Файл: Формирование нравственной культуры личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогическая система воспитания у Ф. Шлейермахера тесно связана с этикой, которая, в свою очередь, тесно согласовывалась с политикой. Исходя из того, что процесс воспитания личности всегда происходит в конкретном государстве и при определенном общественном строе, мыслитель приходит к выводу о необходимости тесного сотрудничества государства и системы образования. Педагог утверждает, что жизнь каждого гражданина в государстве должен быть тесно связано с ее историей и всеми сторонами ее функционирования. Воспитание мыслитель рассматривает как процесс преемственности связи между поколениями.

Важно учесть, что Ф. Шлейермахер акцентировал внимание на социальной природе воспитания и обучения, отмечая большое влияние общества на этот процесс. Поэтому одной из актуальных задач воспитания философ считал подготовку человека к жизни в государстве, в церкви и, вообще, свободных общественных отношений [4, c. 63-65]. Цель нравственного воспитания, по мнению философа, заключается в изменении человеческой природы, в «пробуждении нравственного чувства» [10, с. 244].

Высоко оценивая роль семьи и родителей в становлении личности, центральное место в педагогических взглядах Ф. Шлейермахера занимала образование индивида (в широком смысле слова) в школе. Философ считал, что у школьных учителей существует много возможностей привить детям любовь к порядку, законности и послушания [5]. В крайних случаях беспомощности учителя Ф. Шлейермахер рекомендовал использовать наказания. Вместе с тем ученый утверждал, что чем больше любви и хорошего настроения будет вложено в работу педагога, тем реже он будет прибегать к наказаниям. Значительное внимание в конце XVIII - начале XIX века уделялось психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Значительное влияние в этот период получили педагогические взгляды А. Шопенгауэра (1788-1860). Он изучал философию Канта, был одним из известных сторонников иррационализма.

Продолжая традиции немецкого философа И. Канта, мыслитель рассматривал процесс формирования воли человека с точки зрения, психологии. Одним из исходных пунктов его учения является «судьба отдельной личности», способной с помощью своей воли предоставить «морального направления» всему миру [12]. Жизнь человека, по А. Шопенгауэру, подобное листам бумаги, на которых заметны все ее неправильные поступки. Поэтому главная цель индивида заключается в раскрытии всех сторон воли и даже самых непривлекательных. Воспитание мыслитель делит на две составные части: «естественное» воспитания и «искусственное» [8, с. 5].


Естественный путь воспитания основывается на реальном познании действительности, приобретении и накоплении собственного опыта. По мнению ученого, дети должны изучать жизнь сначала в оригинале, а не в копии. Поэтому вместо того, чтобы спешить дать школьникам в руки книги, нужно постепенно знакомить их с вещами и человеческими взаимоотношениями. Искусственное воспитание традиционно знакомит детей с окружающей действительностью, перенося в их сознание чужие идеи, мысли и убеждения. Исходя из этого, главной задачей воспитания, по мнению А. Шопенгауэра, является развитие у ребенка навыков самостоятельного, свободного мышления и способности делать собственные выводы [8, с. 6]. Именно из-за неправильного, искаженное восприятие мира нарушается процесс естественного формирования личности. От природы, по мнению А. Шопенгауэра, человек не обладает ни злым, ни добрым характером, Проявление того или иного характера является показателем свободы и скрытых желаний индивида.

Личные свойства человека могут повлиять на его судьбу, изменить ее, потому ученый был убежден, что каждый строит счастье своими руками. Интересна мысль философа и о том, что характер человека остается в течение жизни неизменным, поэтому ее нельзя привести к нравственности с помощью обучения. Можно откорректировать поведение, создать обманчивое впечатление, что и делают, согласно А. Шопенгауэру, воспитатели, но желание и цель останутся неизменными. Анализируя психологические причины поведения человека, А. Шопенгауэр приходит к выводу, что в основе ее лежат три главные мотивы: «эгоизм, злоба и сожаление» [9]. Мотивы являются лишь внешней оболочкой, они не проявляют сути характера, однако, именно они являются его рычагами управления поведением.

