Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нравственное воспитание личности: исторический опыт
1.1. Исторический опыт нравственного воспитания
2. Методика формирования нравственной культуры личности
2.2. Принципы нравственного воспитания. Пять основных методов нравственных качеств
3. Современные подходы и перспективы нравственного формирования личности
3.1. Проблемы и современные подходы нравственного формирования личности в российском обществе
Особенности нравственного развития дошкольников
- Первые суждения и моральные оценки;
- Первоначальное понимание содержания нравственной нормы;
- Возникновение представлений о хорошем и плохом;
- Рост действенности нравственных представлений;
- Возникновение сознательной нравственности;
- Начало управления в поведении нравственными нормами;
- Наличие нравственных представлений необходимо, но не решающим фактором и условием соблюдения моральных норм
- Имеется расхождение между вербальной и реальным поведением;
- Нравственные представления «опережают» нравственное поведение;
- Решающее значение имеет способность ребенка условно разграничивать позиции объекта и субъекта и выступать в каждой из них.
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и другие. То есть дети констатируют, что можно делать, а что - нет. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему нормы необходимо соблюдать.
3. Современные подходы и перспективы нравственного формирования личности
3.1. Проблемы и современные подходы нравственного формирования личности в российском обществе
Проблема нравственного воспитания личности относится к числу наиболее важных проблем в современном российском обществе и приобретает все большее внимание и остроту. Это связано в первую очередь, с потерей, как духовных, так и моральных ориентиров человечества, а особенно молодежи. Наибольшей значимости эта проблема приобретает в системе высшего образования.
Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является нравственное воспитание подрастающего поколения, является одной из составляющих формирования личности. Однако отметим, что категории «нравственность» и «духовность» не тождественны. Так, анализируя нравственность человека и его духовность, как разные уровни развития человеческого существа, мы отмечаем, что нравственность предполагает ориентацию человека, в первую очередь, на общественно-исторические нормы и ценности, на конкретные оценки других.
Важная задача нравственного воспитания - научить жить человека среди людей, соблюдая определенные нормы и правила, принятые в этом обществе, то есть адаптировать ее к социуму. Духовность - это способность человека быть свободным, независимым, самостоятельным. Понимая относительность моральных критериев, действующих в обществе, высокодуховный человек принимает решение, исходя из высшего понимания добра, блага, истины, ориентируясь на свое Высшее Духовное «Я», осознание назначения и смысла своей жизни [1].
Духовность - это творческая направленность, воодушевление человека; определенный тип отношения к миру: триединство отношение к абсолюту, к миру - природы, общества, других людей и самого себя [2].
Итак, нравственное воспитание - это воспитание нравственных качеств, взглядов, убеждений, направленных на укрепление авторитета общих человеческих ценностей, формирование гражданской культурной идентичности. К сожалению, российское общество переживает глубокий кризис духовности и морали, которая пронизывает все сферы человеческой жизни.
Знание истории отечественной духовной культуры, в частности, влияния христианского религиозного учения на развитие общества, установления взаимоотношений между людьми и различными народами предоставляет каждой личности правильное понимание и осмысление ценностных достижений человечества, их сознательное усвоение и направленность нравственной действия, поступка. И те мировоззренческие ориентации, получают от традиционных духовных ценностей, помогают каждой личности четко построить стратегию дальнейшей жизни, осмыслить те ошибки, которые были совершены им в прошлом [3].
Итак, мы убеждены, что нравственное воспитание обеспечивается в течение всей жизни разными путями, формируя у людей конкретные убеждения, нормы поведения, отношения к подлинным ценностям.
