Файл: Государственная служба в России опыт, современное состояние и направления совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На формирование современной государственной службы России безусловно оказали влияние исторические аспекты развития государственной службы Российского государства как дореволюционного, так и советского периодов.

Так же, хотелось бы добавить, что аутсорсинг публичных услуг это одна из современных форм повышения эффективности организации работы государственных и муниципальных служащих и государственного органа в целом и позволяет вовлечь население и предпринимателей в систему оказания публичных услуг населению и оценить эффективность оказания государственных услуг[20].

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ

2.1 Проблемы законодательства Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы

Одним из направлений административной реформы, проводимой в Российской Федерации, является реформирование государственной гражданской службы. В рамках данного направления 27 июня 2004 года был принят Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ), устанавливающий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ.

Применение Федерального закона № 79 на практике выявило, что на сегодняшний день нет ряда федеральных законов, наличие которых предусмотрено Федеральным законом № 79, что существенно затрудняет реализацию его положений.

Так, пункт 11 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает, что гражданским служащим гарантируется «государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей»[21], однако Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей» пока не принят.


Не принят федеральный закон о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации, наличие которого определено пунктом 5 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ.

Остаются не определенными на сегодняшний день случаи, порядок и размеры выплат по обязательному государственному страхованию, гарантия которого закреплена в пункте 7 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ.

Часть 11 статьи 70 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает, что «порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом»[22], но данного федерального закона нет.

Не принят федеральный закон, устанавливающий случаи, порядок и условия предоставления гражданскому служащему и членам его семьи государственной защиты от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей, наличие которого предусматривает пункт 10 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ.

Кроме того, порядок реализации отдельных положений Федерального закона № 79-ФЗ, как установлено в самом Федеральном законе № 79-ФЗ, должен регламентироваться правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Но некоторые вопросы так и не определены.

Так, согласно части 14 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ «обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации». Данные показатели не утверждены.

Не утверждено Президентом Российской Федерации Положение о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, которое предусмотрено частью 11 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ. Что существенно осложняет работу по формированию кадрового резерва.

Президентом Российской Федерации не утвержден перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 статьи 51 Федерального закона № 79- ФЗ.

Таким образом, принятие вышеназванных федеральных законов позволит сократить число пробелов в действующем законодательстве, регламентирующих государственную гражданскую службу, и тем самым позволит значительно облегчить правоприменительную практику в данной сфере.


2.2 Модернизация государственной службы

Государственная служба направлена на обеспечение эффективного функционирования государства, а уровень ее развития прямо сказывается на темпах и результатах реформ во всех сферах государственной и общественной жизни. Принципы государственной службы тесно взаимосвязаны: соблюдение одних способ­ствует реализации других, нарушение одного отрицательно сказывается на выполнении остальных.

Численность работников, замещавших государственные должности, по состоянию на 2016 год, распре­делялась следующим образом: на долю исполнительной власти приходилось 1264,8% работников, законода­тельной — 33,2%, судебной власти и прокуратуры — 230,2%. В других государственных органах было занято 17,5% лиц, замещавших государственные должности. Этот рост обусловлен формированием в соответствии с Конституцией РФ государственных органов, обеспечивающих развитие рыночной экономики: налоговых, финансовых, занятости населения, миграции и др., а также органов местного самоуправления.

Растет и удельный вес расходов на государственное управление в общих расходах федерального бюд­жета. С каждым годом мы видим тенденция роста расходов и выделения бюджетных средств на государ­ственный аппарат. Для характеристики современного состояния государственной и муниципальной службы определенное значение имеет анализ образовательного уровня государственных и муниципальных служа­щих. В конце 2016 г. доля государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляла 73%. При этом 40% государственных служащих имели высшее образование по специальностям экономического и управленческого профиля, 22% — юридическое образование, 18% — высшее техническое образование, 22,4% среднее общее или среднее специальное.

Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чье профессиональное образо­вание не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой им должности. Так, не имеют про­фессионального образования 26,7 тыс. чел., или 4,6% от численности государственных служащих, замещаю­щих должности, имеющие зачастую обеспечивающие функции. Далеко не совершенны также качественный состав и структура муниципальных служащих.

Проблемы реформирования государственной и муниципальной службы

  1. Низкий уровень профессиональных кадров и недостойная система стимулирования и материально­го обеспечения государственных служащих.
  2. Нехватка опытных кадров, ранний выход на пенсию. Усиливается дефицит государственных и му­ниципальных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях.
  3. Снижение престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности, в силу чего наиболее квалифицированные кадры не стремятся переходить на государственную службу из бизнес-структур.
  4. Недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального раз­вития государственных служащих. Сохраняется преобладание государственных служащих с непро­фильным образованием.
  5. Консервативная система подготовки и отсутствие профессионального развития госслужащих. Муж­чины преобладают на должностях руководителей, а женщины — на должностях специалистов.
  6. Несовершенная организация приёма и неэффективная карьерная система государственной служ­бы. Поступление граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя государственного органа, нежели от их профессионального уровня и деловых качеств.
  7. Текучесть управленческих кадров. Частая смена руководителей органов власти и управления не­редко приводит к очередному изменению структуры этих органов и неоправданному увольнению госслужащих.
  8. Слабая организация рабочей деятельности. Рабочее поле государственных и муниципальных орга­нов недостаточно регламентировано и слабо контролируется со стороны гражданского общества.
  9. Неэффективность профессиональной этики. При утрате прежних нормы морали и идеологического воздействия, регулировавших поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах, нет четко сформированных новых норм и кодексов.

