Файл: Проблема активных методов обучения в начальной школе.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты использования активных методов обучения в начальной школе
1.1. Роль активных методов обучения в развитии личности младших школьников
1.2. Специфика и виды активных методов обучения в начальных классах
1.3. Проблемы использования активных методов обучения в начальных классах
2. Подходы к Решению проблем обучения с применением активных методов в начальной школе
2.1 Формирование универсальных учебных действий учеников в начальной школе
2.3. Контрольно-оценочная деятельность педагога при использовании активных форм обучения
Воображение и фантазия помогают младшему школьнику и в отношениях, в учебе, помогают выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в дальнейшем становлении. Так что, даже если ребенок и не страдает отсутствием воображения, родители должны уделить должное внимание развитию его творческих способностей.
Можно выделить большой спектр качеств, определяющих содержание готовности специалиста к творческому труду, условия ее развития[69]. Полемизируя на тему готовности педагога к профессиональному творчеству, авторы приходят к мнению, что именно творческий труд педагога актуализирует интеллектуальное творчество ученика, а сформированная способность к интеллектуальному творчеству у учителя есть высшая мера его профессионализма.
Освещенные в научной литературе многочисленные технологии подготовки учителя к профессиональному творчеству стал причиной определения ее структуры. М.Н. Перова выделяет четыре уровня готовности к педагогическому творчеству - начальный, профессиональный, оптимальный и исследовательский, которые описаны на основе соответствующих критериев, содержания педагогической деятельности, особенностей и признаков педагога-творца[70].
Специфика педагогической деятельности заключается также в том, что реализация неординарной деятельности зависит от потребности личности учителя к преобразованиям, и может проявляться у педагогов, обладающих далеко не всеми существующими творческими качествами, а лишь небольшой их частью, но с высокой степенью интенсивности. Кроме того, педагог может вносить изменения в различные сферы своей деятельности, которые могут проявляться в творческом самовоспитании, методической работе, построении коммуникативных отношений.
Педагогическая деятельность относится к разряду глубоко личностных видов человеческого труда. Творческая педагогическая деятельность есть высшее проявление индивидуальности, поскольку всякое творчество является воплощением в деятельности своеобразия индивида, его жизненных сил, дарований и способностей[71]. Теория творческой деятельности учитывает, как интуитивную, так и логическую компоненту процесса творчества, поскольку ассоциации могут возникать как на интуитивном уровне, так и путем логических размышлений[72].
Новые концептуальные подходы к творчеству, выделение различных его видов, факторов и критериев готовности к нему позволяют говорить о том, что данная категория приобрела многомерный характер, а само творчество стало рассматриваться как суть жизнедеятельности современного учителя. Общество за всю историю своего развития накопило огромный потенциал для полного раскрытия и реализации человеческой сущности. Но традиционная система образования содействовала скорее развитию прагматизма, рационализма, научного прогресса[73]. Анализ кризисов образования диктует необходимость разработки новой образовательной парадигмы, направленной на развитие духовности, интеллектуальных способностей, творческой сущности личности ребенка.
Реализация на практике данной задачи обусловлена повышением эффективности образовательной практики, где осуществляется не только обучение законам природы и общества, но и помощь детям в овладении деятельностью творческого преобразования мира и гармонизации отношений в системе «человек-природа - общество». Данную задачу может осилить набирающее сегодня обороты инновационное образование, инновационная деятельность в образовании, внедрение инновационных технологий и др., главной целью которого является сохранение и актуализация творческого потенциала личности[74].
Сегодня инновационное образование называют образованием XXI века, поскольку основными принципами его функционирования являются[75]: подготовка к творчеству; переход от проектирования элементов техносферы к проектированию деятельности в самом широком смысле этого слова; формирование мировоззрения, основанного на многокритериальности решений, терпимости к инакомыслию и нравственной ответственности за свои действия; реализация междисциплинарных связей с целью формирования системы обобщенных знаний; развитие полихроматичности мышления и «бинокулярности» интеллектуальной деятельности. Инновационное образование не может быть лишь некоторой добавкой к существующей системе. Оно должно пронизывать как ее внутренний организм, так и социальную надсистему[76].
В рамках инновационного образования иной аспект приобретают требования к личности современного педагога. Представляется, что это должен быть педагог развивающей школы, то есть особый тип профессионала. В нашем понимании новый тип педагога - педагог-исследователь, педагог -творец, который готов в процессе педагогической деятельности к формированию и развитию творческой индивидуальности обучающихся[77].
К качествам творческого педагога, относятся нацеленность на формирование творческой личности школьника, педагогический такт, способность эмпатии, артистизм, развитое чувство юмора. Иногда в этот перечень вводятся компетентность и общая культура. Если исходить из сущности педагогической эвристики, в дополнение к названным, признаками творческой личности можно считать сообразительность, работоспособность, эмоциональную восприимчивость и психологическую зоркость, сосредоточенность, критичность ума, стойкость в преодолении консерватизма, отстаивание своих позиций[78].
Мы убеждены, что творческую личность педагога отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. В педагогических источниках в их числе называются четкость, оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, чувствительность. Сюда же можно включить чувство нового и стремление к его познанию, самостоятельность, целеустремленность, способность к преодолению инерции мышления, инициативность, потребность в достижении положительных результатов, профессиональную память, широту ассоциаций, наблюдательность.
