Файл: «Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций».pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Иностранные инвестиции в предпринимательскую деятельность: общеправовое регулирование
1.1 Понятие иностранного инвестора и иностранных инвестиций
1.2. Режим иностранного инвестирования в предпринимательскую деятельность
2.1. Иностранный инвестор в правовой системе предпринимательства (вопросы регулирования)
Если обратиться к немногочисленной судебной практике, то можно сделать вывод, что суды встают на защиту регистрируемого юридического лица с иностранным участием, если регистрирующий орган требует дополнительные документы (например, отчет об оценке стоимости вклада в уставный капитал или другие документы). Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных законом.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2017), изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.[7]
А.А. Лукшин предлагает остановится на основных положениях нормативных актов, устанавливающих такие ограничения:
1) Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ (в ред. от 16.11.2017) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» применяется к отношениям, которые связаны с осуществлением иностранными инвесторами инвестиций в форме приобретения акций хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, и с совершением иных сделок, влекущих установление контроля иностранного инвестора над такими хозяйственными обществами, и которые возникли после дня вступления в силу этого Закона. Закон установил перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, который является закрытым и состоит из 42 наименований, например:[8]
деятельность, связанная с ядерными установками, ядерными материалами и радиоактивными веществами;
деятельность по производству оружия, патронов и составных частей к ним, боеприпасов, взрывчатых материалов промышленного назначения;
• деятельность по обеспечению авиационной и космической безопасности;
• деятельность по теле- и радиовещанию на территории, где население составляет половину и более численности субъекта Российской Федерации;
• деятельность по обеспечению телефонной связи;
• геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, добыча водных биологических ресурсов.
Для такого рода сделок Закон устанавливает специальный порядок их совершения: иностранный инвестор либо входящее в группу лиц юридическое
или физическое лицо, которые намереваются совершить сделку, обязано подать в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС) ходатайство о предварительном согласовании такой сделки. ФАС РФ, в свою очередь, обязана получить заключения от Минобороны и ФСБ РФ, а в определенных случаях - заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. ФАС РФ направляет в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее - Правительственная комиссия) указанные заключения, ходатайство и полученные в результате проведения проверок материалы, а также свои предложения относительно решения о предварительном согласовании сделки либо об отказе в таком согласовании. Срок рассмотрения ходатайства ФАС РФ и Правительственной комиссией не может превышать 3 месяца со дня регистрации ходатайства в ФАС до дня предварительного согласования сделки либо отказа в согласовании. В исключительных случаях срок рассмотрения ходатайства по решению Правительственной комиссии может быть продлен на 3 месяца. Если сделки совершаются с нарушением указанного порядка, они являются ничтожными.[9]
2) Ограничения для иностранных инвесторов действуют также на финансовых рынках. Обратимся к страховому рынку. Органом страхового надзора теперь является Банк России. Нужно отметить, что с 21 января 2017 года существенно изменится правовой режим деятельности страховых организаций, в том числе и с иностранным участием.
Рассмотрим, какие ограничительные требования теперь содержатся в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 23.07.2018). В измененном законе сокращен перечень запретов на осуществление отдельных видов страхования дочерними обществами иностранных инвесторов, а также страховыми организациями, имеющими долю
иностранных инвесторов более 49% в своем уставном капитале. При этом в отличие от действующего законодательства количество запретов будет зависеть от степени иностранного участия. Дифференциация запретов в зависимости от степени иностранного участия будет ограничена по времени. С 22 августа 2017 г. для всех иностранных организаций с иностранным участием будет установлен единый перечень запретов.
Н.Ю. Круглова указывает, что ограничения устанавливаются в отношении следующих субъектов:
дочерние общества иностранных инвесторов;
организации, имеющие долю иностранного инвестора в уставном капитале более 49%, но не более 51%;
организации, имеющие долю иностранного инвестора в уставном капитале более 51 %.[10]
Данным организациям запрещено осуществлять отдельные виды страхования. Например, страхование жизни в настоящий момент не разрешается осуществлять всем страховым организациям с иностранным участием. В измененной редакции Закона данный запрет не распространяется на организации, доля иностранного инвестора в уставном капитале которых более 49%, но не более 51%, а с 22.08.2017 отменяется и в отношении всех остальных категорий страховых организаций с иностранным участием.
В соответствии с измененным порядком дочерним обществам иностранных инвесторов и организациям, имеющим значительную долю (более 49%) иностранных инвесторов в уставном капитале, не нужно будет получать предварительное разрешение на открытие филиалов и участие в дочерних страховых организациях.