На сегодняшний день для модернизации государственной службы важно следующее:

  1. Строгое следование законам РФ, в рамках Конституции РФ.
  2. Возрождение доверия к государственной власти со стороны общества. Создание мониторинговой системы: социальные опросы, голосования и т.д.
  3. Приведение структуры органов государственного управления в соответствие с потребностями обще­ства.
  4. Модернизация кадровой системы, составление и корректировка списков кадрового резерва.
  5. Замещение должностей государственной службы только по конкурсу.
  6. Подготовка и практическое введение в жизнь системы открытых конкурсов на вакантные должно­сти государственной службы.
  7. Укрепление положения государственного служащего, повышение его авторитета в обществе. Созда­ние системы материальных, организационных и моральных стимулов для привлечения и удержания перспективных кадров, разработка контрактной системы.
  8. Улучшение профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих. Прове­дение аттестации и переподготовки свех профессиональных служащих на основе разработанных критериев.
  9. Усиление внимания к нравственным качествам государственных служащих. Создание новых правил служебного поведения государственных служащих и законодательных механизмов их реализации.
  10. Обеспечение стабильности кадров государственной службы. Программы по информатизации и про­паганде реформы государственной службы. Повышение профессионального управленческо-кадрового уровня общества, за счёт проработанной конкурсной системы поступления в высшие учебные заведения по профилю государственная служба.
  11. Усиление мотивации эффективного и качественного труда: стабильно растущая заработная плата; пе­ревод на контрактную систему; уверенный карьерный рост; перспектива полного социального пакета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате поставленных во введении задач, были сделаны следующие выводы:

1. Конституция СССР 1977 г. обеспечивала принципы подбора и расстановки кадров в государственном аппарате (ст. 7-8), фиксировала подотчетность кадров государственного аппарата Советам народных депутатов (ст. 105, 148 и др.), выделяла категорию «должностные лица» (ст. 3, 4, 49).

Можно сделать вывод, что в советское время, во-первых, правовое регулирование получили только отдельные аспекты государственно-служебных отношений. Во-вторых, часть актов однозначно устарела и относилась еще к довоенному периоду. В-третьих, отсутствие отдельного общесоюзного нормативного специального акта, посвященного собственно государственной службе, тормозило качественное ее развитие в советской стране, и практическая реализация идей правового оформления государственной службы началась только в середине 80-х гг. XX в., когда была предпринята попытка создания новой системы государственной службы.


2. Государственная служба представляет собой сложное административно-правовое явление, связанное с профессиональной деятельностью граждан по выполнению функций государства в определенной сфере государственного управления, обладающее организационной структурой и системой правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере, а также связанное с осуществлением внутриорганизационной деятельности в области кадрового обеспечения функционирования государственных органов. При этом государственная служба во всех своих смыслах может рассматриваться именно как административно-правовое явление, поскольку:

а) является основной формой внешнего выражения деятельности государства, связанной с реализацией его основных целей, задач и функций;

б) обладает признаками организационной подсистемы государства, то есть имеет внутреннюю структуру, иерархическое построение составляющих ее элементов, характеризуется управляемостью и наличием главной цели, обладает внутренними и внешними связями и другими системообразующими свойствами и признаками;

в) выполняет функцию кадрового обеспечения государственных органов, то есть реализации целей, задач и принципов кадровой политики в различных сферах функционирования государства; отбора, расстановки, выдвижения, перемещения и высвобождения служащих, их обучения и воспитания, социальной защиты служащих и их семей;

г) является подотраслью административного права (служебным правом), содержащей административно-правовые нормы и иные правовые средства, обеспечивающие самостоятельное регулятивное воздействие на общественные отношения в сфере обеспечения функционирования государственных органов.

3. Принятие вышеназванных федеральных законов позволит сократить число пробелов в действующем законодательстве, регламентирующих государственную гражданскую службу, и тем самым позволит значительно облегчить правоприменительную практику в данной сфере.

4. В настоящее время отсутствует нормативное закрепление соотношения рангов со званиями и чинами.

Учитывая изложенное, в целях актуального соотношения чинов, званий и рангов с учетом квалификационных требований к должностям на различных видах государственной службы, следует дополнить имеющуюся таблицу соотношения чинов и званий еще и дипломатическими рангами, которые присваиваются в Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

Указанные предложения по совершенствованию законодательства позволят выработать единый подход к обеспечению соотношения чинов, званий и рангов на различных видах государственной службы Российской Федерации, устранят имеющуюся несогласованность в этой сфере и позволят решить задачи современной государственной службы.