Файл: Формирование нравственной культуры личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нравственные ценности рассматриваем как различные формы выражения нравственных требований: норм и принципов морали, нравственных идеалов, понятий добра, справедливости, чести, достоинства, долга, нравственных качеств человека, характеристик поступков, деятельности и отношений и тому подобное. Нравственные ценности является добром и для человека, который их избирает, и для ее окружения, на который этот выбор влияет.

В межличностных отношениях ценностями есть добро и справедливость, ориентирующие на создание условий, при которых обеспечивается мир и согласие между людьми, защиту человеческой жизни. Добрая воля не только просветляется содержанием, в основе которого - высшие ценности, но и утверждает их в мире, во всех сферах человеческого бытия [4].

Важным также является формирование ценностного отношения личности ученика к обществу и государству, к себе и людям, к природе, труду и искусства, должна проявляться в личностном росте каждого, становлении гражданина России, способного обнаруживать национальное достоинство, успешно реализовываться в социуме как семьянин, профессионал, носитель культуры.

Сейчас, в условиях формирования гражданского общества, важной является проблема воспитания у учащейся молодежи ответственности. Ответственность характеризуется способностью человека объективно воспринимать реальность, связывать ее с личными ценностями и вести себя в соответствии с этим. Конечно, ответственность - это регулятор мотивов поведения, внутренний стержень дисциплины и самодисциплины личности, не дает ей возможности рассматривать и использовать свободу как вседозволенность. Моральная ответственность рассматривается, как самостоятельно принята личностью ответственности, предусматривает выполнение норм поведения в обществе, правильное понимание других, проявление уважения к ним, умение управлять собственными потребностями и поступками. Формирование моральной ответственности личности предполагает выработку у нее осознанного и неуклонного выполнения взятых на себя обязательств, разумного соблюдения принятых моральных и правовых норм, отчетности перед собой, коллективом, родителями за действия и поступки.

В процессе воспитательной работы в учебных заведениях в школьника нужно формировать ответственность по отношению к себе и тех, кто рядом, соблюдение принципов морали, правильного и порядочного выбора способов достижения поставленной цели [15].

Важное значение в нравственном воспитании учащейся молодежи имеет внеклассная работа - разнообразная образовательная и воспитательная работа, направленная на удовлетворение интересов и запросов детей на основе различных форм организации учебно-воспитательной деятельности, среди которых в современности большое значение имеют коллективные совместные дела ( в них принимают участие все воспитанники - обсуждают предложения, выбирают дела, планируют и выполняют работу, несут ответственность за результаты).


Формы организации коллективных дел для учащейся молодежи могут быть разнообразными: трудовой рейд, сюита туристических игр, поисковые игры на местности, аукционы знаний, работа над проектами, пресс-конференция, устный журнал, эстафета, турнир-викторина, живая газета, литературные и художественные конкурсы, вечера-портреты писателей, вечера-реквиемы, литературно-музыкальные вечера, конкурс инсценировки песен, спортивно-оздоровительные и другие праздники. Все виды коллективных дел формируют у школьников ценностное отношение к своему государству и обществу, к другим людям, к труду, искусства, природы, к себе и ученических обязанностей, а также ценностных ориентаций: личных, семейных, гражданских, национальных, общечеловеческих.

Как показывает опыт работы с учащейся молодежью, эффективными в морально-духовном воспитании является диспуты, дискуссии, дебаты, побуждает конструктивно воспринимать прошлое и настоящее, отстаивать свои взгляды и суждения, защищать собственную и уважать альтернативную точку зрения, задавать вопросы и отвечать адекватно оценивать ситуацию и принимать быстрое решение, формировать культуру поведения и общения, ценностное отношение к себе и оппонентов.

В условиях обучения личность только тогда начинает приобретать устойчивых моральных качеств, когда этому способствуют условия, ее положение в коллективе, значимость социальной роли, которую она выполняет. Вся учебно-воспитательная система школы должна иметь воспитательное воздействие на становление нравственных отношений, при которых учащаяся молодежь могла пережить удовольствие оттого, что своим поведением и поступками приносит радость людям, творит добро, берет ответственность за результаты своей деятельности, умеет владеть и управлять собой. В то же время ученик должен хорошо усвоить нравственный опыт человечества, принять общечеловеческие и национальные моральные ценности в личностные ценностные ориентиры.

Практика показывает, что организуя в общеобразовательных учебных заведениях разнообразные мероприятия с целью нравственного воспитания, педагогические коллективы формируют у ученика национальную направленность, любовь к родному языку и своего народа, национальное достоинство, уважительное отношение к культуре, духовному наследию, народным традициям и обычаям, национально этнической обрядности всех народов, населяющих Россию.