Таким образом, философско-педагогические взгляды А. Шопенгауэра формируют в немецком обществе идеал сильной личности. Одним из ярких представителей гуманного отношения к детям является немецкий философ, психолог Фридрих Эдуард Бенеке (1798-1854). Фридрих Эдуард Бенеке получил образование в университетах Берлина и Галле. Изучал теологию под руководством Ф. Шлейермахера, большое внимание уделял идеям Шопенгауэра. Разработанная им психолого-педагогическая система имела в XIX в. большую популярность. Известный немецкий педагог Ф. Дистервег, высоко оценивая педагогические взгляды Ф. Бенеке, изложенные в двухтомнике «Руководство для воспитания и обучения» (1834), отмечал, что новейшая научная работа, без всякого сомнения, имеет большое значение для образованных родителей и учителей. Они должны знать это произведение, если хотят идти в ногу со своим временем и узнать истинное положение науки о воспитании. Ф. Бенеке сумел решить немало педагогических проблем, которые до сих пор считались спорными. Ф. Бенеке считал психологию главной философской дисциплиной.


Рассматривая педагогику как часть прикладной психологии, ученый подчеркивал, что цели и задачи воспитания и обучения заключаются в правильном развитии известных психологических черт и норм. Философ был убежден, что постоянное воздействие разума на чувства, желания и нежелания сформируют в человеке нравственную оценку, которая является высшей целью деятельности всестороннего совершенствования человеческого общества. Согласно теории философа, каждый человек имеет трех воспитателей - это: окружающая природа, обстоятельства и другие люди. Все виды воспитания, за исключением второго, основанные на положительном примере и доверии, поэтому воспитателями, по мнению Ф. Бенеке, является не только родители, но и учителя и народ. Исходя из того, что нравственность формирует основу духовности, первостепенное значение ученый придавал нравственному воспитанию. Каждый человек, был убежден Ф. Бенеке, которому предоставлено право выбора, должна отдавать предпочтение использованию значительного времени и усилий, средств на свое духовное развитие [1].

Цель нравственного воспитания выражается в Ф. Бенеке в требованиях, чтобы индивид всегда делал то, что с объективной или субъективной точки зрения считается лучшим или самым высоким. Как и А. Шопегауер, Ф. Бенеке считал, что нравственность можно воспитать и сформировать ценные привычки, представления, уже коренятся в человеке.

В первом томе «Руководства для воспитания» Ф. Бенеке предлагает технологию формирования нравственности. Сначала у детей следует развивать простейшие навыки, затем нравственные чувства в сочетании с образами и на итоговом этапе, по словам ученого, можно переходить к формированию понятий и суждений. Педагог призвал отказаться от традиционных средств поощрения, наказания и убеждения, а чаще прибегать к творчеству, к созданию соответствующих педагогических ситуаций. Ф. Бенеке считает, что воспитатель должен уметь ставить питомца в такие условия, которые способны эффективно повлиять на него (вызвать в нем сочувствие, доброжелательность, стремление к познанию и т. д.). Все меры воспитания направлены на то, чтобы ребенок воспринял нравственную норму не только умом, но и душой, и могла быть впоследствии морально самостоятельной, активно применяя в жизни усвоенные правила. Ф. Бенеке был убежден, что целесообразно выявлять и поощрять положительные склонности детей (например, увлечение искусством, стремление к хорошему обществу и т. п.). В таком случае процесс воспитания будет естественным и необременительным. Большое внимание ученый уделял влиянию среды. Учитывая, что с возрастом авторитет сверстников увеличивается, в качестве воспитателя Ф. Бенеке предлагал старшего друга, который способен «обогатить представление» ребенка [5].


Следует добавить, что Ф. Бенеке был одним из первых в немецкой педагогике, кто коснулся темы педагогического такта. Предупреждая об определенных перегибах в процессе воспитания, ученый настойчиво рекомендовал воспитателям превышать свои полномочия, избегать пренебрежительного тона, насмешек и действий, направленных на подавление воли ребенка. Очень послушный ребенок теряет свою самостоятельность и становится зависимой от чужого мнения. Учитывая эти соображения, ученый говорил: «Мы требуем от детей послушания только для их же блага, а не ради самой послушания» [16].

1.2. Нравственное формирование личности в качестве приоритетного направления отечественной педагогической мысли

В условиях ценностной переориентации общества, поиска путей преодоления кризисных явлений чрезвычайно важно новое научное направление — педагогика духовности. Проблема нравственного воспитания личности является одной из актуальных и имеет социальный характер, поскольку связана с понятием «формирование личности». Неотложной является потребность в воспитанной, интеллектуально развитой нации. Очевидно, что развитие демократических процессов в Российской Федерации зависит от многих условий, однако, ведущее место среди них занимает духовное возрождение граждан, гармонизация социальной жизни нации.

