Файл: Формирование нравственной культуры личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема нравственного воспитания личности не получила пока всесторонней и объективной оценки в трудах исследователей. В исследованиях советского периода преобладали идеологический аспект и политическое значение над педагогическим анализом, что придавало оценкам идей педагогов и в целом проблеме воспитания нравственной личности политико-идеологической направленности. За ними терялась сама личность, гуманистическое начало педагогики, а также сам человек как основа, центр педагогического процесса. К тому же в большинстве научных исследований не ставились задачи дать целостный анализ становлению и решению проблемы нравственного воспитания личности в трудах российских философов — педагогов прошли столетия [17].

Итак, гуманистические образовательные идеи нравственного воспитания имеют в российской педагогике древние традиции. Анализ педагогической и философского наследия позволяет утверждать, что истоками проблемы воспитания духовности личности можно считать нравственные идеалы, самобытные воспитательные традиции отечественной педагогической мысли предшествующих столетий. Именно эти идеалы, традиции и установки могут стать прочным фундаментом для образовательного направления XXI века, объектом которого является личность как главная ценность воспитания, где признается уникальность, своеобразие каждого ребенка, его духовный, внутренний мир, гуманизм, уважение достоинства и прав ребенка на свободу, счастье, в себя.

2. Методика формирования нравственной культуры личности

2.1. Общие понятия о морали

Система нравственных ценностей в России сформировалась давно. Веками у нашего народа культивировались гуманизм и любовь к родной земле, патриотизм и общественный долг, свободолюбие, независимость, высокое человеческое совести, уважительное отношение к родителям.

Сегодня не только педагогические, но и глобальные проблемы (демографические, экономические кризисы, кризис урбанизации, экологические катастрофы, обострение межнациональных противоречий и конфликтов, кризис культуры и морали) обусловливают возрождения гуманистических идей в обществе. Новое мировосприятие и мироощущение вызывают изменение в образовательных взглядах на развитие и формирование личности ребенка, определяют возможности, задачи, цели и средства образования. ХХ век оставил нам в наследство вместе с ценными приобретениями цивилизации множество негативных явлений, среди которых - экономическая нестабильность, социальная незащищенность граждан, духовный кризис, признаком которой является потеря значительной частью людей духовных ориентиров, отсутствие потребности в самопознании и самосовершенствовании. Ценностные ориентации молодежи катастрофически меняются, становятся все меркантильными. Нивелируются такие нравственные принципы, как: любовь, доброта, отзывчивость, доброжелательность [3].


Сегодня только 10-20% старших дошкольников способны выявить чуткость к слабее себя, без внешних побуждений прийти на помощь, добровольно взять на себя часть, чьих трудностей, поделится чем-то, не дожидаясь, вознаграждение. Очень часто дети, отрывая что-то от себя, руководствуются отнюдь не нравственными мотивами. Помощь бывает очень прагматичной. Часто в детском саду можем услышать: «Поделился Сережей игрушкой, потому что он даст мне жвачку», «Угостила девочек конфетами, чтобы приняли к игре» ... Другое негативное наследство ХХ века — агрессия и насилие, которое, к сожалению, имеет свои корни в семье. Это родители, самые авторитеты для малышей, обучают малышей: «тронут тебя - давай сдачу».

Проявления агрессии провоцируются также многими фильмами, мультфильмами, телепередачами, компьютерными играми. Воспитатели часто наблюдают, к чему это приводит. Кто-то кого-то ненароком толкнул, а уже задача с применением «приема» подстерегает на него. Но агрессивность - такая черта, которую легко зажечь, и очень трудно погасить [2].

А частые «доносы» и жалобы дошкольников ... А постоянное восхваление новыми вещами, игрушками, жвачками, папиными машинами, мамиными шубами и тому подобное.

Что это - болезнь дошкольного возраста или возвращения бумеранга, нами заброшенного? Причин много, и среди них важнейшая - пренебрежение в нашей стране духовными ценностями. В народе говорят: «Что посеешь - то и пожнешь». Итак, если с детства не привить маленькому человеку основ нравственности, она вырастет морально немой и слепой.

За последние годы в Российской Федерации проблема нравственного воспитания молодежи чаще привлекает все больше внимания. При этом роль педагога состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в активную умственную деятельность, способность отбирать лучшие нравственные достижения прошлого и настоящего, освоить новые технологии работы с детьми, с целью их нравственного становления. Формирование внутреннего, духовного мира ребенка без труда на социальные реалии ее жизни таит в себе опасность социальной неадекватности, одиночества, бегства в мир идеальных иллюзий, потери жизненных сил.