Заключение


Вторая половина XIX века, по мнению отечественных исследователей, ознаменована завершением формирования классической педагогики Нового времени. В педагогике этого периода происходил рост знаний, заимствованных из философии и других наук о человеке и его воспитания. Проанализировав педагогические концепции немецких философов-классиков конца XVIII - первой половины XIX века, следует отметить, что для них была характерна гуманистическая направленность и приоритетное значение нравственного воспитания молодого поколения. Исследуя общие взгляды представителей антропологического подхода, в первую очередь, следует отметить, что, признавая решающую роль нравственного воспитания в становлении личности, акцент в воспитании немецкие ученые делали на формировании добродетельного характера и доброжелательного отношения к людям. Считая, что до высот духовности человек пробивается путем жесткого контроля над природными склонностями души, главное место в нравственном воспитании философы и педагоги отводили закаливанию свободы. Характерной чертой большинства педагогических концепций была их гуманистическая направленность. Так, в соответствии с идеями антропологизма Ф. Шлейермахер, А. Шопенгауэр и Ф. Бенеке важной задачей воспитания считали формирование морально активной личности с учетом накопленных знаний других научных дисциплин. Все их усилия были направлены на побуждение человека к самодеятельности, саморазвития, самоформирования и самосовершенствования.

Рассматривая личность как единый целостный организм, существенное значение педагоги и философы придавали физическому и трудовому воспитанию, считая, что это два главных компонента нравственного воспитания. Большую роль в воспитательном процессе играло интеллектуальное образование, поскольку дух первую очередь отождествлялся с интеллектом. Ценностные идеи немецких ученых актуальны и созвучны сегодня для российского педагогического сообщества. Таким образом, идеи и концепции нравственного воспитания по Ф. Шлейермахера А. Шопенгауэру и Ф. Бенеке занимают важное место в учебно-воспитательном процессе конца ХVIII - начала ХIХ в. Морально-этические произведения мыслителей подают образы высоконравственных людей, на примере которых можно обучать российское поколение молодежи сегодня.

Анализ различных подходов к проблемам нравственного воспитания позволяет сделать вывод, что они конструируют своеобразные модели личности, каждая из которых имеет право на существование и одновременно нуждается в дополнении другой. Современная педагогическая наука стремится к целостному видению личности, сформированного не как формальное сочетание разноплановых подходов, а как привлечение достижений, которые открывают те или иные грани личности как целостного существа.


Список использованной литературы

  1. Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М., 2012.
  2. Беляева В. А. Воспитательный идеал как фактор духовного единения русского народа // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: восьмые Международные Покровские образовательные чтения, 20—22 октября 2009 г. Рязань, 2010.
  3. Беляева В. А. нравственное воспитание человека и общества: проблемы и перспективы // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: десятые Международные Покровские образовательные чтения, 19—21 октября 2011 г. Рязань, 2012.
  4. Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.// Воспитание школьников. – 2011.- № 5. – С. 8-
  5. Данилюк А. Я. Концепция нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М., 2014. С. 11.
  6. Данилюк А.Я. Концепция нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., 2013. 23с.
  7. Епископ Зарайский Меркурий. Необходимо знание нравственных оснований русской культуры.// Журнал руководителя управлением образования. – 2010.- № 4 (II полугодие).- С. 15-18.
  8. Жарковская Т.Г., Интеграция нравственного образования в различные учебные дисциплины/ Т.Г. Жарковская, Н.В. Матвеева, Н.С. Куприянова, О.П. Моисеева, И.А. Кудрова// Отечественное образование. М.: Издательский дом «Истоки»; Институт содержания и методов обучения РАО, 2012. 30с.
  9. Кирсанов И.Н. Проблемы духовного развития личности в условиях современного общества: мат-лы круглого стола.Декабрь,2007 года. Тамбов: ТОИПКРО, 2008.
  10. Кондаков А.М. Важно сохранить духовные национальные ценности.// Образовательная политика. – 2010.- № 1-2. – С.15-18.
  11. Курцева З.И. нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения.// Начальная школа: плюс До и После. - 2010.- № 9.- С. 6-9.
  12. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2013. 98 с.
  13. Сергеева В.П. нравственное воспитание как основа становления личности.// Воспитательная работа в школе. – 2015.- № 8. – С. 13.
  14. Топоркова Н.И. и др. Сопровождение деятельности педагога по нравственному воспитанию личности.// Воспитательная работа в школе. – 2014.- № 8.
  15. Тюляева Т.И. нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски. // Методист.- 2010.- № 7. – С. 7-12.
  16. Устюжанина С.А. Программа нравственного развития и воспитания обучающихся «Дорога добра».// Практика административной работы в школе. – 2012.- № 4. – С.46-62.
  17. Шешерина Г.А. Воспитание нравственных ценностей в современной школе. //Сборник методических разработок по нравственному воспитанию школьников. Тамбов: ТОИПКРО, 2014. 110с.
  18. Якунина И.В. нравственное воспитание подрастающего поколения.// Дополнительное образование и воспитание. – 2011.- № 1. – С. 19-21.