Файл: Формирование нравственной культуры личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Современное развитие российской национальной культуры и образования привлекает педагогическую теорию и практику в формирование у молодежи нравственности, которая основывалась на моральных и национальных ценностях. Молодежной субкультуре, которая интенсивно насаждается телевидением, семья и школа должны противопоставить высокую нравственность и духовность, пробудить в сознании молодого человека генетически заложен российским народом потенциал доброжелательности, сочувствия, достоинства, преданности.

Понимание важности нравственных качеств в формировании личности прослеживается на протяжении исторического пути развития человечества. К различным аспектам этой проблемы обращались мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит), корифеи философской и педагогической мысли (Г. Гегель, И. Гербарт, Д. Дьюи, Я. Коменский, И. Кант), известные отечественные просветители-педагоги прошлого.

Многогранность и значимость воспитания нравственных качеств в становлении личности обусловили повышенное внимание к изучению этой проблемы философов, психологов, педагогов. Это вполне закономерный процесс, поскольку мораль как форма общественного сознания постоянно меняется под влиянием новых объективных и субъективных факторов, приобретает новые качества; с другой стороны, есть и общие черты в морали разных времен и народов.

Объект исследования - процесс формирования нравственных качеств личности.

Предмет исследования - исторический опыт и современные подходы нравственных качеств личности.

Цель курсовой работы теоретически проанализировать исторический опыт и современные подходы к нравственному воспитанию личности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть исторический опыт нравственного воспитания;
  • Охарактеризовать нравственное воспитание личности в качестве приоритетного направления отечественной педагогической мысли;
  • Рассмотреть общие понятия о морали;
  • Описать принципы нравственного воспитания;
  • Выявить пять основных методов нравственных качеств;
  • Исследовать проблемы и современные подходы нравственного воспитания личности в российском обществе;
  • Проанализировать перспективы нравственного воспитания личности.

Методологической основой исследования являются основные положения философов о нравственные качества как важнейшая составляющая нравственного сознания, их классификацию в соответствии с нравственных категорий.


Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Нравственное воспитание личности: исторический опыт

1.1. Исторический опыт нравственного воспитания

В современной педагогической науке большое значение уделяется нравственному воспитанию как одному из приоритетных направлений развития нашего государства. Теоретической основой исследования являются положения мировой педагогической мысли зарубежных философов и педагогов (Сократ, Платон, Аристотель) Первые шаги человечества в организации общественной жизни были неотделимы от осознания необходимости нравственного воспитания, определяются, прежде всего, потребностью передать нравственный опыт старших поколений молодежи. Вместе с тем каждое общество через системы воспитания, которые включают формирование у личности определенных моральных качеств, стимулировало образ жизни своих членов, который соответствует идеалам этого общества, его моральным принципам, нормам и правилам.

Воспитательный процесс в своем историческом развитии всегда определенным образом был связан с философской проблематикой, которая осмысливала на соответствующем мировоззренческом уровне отношения человека в мире, сущность культуры, выходные ценности бытия человека в мире, соотношение ее свободы и ответственности, формы и типы человеческой ментальности. Характер решения этой проблематике определял и типы воспитательных процессов, на основе которых формировалась и развивалась личность. Социальная значимость личности с древних времен волновали философов, педагогов, естествоиспытателей. Еще в древнегреческой литературе можно встретить характеристику личности (поэма Аполлония Родосского «Аргонавты», поэма Гомера «Илиада»), где воспитатель мифических героев Ясона и Ахилла кентавр Хирон наделяется качествами глубинного мышления, необычного интеллекта, мужества, храбрости, правдивости, честности, эстетическими принципами. В истории педагогики афинская система воспитания оставила след как проводница высокой духовной культуры, форпост формирования гармоничного человека, определяющими качествами которой были нравственная чистота, духовное богатство и физическое совершенство.


Демократический афинский строй породил образ идеального человека, который олицетворял гармонию физического развития и умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание [4].

Искусство периода расцвета афинской демократии (середина V века до н.э.) нередко давало яркие образцы, подтверждающие тезис о необходимости нравственного воспитания, одним из результатов которого было умение различать добро и зло. Так, Софокл в своей трагедии «Антигона» утверждал: «Недаром славное говорит пословица мудрое: Кто зло считает хорошим, того уже ведут боги в заблуждение бессмысленные, - недолго ему ждать тяжестей скорби».

У Сократа нравственное воспитание неотъемлемо повязкам связано с самовоспитанием, поскольку формирование в переубеждении предусматривает долговременную работу над собой. Самосовершенствование личности философ понимал как процесс, продолжающийся в течение всей сознательной жизни. Ксенофонт приводит следующие слова Сократа: «Лучше всех живет, я думаю, тот, кто больше всех заботиться о том, чтобы становиться как можно лучшим, а приятнее всех - кто больше осознает, что он становится лучшим». Выдающийся философ того времени Платон, свое видение системы воспитания детей и молодежи в условиях рабовладельческого общества очертил в произведениях «Государство», «Законы» и «Протагор», где изложены много мнений по воспитанию детей, расширение учебных программ, создание государственной системы воспитания, образования для взрослых членов общества и самосовершенствования человека в течение жизни [4,8].

Аристотель в своем этическом трактате «Никомахова этика» писал, что целью морали является научить человека стать моральной, а вместе с тем и счастливой. Согласно философско-педагогической системой Платона и Аристотеля, воспитание, должно быть, ориентировано на развитие гармоничной личности, эстетическое и нравственное воспитание является свидетельством гармонии, реальные проявления которой наблюдаются в спорте, астрономии, математике и грамматике. Представители стоицизма, наоборот, признавали неосуществимость нравственного идеала, отражая сложные процессы, присущие обществу периода распада античного мира.