Мораль - система идей, принципов, законов, норм и правил поведения и деятельности, регулирующих гуманные отношения между людьми при любой ситуации на демократических началах; императивно-оценочный способ отношения человека к действительности, который регулирует поведение людей, несмотря на противопоставление добра и зла.


Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Общечеловеческая мораль - это совокупность постоянных норм и принципов, испокон веков известные каждому человеку или сообществу, а система, которая пополнялась, расширялась, изменялась на протяжении веков, обогащаясь новым критериям, новым смыслом.

Нравственность - нравственные взгляды, убеждения, чувства, отношения, поведение людей; составляющая исторического опыта, а также - форма отражения этого опыта в жизни конкретных людей.

Моральное сознание - одна из сторон общественного сознания, в виде представлений и соображений отражает реальные отношения и регулирует моральная сторона деятельности человека.

Моральные убеждения - пережитые и обобщения моральные принципы, нормы.

Нравственные чувства - запросы, оценки, отношение, направленность духовного развития личности.

2.2. Принципы нравственного воспитания. Пять основных методов нравственных качеств

Принципы воспитания - руководящие положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания и определяют требования к содержанию организации и методов воспитательного процесса:

  1. Целеустремленность - направление воспитательной работы на достижение основной цели воспитания - всесторонне развитой личности, подготовки ее к сознательной и активной трудовой деятельности;
  2. Связь с жизнью: ориентация личности на необходимость жить в обществе;
  3. Единство сознания и поведения в воспитании - сложный и противоречивый процесс, поскольку формирование навыков правильного поведения значительно сложнее, чем воспитание сознания, поэтому поведение человека - это его сознание в действии;
  4. Воспитание в труде - формирование личности напрямую зависит от ее деятельности, от личного участия в труде. Этот принцип основывается на таком психологическом качестве, как стремление ребенка к активной деятельности.
  5. Комплексный подход основывается на диалектической взаимозависимости педагогических явлений и процессов и предполагает: единство форм, методов и приемов воспитания; единство воспитательных воздействий детского сада, семьи, средств массовой информации, улицы; учета индивидуальных особенностей детей; единство воспитания и самовоспитания;
  6. Воспитание личности в коллективе. Наилучшие условия для общения и отделения создаются в коллективе. Педагогическое руководство обусловлено отсутствием у детей жизненного опыта; воспитание творческой личности, возможно, если существуют условия для проявления самостоятельности и творчества, одобряются инициатива и самоотверженность;
  7. Сочетание уважения к личности воспитанника с разумной требовательностью к нему, единство требований к воспитанникам со стороны педагогов, контроль за их поведением, гуманное отношение к ним, уважение к их мнению;
  8. Индивидуальный подход к учащимся в воспитании (индивидуальная коррекция общей системы воспитания) - важное требование к организации воспитательного процесса и одно из условий повышения его эффективности;
  9. Системность, последовательность и преемственность в воспитании исходят из того, что для формирования сознания, выработка навыков и привычек поведения нужна система последовательных воспитательных мероприятий. Такие качества человеческой личности нельзя сформировать, если воспитательный процесс представлять собой случайный набор воспитательных мероприятий, которые будут иметь эпизодический, а не системный характер;
  10. Единство педагогических требований детсада, семьи и общественности, охват всех сторон учебно-воспитательной работы детского сада, всех форм деятельности детского и педагогического коллективов, семьи, оказываются в содержании, формах обучения и воспитания, правилах поведения, стиле жизни дошкольного учреждения, его традициях и является одним из условий оптимизации воспитательного процесса [5].

Главная задача воспитания - это выработка характера. Человека наиболее ценим не по его знанию, а за его характер, - он больше весит в отношениях людей между собой, он позволяет человеку понять высокие моральные блага.

Виды нравственных ценностей:

  1. Национальные ценности;
  2. Общественные ценности;
  3. семейные ценности;
  4. Сферы нравственного развития дошкольника;
  5. Название;
  6. Изменения в сознании и характере ребенка;
  7. Сфера нравственных знаний, суждений, представлений [7].

Ребенок осваивает разные стороны общественной нравственного сознания и прежде всего понимание моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добро- свободно соблюдать нормы морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в бескрайности. Таким образом, овладев нравственное поведение, ребенок способен сделать нравственный выбор не на словах, а в действии.

