Файл: Проблема активных методов обучения в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными результатами обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития могут стать обширные возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

К числу проблем, подлежащие дальнейшему изучению, можно отнести: углубленное теоретическое осмысление путей оценки динамики индивидуального прогресса учащегося. Важен поиск способов связи и сопоставимости результатов одного учащегося, полученных в ходе различных процедур контроля и оценки; теоретическое обоснование структуры портфолио, отражающего оценку творческих достижений младшего школьника[48]; определение наиболее целесообразных подходов к оцениванию метапредметных результатов; дальнейшее изучение эффективных путей активизации контрольно-оценочной деятельности младших школьников.

2. Подходы к Решению проблем обучения с применением активных методов в начальной школе

2.1 Формирование универсальных учебных действий учеников в начальной школе

Универсальные учебные действия являются ее составной частью учебной деятельности, действия различного назначения, нужные в реализации учебной деятельности: если ученик освоил универсальные учебные действия, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью[49].


Овладение учащимися универсальными учебными действиями, по мнению И.В. Андреевой, создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться[50]. Показателями сформированности коммуникативного компонента универсальных учебных действий школьников является:

  • умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
  • умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания[51].

Кроме того, коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми[52].

Все виды универсальных учебных действий в ходе активных методов обучения формируются, прежде всего, в ходе усвоения многообразных учебных дисциплин. Это помогает ребенку в процесс запоминания привлекать все виды памяти, материализовать орфографические понятия, развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Роль главных, приоритетных умений, необходимых и достаточных для успешного осуществления младшими школьниками определенной совокупности действий, обеспечивающих их «умение учиться», приобретают четыре блока умений:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный[53].

Развитие личности в системе образования обеспечивается благодаря формированию универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса и от качества овладения которыми во многом зависят учебные успехи в последующих классах[54]. Однако без целенаправленной подготовки и специально организованной деятельности формирование универсальных учебных действий обучающихся не происходит. При этом важно учесть характеристику общеучебных универсальных действий, специфику их формирования и сущность учебной деятельности[55].


Итак, развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка[56]. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться».

2.2. Учет педагогом возрастных особенностей младших школьников при использовании активных форм обучения

Реформирование школьного образования, требования современности диктуют определенные требования к младшему школьнику, который должен быть творцом, созидателем нового продукта, интеллектуально развитым человеком. Чтобы адекватно реагировать на современные требования и изменения, человек должен активизировать свои творческие способности. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальной ступени образования как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности[57].

Стремление к активным формам образовательного процесса оптимально характерно для начальной школы, для младшего школьника, поскольку начальная школа представляет собой разнообразный, деятельный мир детства, где закладывается возможность самостоятельного усвоения материала. Использование активных форм обучения помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения и фантазии. Наряду с этим, у младшего школьника совершенствуется не только моторика рук, но и, что очень важно, для младших школьников - множество практических навыков[58].

Примеры активных форм обучения как средство формирования познавательной активности учащихся приведены в Приложении 2[59].

Известно, что созревание личности младшего школьника, как творческой индивидуальности, формирование у него способности к интеллектуальному творчеству возможно лишь при наличии определенных условий: внешних и внутренних. Обратимся к самому младшему школьнику и к тому, что сам педагог должен учитывать, организуя процесс обучения[60].


В понимание инициативности, активности личности входит целый комплекс человеческих качеств, которые определяют внутреннюю инициацию, активность и потребность в качественном преобразовании окружающего внешнего мира.

В рамках исследования психофизиологических работ имеет место понимание того, что активность младшего школьника - это предел, мерило согласованности объекта и субъекта. К примеру, А.И. Крупновым личностная активность младшего школьника рассматривается как собственный темп и стиль деятельности; индивидуальное стремление, тяготение к многообразной деятельности и выраженное желание что-либо делать и действовать. В педагогике и психологии личностная активность в учебно-образовательной, умственной деятельности, рассматривают в тесной связи с желанием и потребностью личности к качественному преобразованию преобразующим окружающей действительности; как проявление личностью креативного отношения к науке, к объектам познавательной деятельности, которые, в итоге, приведут к изменению мировоззрения, сознания личности[61].

Занятия творчеством - это не только стремление и желание не только качественно изменить мир и окружающую действительность, но и стремление к изменению собственного внутреннего мира, что определяет в дальнейшем его инициативность и активность, как важные особенности человека разумного и дальнейшего творческого поиска, успеха. Человек постоянно вынужден разрешать возникающие противоречия, в чем и состоит суть диалектики развития[62]. Потребность в саморазвитии и самореализации объективна, и именно эта потребность является основой творческой активности личности. С психолого-педагогической точки зрения, младший школьный возраст является благоприятным этапом для развития творческих способностей, поскольку именно в этом возрасте дети достаточно любознательны с огромным желанием узнавать что-то новое и познавать окружающую действительность. Взрослые, окружающие младшего школьника, поощряя их любознательность, сообщая новые увлекательные знания, вовлекая их в различные виды творчества, способствуют расширению детского опыта, что, в свою очередь, служит предпосылкой для будущей творческой деятельности[63].

Известно, что мышление младших школьников более свободно, неограничено какими-либо рамками, чем мышление взрослых, поэтому его необходимо всячески развивать. Младший школьник - это сензитивный период для развития творческого мышления и воображения, из чего следует, что начальная школа предоставляет большие возможности для развития способностей к творчеству[64].


В младшем школьном возрасте большую роль играет фантазия и воображение, в развитии которых интеллектуальное творчество играет важную роль[65]. Воображение и фантазия помогают младшему школьнику и в отношениях, в учебе, помогают выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в дальнейшем становлении. Поэтому, если даже ребенок и не показывает способность к воображению, окружающие взрослые, родители, старшие братья и сестры должны уделить должное внимание развитию его творческих способностей. Творчество младших школьников представляет собой продуктивную форму деятельности учащихся, которая направлена на овладение творческим опытом, создание оригинального продукта. Сама творческая деятельность младшего школьника должна быть связана с открытием чего-то нового, приобретением новых увлекательных знаний, что в будущем обеспечит интерес и мотив к творчеству. В ежедневной жизни младшего школьника основное формирование способностей к интеллектуальному творчеству осуществляется, в основном, в игровой форме, где младший школьник более всего проявляет свои наклонности[66].

Известно, что труднее всего входить в контакт окружающими людьми ученикам младшего школьного возраста, в момент, когда они вступают в новый школьный этап. В школе значительное место отдается таким формам занятий, которые обеспечивают активное их участие в уроке, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность ученика за результаты учебного труда. Но данные задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения, поскольку игра для ребенка на начальном школьном этапе - это школа познания, творчества, интеллектуального и духовного развития. Игра раскрывает бесконечный мир, без которой невозможно полноценного умственного, интеллектуального развития. А предпочтения школьника тем или иным играм, игра так же по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. Поэтому игра является одним из основных методов выявления способностей к интеллектуальному творчеству[67].

Итак, творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний, умений, навыков, из чего заключаем, что эффективность формирования и развития у младшего школьника способности к интеллектуальному творчеству во многом зависит от умения самих педагогов начальной школы организовывать ее[68].