нравственное воспитание начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд, может показаться, что нельзя выделить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, участвующих в формировании ребенка как личности. Так, в процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, в дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми [1].

нравственное воспитание ориентирует на то, что российский гражданин в соответствующих ситуациях и обстоятельствах должен проявлять свои лучшие качества. Особенно это касается жизни в социуме, где для оптимальной адаптации и профилактики негативных явлений должны применяться знания, умения, навыки, которые личность приобретает в процессе работы над самим собой, а не наоборот - незнание сути проблем, неспособность их регулировать, безразличие ко всему. Вызывает беспокойство влияние семей на выработку у подрастающего поколения нравственных качеств. По нашему мнению, в этом процессе важным является обеспечение тесных контактов педагогов с семьями. Совместные усилия будут способствовать преодолению имеющихся на современном этапе развития российского общества раздробленности и несогласованности действий взрослых в воспитании молодежи. Кроме этого, сотрудничество педагогов с семьями обусловлено ​​тяжелым материальным положением отдельных семей, несколько ложными представлениями их членов о преимуществах материального над духовным, потерей многими гражданами общечеловеческих и национальных ценностных ориентиров, стало актуальной проблемой и препятствием в формировании сознания и самосознания молодого поколения негативно отражается на развитии психики, физическом и нравственном состоянии личности [5].


В современных условиях, к сожалению, не хватает настоящего доверчивого, эмоционального общения между старшими и младшими членами многих семей. А, как известно, недостаточный контакт того, она становится ограниченной в своих действиях, испытывает трудности в социализации и адаптации к социальной среде, теряет интерес к повседневной жизни. Убеждены, что проблема нравственного возрождения, может быть решена только в том случае, если подрастающее поколение проникнется идеями общечеловеческих и национальных ценностей и высоких идеалов в своем жизненном самоопределении, стремиться к духовному саморазвитию и самосовершенствованию. Следовательно, обращение к отечественным историко-педагогических ценностей, одной из которых является идея воспитания духовности личности в философско-педагогическом наследии XVII- XVIII веков, должно быть важным фактором развития современного высшего образования. Отмечая, что развитие духовности и нравственности человека - это не только психологические и педагогические проблемы, а общественные, социальные, подчеркнем, что в их решении психолого-педагогической науке, процесса воспитания, системе образования принадлежит все же особое место.

Все более очевидным становится особая актуальность изучения отечественного философско-педагогического наследия российских ученых, именно учитывая проблему духовного развития личности, критического осмысления философско-педагогических идей прошлого с целью их использования в современных условиях.

Исторический опыт свидетельствует, что в России традиционно сложилась своя система воспитания, которая максимально учитывает национальные черты и самобытность российского народа. Анализ научных исследований показывает, что опыт педагогики духовности впервые был зафиксирован в исторических памятниках славянской культуры - в текстах берестяных грамот, отрывках летописей, в государственных документах, поучениях, религиозных установках (жития святых), литературных источниках, позже - в собственно педагогических трудах.

Ранее был сформирован нравственный идеал с преобладанием духовного над материальным. Составляющими этого идеала стали вера, любящее сердце, патриотизм, милосердие, трудолюбие, потребность в самовоспитании, духовном росте. Древнерусская духовная культура основывается на таких принципах, как монументальность, эпичность, назидательность, духовность, нравственность, интерес и внимание к человеку, его места в мире и в истории, реализм, обобщения духовного опыта. Стоит вспомнить оригинальную памятку XI в. - «Поучение князя Владимира Мономаха своим детям». В произведении помещены такие советы, как любить родину, быть трудолюбивыми, гуманными, отзывчивыми к людям и др. [6]. Предметом воспитания был человек как сочетание телесного и духовного начал. В философско-педагогической мысли того времени считалось, что духовное надо обязательно развивать, воспитывать, совершенствовать. Ответственность человека за свои поступки - главный критерий ценности человеческой личности. Конечная цель воспитания древнеславянской педагогики - привести человека к Богу. Христианская традиция выдвигала перед человеком высокие нормы морали - надо воспитать человека мыслящим, милосердный, совестливым, способным к постижению красоты, к совершенствованию мира и людей, к праведной жизни [2].