Файл: Проблема активных методов обучения в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями[21].

В современной школе активные методы обучения, разными способами отражая в себе основные формы организации обучения, непосредственно обеспечивают процессы повышения эффективности урока. Активные методы обучения, создающие условия интенсификации учебного процесса с целью стимулирования деятельности учащихся на уроке, повышения их интереса и направления их внимания, требуют от учителя применения ряда интересных стратегий[22].

Активное обучение основывается на диалоге, творческой деятельности в процессе взаимного сотрудничества. Ответим на вопрос «Почему сегодня школа нуждается в активном обучении?». Сущность традиционного обучения заключалась в том, что деятельность учителя носила объяснительно-иллюстративный характер, на первом месте стояло освоение знаний, умений и навыков предметного характера, ограниченного только учебными задачами. В традиционном методе обучения отношения «учитель — ученик» во многом носили односторонний характер, когда ученики, подражая учителям, только исполняли их поручения[23].

Особенности активных методов обучения:

  • использование деятельностного подхода к обучению;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность учебного процесса;
  • групповая форма организации работы участников учебного процесса;
  • практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
  • использование знаний и опыта обучающихся;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
  • рефлексия процесса обучения его участниками;
  • задействование в процессе обучения всех органов чувств[24].

На уроках учащиеся поддерживали деловое общение только с учителем. В процессе традиционного обучения учитель ставил перед учениками достаточно обоснованные цели, хотя они по-разному воспринимались ими. Такой процесс нельзя считать ориентированным на учеников обучением, потому что требование быстрого, легкого, точного освоения учебного материала всеми учениками тогда не особенно волновало учителей. Они порой забывали о том, что знание, полученное легкими способами, без приложения собственного напряженного труда, не развивает процесс мышления учеников[25].


Активными методами обучения являются: дискуссия; умственная атака; группа малоактивных обсуждений; рабочие листы, материалы для чтения и др.; ролевая игра; демонстрации; рассмотрение конкретных событий; дебаты; решение проблемы; создатели среды, «ледоколы» и «активизаторы»; снежки; персональное моделирование; формулы; диаграмма Венна; использование фигуры «куб»; инцерт и т. д[26].

Учитывая специфику данного возраста и необходимость педагогического сопровождения при формировании у младшего школьника способности к интеллектуальному творчеству, нельзя не сказать и о готовности самого педагога к творческой деятельности, к эффективной организации интеллектуального творчества среди учащихся младших классов в процессе познавательной деятельности, поскольку только «творческий наставник способен сформировать творческую личность ученика»[27].

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда младших школьников;
  • повышение познавательной активности школьников;
  • стимулирование самостоятельной деятельности учащихся[28];
  • активное вовлечение младших школьников в образовательный процесс;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации учащихся;
  • развитие познавательных процессов - памяти, речи, мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности младшего школьника;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления учащегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого школьника и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие универсальных навыков младших школьников[29].

Процесс формирования общеучебных умений (универсальных учебных действий) по исследованиям В. Усовой протекает по следующим этапам:

  • осознание учащимися значения овладения умением выполнять данное действие – мотивационная основа действия;
  • определение цели действия;
  • уяснение научных основ действия;
  • определение основных структурных компонентов действия (операций), общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых выполняется действие (такие структурные компоненты выступают в роли опорных пунктов действия);
  • определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых слагается действие, т.е. построение модели и алгоритма действия (путем коллективных или самостоятельных поисков)[30];
  • организация выполнения небольшого количества упражнений, в которых действия у учащихся подлежат контролю со стороны учителя;
  • обучение учащихся методам самоконтроля за правильностью выполнения данного действия[31];
  • организация упражнений, требующих от учащихся умения самостоятельно выполнять данное действие (при изменяющихся условиях);
  • использование данного умения при овладении новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности[32].

Отправным пунктом для выделения универсальных учебных действий, обслуживающих задачи коммуникации и сотрудничества, служит психологическая характеристика понятий коммуникативной деятельности, а также коммуникативной и речевой компетентности. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают:

  • возможности сотрудничества умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
  • распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи,
  • уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя[33].

В наиболее широком значении коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некоторой общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера[34].

В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата»[35].