Анализ философской и педагогической литературы свидетельствует, что проблемам воспитания посвящено немало работ - от европейской классики до современных научных разработок. Однако комплексное видение феноменов нравственного воспитания часто остается вне поля зрения исследователей: не все его аспекты получили довольно полное освещение в научной литературе. В частности, до сих пор не раскрыта сущность нравственного воспитания в высшей школе, не охарактеризованы его критерии; нет однозначного подхода к пониманию категориального аппарата теории нравственного воспитания, а именно форм и методов (приемов). Кроме того, несмотря на весомые результаты в этой области, нравственного воспитания, а также организация воспитательной внеаудиторной работы и пути обеспечения ее эффективности остаются малоисследованными. По нашему мнению, вопрос понимания сущности нравственного воспитания относится к тем фундаментальных проблем современного общества, решение которых будет способствовать достижению нового уровня социальной зрелости общества. Отсюда вытекает значимость такого воспитания в современном российском обществе и необходимость новых подходов к пониманию его сущности.
Следующей существенной проблемой нравственного воспитания является неопределенность структуры и содержания этого процесса, его организации как специфической педагогической системы. И важную роль в этом должен сыграть комплексный подход. Отметим: в системе нравственного воспитания видное место занимает:
- воспитание нравственного сознания и гражданской ответственности;
- воспитание национального достоинства и менталитета;
- патриотическое и интернациональное воспитание - половое, правовое, экологическое, трудовое, эстетическое [13].
Сейчас большинство этических, моральных проблем считаются сферой личной жизни молодежи (например: употребление наркотиков, алкоголя и т. д.). То есть сегодня, мы наблюдаем проблему содержательного наполнения процесса формирования духовности с позиций «смысложизненных ценностей, которые определяют содержание, качество и направленность человеческого бытия, и человеческий образ в каждом индивиде» [5]. Для того чтобы сформировать высоконравственного духовную личность, надо научить его отличать истинные ценности от ложных, понимать цель и смысл жизни, развить в ней стремление к благородным целям, видеть идеал, к которому надо стремиться. Понимая всю важность цели в жизни человека, мы отмечаем, что удовлетворите все желания человека, но отнимите у нее цели и посмотрите, какой несчастной и ничтожной существом она станет. Итак, неудовлетворение желаний, обычно называют счастьем, а целью является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.
Таким образом, целью нравственного воспитания должно стать развитие социальной и гражданской ответственности, формирование высоконравственной личности с сознательной поведением, устойчивых моральных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности.
Исследование нравственного воспитания как целенаправленного процесса формирования личностных качеств, дает возможность охарактеризовать те индивидуальные внутренние изменения в содержании и структуре нравственной сферы личности, которые происходят под влиянием усвоения человеком социального морального опыта и определяют его поведение, деятельность и отношения, позволяет выявить психологические механизмы этого процесса [5].
Таким образом, перестройка воспитательного процесса - важная и сложная задача, решение которой требует, с одной стороны, поиска и приведения в действие новых (активных и интерактивных) форм и методик организации воспитательного процесса [8; 9], а с другой — активизации традиционных видов деятельности. Суть этого объединения по воспитанию заключается в достижении целостности и преемственности, преобразовании воспитания в процесс, продолжающийся в течение всей жизни. Следует также помнить, что воспитание личности в любом аспекте дает желаемые результаты, когда оно органично сочетается с процессом его самовоспитания, т. е. когда воспитательные воздействия преподавателя «усиливают» собственное самовоспитуемое стремление. А это, в первую очередь, желание сохранять сокровища духовности прошлого; понимая истинные ценности, передать следующему поколению лучшие образцы культуры.
Подводя итоги изучения проблематики нравственного воспитания личности в современном российском обществе, стоит также отметить, что в обновлении системы нравственного воспитания личности одной из приоритетных задач является обобщение достижений выдающихся педагогов, философов; формирование толерантного отношения к преподавателям и друг друга; создание условий для воспитания взглядов, убеждений, личной направленности, нравственных качеств, формирование и развитие системы нравственных знаний и ценностей, реализацию знаний, связанных с нормами нравственности в учебной и общественной деятельности.
3.2. Перспективы нравственного воспитания личности
Нравственное воспитание является процессом усвоения нравственных ценностей и идеалов, овладение нравственной культурой, формирование нравственного чувства, устойчивых моральных качеств и навыков нравственного поведения.
