальные и экономические условия, реализуется распределение компетенций структур управления (управленческих органов)[18]. Они максимально эффективно должны управленческий труд распределить и устранить в деятельности центральных и местных органов параллелизм, равно как и в нижестоящих и вышестоящих звеньях аппарата[19].

В соответствии с указанными принципами, субъекты государственного управления дифференцируют в соответствии с отраслями, сферами и территориями, в совокупности формируя целостную систему государственного управления. Грамотно и верно организованная структура обеспечит эффективную работу всей системы. В настоящее время структура субъектов государственного управления Российской Федерации базируется на отраслевом, межотраслевом (функциональном) и территориальном принципах.

Организационные принципы деятельности (функционирования) государственного управленческого аппарата используются при определении содержания деятельности определенных управленческих структур. Соблюдение данных принципов даст возможность более эффективно применять потенциал государственных служащих, сотрудников научно-исследовательских организаций, технических работников. Посредством данных принципов обеспечивается принятие верных и справедливых управленческих решений, применение и организация рациональных процедур управления, исполнительская дисциплина и действенный контроль.

Таким образом, государственная служба проходит в государственных органах, образованных в установленном законом порядке и наделённых государственными полномочиями для осуществления функций государственной власти. Лицо, находящееся на государственной службе, служит государству и выполняет работу по реализации задач и функции государства, попадая под специальный правовой режим, реализует от имени государства его цели и функции, отнесённые законодательными актами РФ и субъектов РФ к государственной службе, что придаёт государственной службе параметры публично-правового института.