Показанные качества педагога-творца проявляются в его социальной и профессиональной позиции[79]. То есть это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и деятельности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой, - действуют внутренние, личные источники активности - мотивы и цели педагога, его идеалы, ценностные и мировоззренческие ориентиры. В авторской позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип поведения и деятельности. Если эта деятельность творческая, то адекватным субъектом ее является педагог как творческая индивидуальность, ибо творческая деятельность выявляет своеобразие индивида, его опыт, способности[80].
Таким образом, можно констатировать, что педагогическая деятельность по формированию у учащихся креативности, оригинальности -есть высшее проявление индивидуальности, поскольку в педагогическом творчестве всегда присутствует субъективная новизна мыслей, позиций, отношений, оценок, чувств, возникающих в ходе учебного проектирования и воплощения в жизнь принятых решений[81]. Что касается продукта творческой педагогической деятельности - личности учащегося, то, хотя знания, умения, оценки, качества личности, приобретаемые взрослеющим человеком, сами по себе объективно не новы, формирующаяся личность воплощает их в уникальной, неповторимой форме, несмотря на то, что в труде учителя много типового, повторяющегося, устойчивого, в нем еще больше изменчивого, вариативного, индивидуального. В результате анализа приходим к выводу, что характерен не только предмет педагогического творчества - развивающаяся, формирующаяся личность ребенка, но и его «инструмент» - то есть личность педагога-творца.
2.3. Контрольно-оценочная деятельность педагога при использовании активных форм обучения
Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников является одной из составляющих общей системы оценки качества образования, в свою очередь сама система оценки качества является одной из составляющих всей системы образования и выполняет в этой системе определенные функции[82]. При определении концептуальных подходов к построению современной системы контроля и оценки образовательных достижений младших школьников важно было проанализировать современные подходы к определению качества образования, к целям и результатам образования[83].
Традиционно в отечественном образовании контроль и оценка образовательных достижений занимали значительное место в деятельности педагога. В то же время, эта деятельность нуждается в переосмыслении. Представляется необходимым выделить и обосновать основные элементы контрольно-оценочной деятельности педагога[84].
Текущий контроль предметных результатов, в том числе с использованием многоуровневых работ, стандартизированных работ, необходим для успешного протекания образовательного процесса. Этот вид контрольно-оценочной деятельности наиболее тесно связан с программами и учебниками, по которым идет обучение; именно его результаты показывают педагогу достаточность или недостаточность проведенного обучения[85]. В дополнение к традиционно представленным в широкой практике формам этого вида деятельности представляется необходимым обосновать структуру многоуровневых работ, а также необходимость использования в практике работы каждого педагога стандартизированных работ.
Для осуществления индивидуального подхода при выстраивании индивидуальной траектории каждого ученика необходимо использовать многоуровневые предметные проверочные работы. При этом очень важно на теоретическом уровне решить возникающие при разработке, проведении и интерпретации многоуровневых работ такие вопросы, как:
1) разграничение заданий базового уровня сложности и заданий повышенного уровня сложности;
2) соотношение этих заданий в одной работе;
3) принципы оценивания многоуровневых работ[86].
В современной системе контроля и оценки необходимостью является и использование стандартизированных работ в ходе текущего контроля. При максимальной индивидуализации текущего и итогового контроля, основанной на особенностях класса, программы и т. д., у педагога обязательно должна быть возможность сравнивать уровень продвижения учащихся класса в овладении образовательными достижениями (той части, которая связана с обязательными требованиями государственного стандарта) с ситуацией в стране в целом[87].
При этом для соблюдения принципа учета особенностей авторских программ стандартизированные работы должны строиться на предметных результатах, обязательных для достижения всеми учащимися вне зависимости от программы, по которой идет обучение, и быть максимально обобщенными, т. е. независимыми от системы учебников, по которым идет обучение.
Оценивание уровня овладения универсальными учебными действиями, ключевыми компетенциями (с использованием предметных и комплексных работ) [88] является новым видом контрольно-оценочной деятельности педагога, необходимость которого продиктована современными целями образования. Необходимы разработка как новых типов заданий (компетентностно-ориентированных заданий, заданий, оценивающих уровень развития тех или иных универсальных учебных действий), так и механизмов анализа результатов, их интерпретации и использования педагогом в учебном процессе. Одним из важных объектов является уровень овладения определенными способами взаимодействия, в том числе учебного, готовности сотрудничать с другими людьми. Для педагога начальной школы это является новым видом контрольно-оценочной деятельности, необходимость которого связана с той ролью, которая отводится коммуникативной компетентности в современном мире[89]. Одна из трех категорий ключевых компетенций, сформулированных в проекте DeSeCo (The Definition and Selection of Key Competencies – Определение и отбор ключевых компетенций), реализованном в 1998 – 2002 гг. Организацией экономической кооперации и развития (OECD), - это «взаимодействие в гетерогенных группах»[90].
Данная категория включает три компетенции:
- способность хорошо относиться к другим,
- способность действовать в сотрудничестве,
- способность регулировать и разрешать конфликты[91].