Посидоний, представитель Среднего Стоя, рассматривал добродетель как результат усвоения наук, и как следствие формирование привычек. Диоген Лаэртский по этому поводу отмечает: «Посидоний не считает, что для счастья достаточно одной добродетели, а считают, что нужно и здоровья, и денежные затраты, и сила» [8].


Представители Позднего Стоя (Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий) усиливают индивидуалистические мотивы, призывают к самоизоляции от мира, который погряз в разврате. «Люди повсюду ищут удовольствий, - писал Сенека, - каждый порок бьет через край. Жажда роскоши скатывается алчности; честность в забвении; что обещает приятную награду, того не стесняются ...».

Итак, для позднего стоицизма характерно усиление моралистического восприятие мира в целом. Необходимость нравственного самосовершенствования Сенека выводил из факта единства божественного, природного и человеческого, мораль при этом выступает особым качеством человеческой природы, которую необходимо укреплять и развивать, чтобы выработать в себе способность внешних житейских мотивов [4,8]. Такая трактовка нравственного самосовершенствования, приобретает религиозную окраску, подготовили в дальнейшем синтез этических и христианских идей. Значительной вехой на этом пути учения одного из самых известных христианских мыслителей Августина Аврелия, где человек сопротивления находит в Боге.

В христианском мире общечеловеческие стоимости были определены в библии как заповеди Божии [5]. Проблемы нравственного воспитания эпохи Ренессанса освещены гуманизмом. Объектом изучения становится человек и всечеловеческое, вместо средневекового «божественного». Основное обоснование морали, нравственности и этики, принадлежит Канту. Он определил, что мораль находится в пределах человеческой свободы, где свобода личности является автономной. Морально-положительного значения она приобретает благодаря только ее согласованности с высшим нравственным законом.

В отличие от Канта, Гегель отличал и разграничивал понятия морали и нравственности. По Гегелю, мораль - ограничение деятельности сферой духа, а нравственность — другая, вторая природа человека, его сущность — подчинение личности государственным интересам [4,5].

Большой вклад в развитие педагогической мысли сделал английский философ, просветитель и педагог Д. Локк. Локковская концепция нравственного воспитания направляла на выполнение приоритетной задачи - формирование высокоморального человека, гражданина, способного утверждать нравственные идеалы.

Основательную разработку процесс нравственного воспитания получил в этике Дж. Дьюи, которая является сердцевиной его социальной педагогики. Ученый исходил, прежде всего, из нравственного опыта человеческой жизни. Суть и характер нравственных норм, принципов и установок определяются их инструментальной способностью обеспечивать достижение желаемой цели. Оппоненты Дж. Дьюи, Л. Кольберг и Р. Мейер, характеризуют такую ​​нравственную позицию как этический релятивизм, согласно которому нет и не может быть общих моральных ценностей и каждый должен руководствоваться собственным пониманием моральных принципов или собственным чувством [4].


Обоснование идеала национального образования принадлежит К. Д. Ушинского, где важное место занимают вопросы воспитания, в которых он опирался на идею гармоничного развития личности. Гармонично развитой он считал человека, у которого сочетается умственная зрелость, нравственное совершенство, физическая и эстетическая развитость. Главным, К.Д. Ушинский, считал нравственное воспитание: «Мы смело, высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, более важное, чем развитие ума и наполнение головы познаниями» [5].

Общая логика развития европейской цивилизации в конце XVIII - начале XIX века стимулировала соответствующий развитие наук о человеке (философии, этики, эстетики, педагогики, психологии и т. д.) и привела к появлению общих черт в теориях, разрабатывались разными учеными. Научно-философское обоснование стало характерной чертой педагогики XIX века.

Важной в этом контексте стала проблематика нравственного воспитания молодого поколения Германии, а его приоритет в этих теориях был связан с социальной ситуацией в стране.

Направленность научного поиска к раскрытию уникальной сути индивида и поиска средств для преодоления препятствий на пути к его нравственного совершенству подтолкнули немецких педагогов-классиков к выбору определенной парадигмы, которая способствовала разработке основ гуманитарных подходов, исходный принцип которых заключался в том, что не человек должна быть понятной через мир, а мир через человека [2, c. 127].

Для классиков немецкой педагогики этого периода было характерно переосмысление философских теорий нравственного воспитания и попытки применения их на практике. Интересные, в этом контексте идеи нравственного воспитания немецких философов, рассматривают этот процесс по гуманитарным и антропологическим позициям. В группу таких философов принадлежат Ф. Шлейермахер, А. Шопенгауэр и Ф. Бенеке. Пылким сторонником идеи воспитания морально-социальной личности был Ф. Шлейермахер (1768-1834) - профессор Берлинского университета, философ, теолог, проповедник, яркий представитель нравственного воспитания в Германии конца XVIII - начала XIX века.

Ф. Шлейермахер был глубоко религиозным человеком, интересовался философией религии. Закончив Гернгутерську богословскую семинарию Барби, Ф. Шлейермахер длительное время занимался проповеднической деятельностью, оставила значительный след в его научной деятельности. Основой научного учения Ф. Шлейермахера стала проблема соотношения морали и религии и влияние религии на внутреннюю жизнь личности. Философ был убежден, что «человек рождается с религиозными задатками, как и со всеми другими» [10]. Религия, по оценке Ф. Шлейермахера, создает благоприятную почву для нравственности, поэтому нельзя препятствовать ее распространению и развитию. Нравственность, по его мнению, выступает показателем внутреннего мира индивида, основой его внутренней идентичности. Моральный облик человека, по глубокому убеждению ученого, формирует его язык, характер, стиль поведения, передают заветные желания духа, то есть ума [3, c. 15].