Коммуникативные действия, как считает Е.В. Макаренко, подразделяются на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:

  • коммуникацию как взаимодействие, обеспечивающее сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей в сфере сотрудничества, прежде всего, партнера по общению (собеседника) или по деятельности,
  • коммуникацию как сотрудничество (кооперации);
  • коммуникацию как условие интериоризации, служащее средством передачи информации другим людям, а также становления у учащихся рефлексии[36].

Таким образом, учебно-познавательный мотив при активных методах обучения, обеспечивает у обучающихся стимул к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений; сознательному и активному присвоению нового социального опыта; полноценной самореализации и эффективному осуществлению различного рода деятельности; саморазвитию и самосовершенствованию.


1.3. Проблемы использования активных методов обучения в начальных классах

Созревание личности младшего школьника, как творческой индивидуальности, формирование у него высокоинтеллектуальных способностей, возможно лишь при наличии определенных условий: внешних и внутренних[37]. Одним из важных параметров в этом смысле является использование активных форм обучения. Однако в этом случае педагог сталкивается с некоторыми сложностями. Исследование Д.А. Корягина[38] позволило сформулировать имеющиеся проблемы в использовании активных методов обучения, такие как:

  • недостаточно развитые способности учащихся к самостоятельной регуляции,
  • дефицит учебного времени в связи с большой программной нагрузкой,
  • отсутствие у учащихся способностей к системному использованию в качестве ресурса информационно-познавательного процесса;
  • отсутствие конкретных методик обучения, направленных на объединение эффективных ресурсов, методических приемов и элементов, дидактических подходов активных форм познавательной деятельности[39].

Автор исследования справедливо предполагал, что эффективность формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках возрастет, если разработать методическую модель и организовать учебно-воспитательный процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий с опорой на системно-деятельностный подход; применить современные средства информационно- коммуникационных технологий в условиях комплексного использования средств обучения[40].

В данном случае знания, умения и навыки понимаются Ш.А. Амонавшили как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Знания, умения и навыки школьников формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся[41]. Итак, система образования должна обеспечить развитие личности через формирование универсальных учебных действий, представляющих инвариантную основу образовательного и воспитательного процесса.

Все вышеназванные трансформации, проистекающие в современной общественной жизни, породили необходимость научного обоснования обновленных тенденций к системе обучения и воспитания. Кроме того, был учтен тот факт, что современные дети изменились по сравнению с тем периодом, когда формировалась ранее действующая система образования. Бесспорно, начались некоторые проблемы в обучении и воспитании современного школьника. Перечислим некоторые другие проблемы, свойственные современному учебному процессу в начальной школе:


  • в пространстве начальной школы осуществляется постепенная замена видов деятельности на занятия учебного типа, а игра перестает занимать ведущее место, что усугубляет развитие произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы и затрудняет формирование психологической готовности к школьному обучению[42];
  • ориентация педагогов и родителей исключительно на умственное развитие ребенка в противовес личностному развитию, привело к снижению интереса младших школьников к учению[43];
  • значительно возросла осведомленность детей: если в своё время учитель был источником получения информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ и Интернет значительно воздействуют на формирование мировоззрения ребенка;
  • резко уменьшилось время на чтение детьми классической и художественной литературы; телевидение вытеснило литературное чтение, что вызвало проблемы в обучении в школе: сложности в смысловом анализе текстов, несформированность внутреннего плана действий, трудность логического мышления и воображения[44].

Признавая все названные проблемы, отметим, что многим учителям необходимо перестраивать свое мышление, отталкиваясь из тех новых задач, которые устанавливает современное образование. При реализации нового стандарта, учитель должен решать задачи развития личности ребенка, формировать у него универсальные учебные умения, которые обеспечат ему успешность на всех ступенях образования[45].

Итак, успешное обучение в начальной школе возможно при сформированных у младших школьников учебных умений, которые существенно определяют развитие его познавательной деятельности: учебные умения являются общеучебными и не зависят от конкретного содержания предмета. Например, на уроках обучения грамоте младшие школьники осваивают сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения[46].

Все это требует определенных изменений не только в контрольно-оценочной деятельности педагога, а разработки новых методов и форм текущего, итогового контроля и оценивания, которые педагог может использовать для постоянного мониторинга успешности обучения своих учеников, овладения ими как предметными знаниями, умениями, навыками, так и познавательными универсальными учебными действиями как основы умения учиться[47].