3) В банковской сфере Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 23.07.2018) «О банках и банковской деятельности» предусмотрен
механизм установления размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе РФ. Квота должна устанавливаться федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. При достижении установленной квоты Банк России обязан прекратить выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков. Кроме того, Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение такой квоты. В настоящее время квота участия иностранного капитала в банковской системе РФ не установлена и нет информации о проекте данного документа.[11]
Таким образом, можно сделать вывод, что в тех сферах, где в настоящий момент закреплены жесткие ограничения для иностранных инвесторов, наблюдается тенденция либерализации регулирования. Специальные нормы, которые сейчас действуют для иностранных организаций на рынке ценных бумаг, также подтверждает эту тенденцию. Главным мотивом либерализации является создание инвестиционно привлекательного российского рынка ценных бумаг в соответствии с Поручением Президента РФ от 28 октября 2017 г. по созданию и развитию Международного финансового центра в РФ. Будем надеяться, что создание благоприятных условий для деятельности иностранных инвесторов на территории России будет продолжаться.
2. Правовое регулирование основных направлений иностранного инвестирования в сферу предпринимательства
2.1. Иностранный инвестор в правовой системе предпринимательства (вопросы регулирования)
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов установлен Законом об иностранных инвестициях. Согласно статье 4 Закона об иностранных инвестициях правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями ограничительного и стимулирующего характера, устанавливаемыми федеральными законами. Изъятия по даннм А.С. Бышок ограничительного характера могут быть установлены только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот устанавливаются в интересах социально-экономического развития Российской Федерации.[12]
В международных документах, относящихся к режиму иностранной инвестиционной деятельности, говорится, что равный режим для инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними служат условиями для создания благоприятного инвестиционного климата, а правовой режим определяется как справедливый и равноправный. Руководство МБРР под "справедливым" понимает режим не менее благоприятный, чем предоставляемый государством национальным инвесторам в аналогичных обстоятельствах. Это относится, прежде всего, к защите права собственности инвесторов, контролю и извлечению материальной выгоды, выдаче разрешения на наем рабочей силы, лицензированию экспорта, импорта и другим юридическим аспектам. В то же время в отношении других вопросов, не относящихся к национальным инвесторам, режим, определяемый в законодательстве государства, а также отдельные правила регулирования не должны носить дискриминационный характер для иностранных инвесторов из разных государств, т.е. не должны применяться с учетом их национальной (государственной) принадлежности.
Руководство МБРР не исключает установление изъятий ограничительного характера для иностранных инвесторов или установление специального лицензирования. Все зависит от того, насколько широким окажется перечень отраслей, включенных в этот список. Общепризнанно, что государственный контроль осуществляется в области добычи полезных ископаемых и разработки недр.[13]
Немаловажным с точки зрения Т.М. Голубевой практической деятельности является выбор организационно-правовой формы деятельности иностранного инвестора на территории Российской Федерации. Среди наиболее распространенных форм экономической деятельности иностранных лиц выделяются дочерняя организация и зависимое общество. Они не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях (п. 4). Однако при осуществлении реинвестирования (п. 4 ст. 4) иностранный инвестор и коммерческая организация с иностранными инвестициями, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли в уставном капитале, а также в некоторых других случаях пользуются ими в полном объеме. Пункт 5 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях предусматривает для российской коммерческой организации приобретение статуса организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора и утрату этого статуса со дня его выхода. С этого дня указанная коммерческая организация также утрачивает правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Законом об иностранных инвестициях. Из организационно-правовых форм, которые по российскому законодательству не обладают правами юридического лица, чаще всего используется представительство. Иностранный инвестор может осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации посредством создания филиала. Такой филиал выполняет часть или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного лица, при условии что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер, и головная организация непосредственно несет имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности обязательствам (п. 3 ст. 4). Согласно пункту 4 ст. 22 Закона об иностранных инвестициях филиал иностранного юридического лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации со дня его аккредитации и до момента лишения аккредитации. Правоспособность филиала не ограничивается представительскими функциями, а зависит от усмотрения юридического лица. Филиал осуществляет все функции или часть функций создавшего его юридического лица в отличие от представительства, которое представляет и защищает интересы юридического лица (п. п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ). Вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации, является прямой иностранной инвестицией (ст. 2 Закона об иностранных инвестициях).[14]