Обычно, нравственное воспитание осуществляется в семье как формирование любви к родной земле, своему народу, культуры и языка, воспитания гуманных чувств, доброжелательности и дружбы к людям, необходимости предоставлять им бескорыстную посильную помощь, развитие разумных потребностей, культуры потребления, сознательной дисциплины, желание работать ради расцвета государства, ответственного и бережного отношения к труду и его результатам, способности к проявлению чувств стыда и собственного достоинства, непримиримости к аморальным поступкам людей, нетерпимого отношения к нарушителям социально-этических норм и правил поведения. Каждая семья может создать свой очаг духовности: научить ребенка обращаться жить по Божьим заповедям, знакомиться с соответствующей литературой, отмечать национальные и христианские праздники, традиции, обряды и т.
Из опыта семейного воспитания знаем: если в семье придерживаются заповедей Божьих, в ней не вырастают преступники, наркоманы, потому что у ребенка формируются такие гуманные качества, как доброжелательность, дружелюбие, отзывчивость, сострадание, честность, уважение к старшим, понимание добра и зла, готовность помочь, милосердия, которые будут указателем в течение всей жизни. Итак, отмечаем, нравственное воспитание, начатое с детства в семье, продолжается в процессе социализации личности. Семейные ценности - нравственные основы жизни семьи, в которых утвержден отношения поколений, законы супружеской верности, заботы о детях, память о предках, - это продукт истории и культуры. Идеалы добра, милосердия, человечности и такие категории, как честь, достоинство, трудолюбие стали главными выразителями народной морали. Привлечение молодежи к участию в благотворительных акциях, оказания помощи нуждающимся, проведение концертов в территориальных центрах и пансионатах для людей с особыми потребностями и пенсионного возраста, помощь человеку, которого постигло несчастье, больным, помощь в хозяйстве - это и средой формирования общечеловеческих ценностей молодого поколения, воспитание толерантного отношения к другим людям.
Нравственные отношения в семье накладывают отпечаток на всю жизнь человека, поскольку их влияние связан, во-первых, с сильными переживаниями, во-вторых, они более постоянны, в-третьих, в них закладываются основы всех нравственных отношений человека к обществу , к труду, к другим людям [14].
Устойчивая система ценностных ориентаций позволяет человеку прожить жизнь сосредоточенно и продуктивно. Сформированы ценности, и нормы поведения дают возможность человеку быть уверенной, развиваться и критически осмысливать ценности, чтобы сформировать идентичность.
Наиболее удачным возрастным периодом для формирования ценностных ориентаций является старший подростковый возраст, который характеризуется выходом личности на новую социальную позицию, когда формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Ученые утверждают, что этот период подъема жизнедеятельности, который сопровождается общим усилением процесса развития, поднятием на высшую ступеньку поведения личности, является продуктивным для становления учащейся молодежи на основе нравственных достижений человечества.
Стоит заметить, что образование настоящего характеризуется поисками новых подходов в решении задач, обусловленных вызовами времени. Ведущей задачей современной школы является формирование гармоничной, духовно богатой и национально сознательной личности. Практика показывает, что в процессе формирования развитой личности видное место принадлежит нравственному воспитанию, в котором представлены нравственные эталоны чувств и нравственного поведения людей, которые являются наставниками. Бесспорно, моральное самосознание педагога характеризуют его честь и достоинство. Учитель несет ответственность за формирование человеческого в человеке, именно ему нужно творить культуру нравственных отношений, общения, несмотря на общественные проблемы. Поэтому в системе нравственных отношений в педагогической среде важную роль играет взаимодействие учителя и учеников, построенное на взаимопонимании и взаимоуважении, уважении учителя к традициям коллектива, поддержке достоинства каждого воспитанника.
Учитель общеобразовательного учебного заведения должен формировать у учащихся общечеловеческие нормы гуманистической морали: добро, взаимопонимание, милосердие, уверенность в возможностях, а также помогать осознать, что моральные ценности составляют основу правопорядка. Проводя уроки в общении, организуя диспуты, дискуссии с учениками, педагог должен способствовать пониманию воспитанниками сущности морали и нравственности, ценностей и идеалов, этических норм поведения.