Сфера морально-этических переживаний. У ребенка складываются морально-этические и моральные отношения к другим людям, формируются гуманистические, альтруистки чувства и взаимоотношения (внимание к потребностям и интересам других, способность учитывать их, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживания вины при нарушении норм)

Сфера нравственных действий. Ребенок осваивает принятые в обществе людей, нормы правила поведения и взаимоотношений, присваивает способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Мировоззренческая убежденность, целеустремленность, долг, ответственность, гуманизм, патриотизм, интернационализм это то, что в совокупности обеспечивают и общественную направленность.

Нравственные качества, которые обеспечивают достижение поставленной цели:

  1. Инициативность, энергичность, настойчивость, самостоятельность, обязательность и тому подобное.
  2. Способность к самооценке, самокритичность, требовательность к себе, справедливое отношение к другим.
  3. Деловитость, навыки и привычки в поведении, умение ее организовывать, нравственный опыт личности.
  4. Выдержка, сдержанность, вежливость, самообладание.

Таким образом, в моральном поведении личности проявляются как внешняя регуляция, да и внутренняя саморегуляция. Поэтому именно благодаря нравственному воспитанию перестраивается сама человеческая личность в соответствии с моральными ценностями, которые отражают общественные отношения, правила и нормы поведения людей.

Моральные нормы имеют обобщенный характер и недоступны полному осознанию в той мере, которая необходима для регуляции собственного поведения. Поэтому дошкольники не могут воспользоваться этими нормами в ситуациях, требующих нравственного выбора. Так, например, если воспитатель говорит детям: «Будьте хорошими друзьями», они в лучшем случае запомнят указание, но воспользоваться, ею не смогут. Чтобы развивать у ребенка уверенность в значимости положительных поступков и способствовать выводу о том, что она «будет делать хорошо», необходимые условия, когда ребенок занимает позицию «Я сам» (он сам оценивает описываемую ситуацию, поступок персонажа в ней решает, как она сама действовать в подобных случаях).


Такая позиция имеет огромное значение в воспитании дошкольника:

  1. она отвечает стремлению ребенка к самостоятельности;
  2. делает ее субъектом деятельности и выбора поступка, соответствует сложившемуся у него представлению о хорошем и плохом;
  3. такая позиция влияет на развитие самооценки, самоконтроля и других качеств, формирующих самостоятельность [6].

Как в воспитанные детей достичь такого состояния, когда они сами в повседневной жизни, в ситуациях, включают в себя нравственное содержание, делали морально-ценностный выбор поступка и проявляли волевое усилие для его осуществления?

Такой результат возможен при условии, если ребенок:

  1. имеет достаточно знаний о поступках, соответствующие нормам морали;
  2. осознает их значимость в регуляции своего поведения;
  3. проявляет знания не формально, делает морально-ценные поступки и воздерживается от негативных проявлений на основе нравственных чувств, возникающих (сочувствие, сопереживание, отзывчивости, справедливости и др.)
  4. проявляет достаточно волевых усилий в ситуации, требующей нравственного выбора, реализуя позицию «Я сам»;
  5. систематически включается в разнообразную деятельность, позволяет накапливать практический опыт использования нравственных норм.

Успешное решение этой задачи, возможно, на наличии условий:

Моральные нормы должны быть поданы детям в виде доступных им нравственных правил. Наиболее ярко они иллюстрируются в художественной литературе в форме положительных или отрицательных поступков, вызывающих у детей нравственные чувства, побуждая их соблюдать положительных образцов, быть похожими на положительных героев и воздерживаться от негативных поступков [4].

Для исключения формализма в знаниях о морали, необходимо привлекать детей к разнообразной деятельности, что позволяет использовать моральные нормы как средства регуляции отношение к различным сторонам окружающего мира, а также переводить «известные нормы» в «реально действующие» [1].

Организуя деятельность детей, необходимо определить ее объем, наличие трудностей, преодоление которых вправляет дошкольников в проявлении морально-волевых качеств и способствует успеху.

Важным является использование дифференцированных оценок, проявления внимания к недостаткам в результатах деятельности детей, к «ситуаций неуспеха». Причем не следует допускать снижения их интереса к деятельности. «Ситуацию неуспеха» рассматривают как первый шаг на пути к успеху, потому что он побуждает к поиску ошибок, их причин и способов исправления.