Файл: Авторское право (Международно-правовые аспекты защиты объектов авторского права).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические понятия авторского права
1.1 Международно-правовые аспекты защиты объектов авторского права
1.2 Особенности функционирования авторского права в Российской Федерации
1.3 Способы нарушения авторских прав
1.4 Методы правовой защиты интеллектуальной защиты ответственности в РФ
Глава 2. Особенности защиты авторских прав в сети интернет
2.1 Защита авторских прав в сети интернет
2.2 Способы борьбы с нарушениями авторских прав в сети Интернет
2.3 Блокировка пиратского контента
Не смотря на то, что социальная сеть пыталась оправдать себя в том, что пользователи сами закачивают нелегальный контент и за них они не несут ответственность. Но социальная сеть, создавая возможность на своих просторах распространять аудиозаписи, обязана контролировать правомерность этого процесса и пресекать попытки загрузки пиратского контента. Но подобный контроль не входит в интересы социальных сетей, поскольку, в таком случае спрос пользователей будет сокращен. Социальная сеть могла и должна была пресечь действия пользователей по загрузке нелегального контента, поэтмоу и поплатилась взысканием компенсации в пользу Gala Records целых 3 раза.
Нельзя не заметить, что на данный момент в социальной сети «ВКонтакте» проходит масштабная политика по сокращению нелегального контента. Скорее всего, именно судебные разбирательства повлияли на это. Совсем недавно компания «Амедиа» выступила в Мосгорсуде с требованием о блокировке некоторой части сайта LostFilm в связи с тем, что на этом сайте распространяются зарубежные сериалы с любительской озвучкой, право транслировать которые в России принадлежит компании «Амедиа». И Мосгорсуд действительно заблокировал доступ к этим сериалам в российском Интернете. Безусловно, компания «Амедия» теряет значительную прибыль изза свободного доступа к этим популярным сериалам в озвучке LostFilm в Интернете. Но LostFilm гораздо популярнее среди поклонников сериалов. Они сами озвучивают и предоставляют зрителям бесплатный доступ к сериалам, не имея при этом никакой прибыли, кроме спонсорской поддержки и некоторого количества рекламы на их сайте.
Но российский зритель в праве сам выбирать, в какой озвучке посмотреть тот или иной сериал. И почему LostFilm не может озвучивать зарубежные сериалы, ведь можно сказать, что эта его деятельность является некоммерческой, а «Амедиа» сама эти сериалы не снимает, но озвучивает их исключительно в коммерческих целях. Также, Интернет является не только сферой масштабного нарушения авторского права, с помощью него можно узнать, что твои авторские права были нарушены в принципе. Как, например, произошло с одним из преподавателей нашего университета – доцентом кафедры источниковедения истории России, кандидатом исторических наук Н. Г. Рогулиным. Проректор Полярной академии С. В. Литвиненко в своей докторской диссертации скопировал работу Н. Г. Рогулина, который увидел её на просторах Интернета.
Благодаря младшему научному сотруднику кафедры гражданского права СПбГУ Д. Н. Салмину и ведущему юристу Юридической конторы Гессена Г. С. Мелкову, аспиранту кафедры гражданского процесса СПбГУ, Рогулину удалось защитить свое авторское право и С. В. Литвиненко был обязан оплатить ему компенсацию. Данный пример подтверждает то, что Интернет охватывает практически все сферы нашей жизнедеятельности, процесс развития цифрового обеспечения приводит к тому, что вся информация так или иначе проходит через Интернет.
2.2 Способы борьбы с нарушениями авторских прав в сети Интернет
Безусловно, когда существует проблема, с ней нужно бороться. А проблема распространения нелегальных файлов достаточно широка. И я могу предложить несколько способов для решения данной проблемы.
- Правовые способы. В первую очередь, конечно же, это доработка законодательства с учетом мнения общества и, самое главное, мнения Интернет ориентированных компаний ( ВКонтакте, Яндекс, майл.ру и т.д.). Я считаю, что идеальным примером является закон США Digital Millennium Copyright Act, который переводится, как Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху.
- Информационно-технологические способы. Я считаю, что нужно популяризировать такие сайты, на которых пользователь вполне легально может просматривать фильмы и прослушивать музыку за определенную абонентскую плату. А эти сайты уже отдают должное правообладателям. Опять же, к примеру, в США данный вид пользования довольно популярен, что так же сказывается на меньшем количестве пользования «пиратскими» файлами.
- Организационные способы. Администраторы социальных сетей должны доступно и в полной мере информировать своих пользователей в правовым смысле. Так же, что бы не ущемлять свои авторские права, вы должны быть предельно внимательны, когда регистрируетесь в какой-то определенной социальной сети и обязательно прочитать правила пользования. Например, Instagram получает от вас разрешение на использование ваших фотографий, в том числе вне сервиса.
- Воспитательные способы. Для того, чтобы уменьшить уровень нелегализованного пользования коннектом, необходимо развивать правовую культуру и правосознание с раннего возраста. Ведь человек, уважающий закон будет придерживаться правомерного поведения. Для этого можно воздействовать на людей с помощью СМИ (различных реклам в пользу правомерного пользования Интернетом), или, допустим, ввести в школах урок правовой культуры, чтобы у детей было сформировано хорошее правосознание.
- Международные способы. На самом деле, сфера Интернет, а тем более социальные сети плохо регулируемы. В правоохранительных органах не существует специализированного отделения по борьбе с преступностью в данной сфере. Поэтому развитие структуры в правоохранительных органах, а так же создание такой организации, которая смогла бы регулировать данный вопрос по всему миру и искать способы борьбы с этой проблемой, значительно помогло бы в устранении правонарушений в этой области. Но, с другой стороны, если всё-таки в результате противодействия проблеме доступ к нелегальным файлам будет закрыт, то это, конечно же приведет к повышению уровня дохода правообладателей, но возможна такая ситуация, что культурное развитие населения будет регрессировать в связи с невозможностью некоторых просвещаться в культурном плане из-за материальных соображений. Возможно с помощью государства, а особенно нашего, которое согласно Конституции РФ является социальным, оставить свободный и бесплатный доступ к тем файлам, которые представляют собой особое значение для культурного развития населения, чтобы все смогли ознакомиться с ними абсолютно легально.
Можно сделать вывод, что авторские правоотношения и правонарушения в сети Интернет распространяются и развиваются в ускоренном темпе. Необходимо, особенно в правовом государстве, чтобы этих правонарушений становилось гораздо меньше, поэтому с ними нужно бороться всеми возможными способами, в особенности совершенствованием законодательной базы, которая бы регулировала авторские правоотношения в сети Интернет, так же пресечением самих причин возникновения подобного рода правонарушений. Интернет – теперь неотъемлемая сфера нашей жизни, и мы должны действовать в ней точно так же, как действовали бы и в реальной жизни. Нам необходимо осознавать то, что каждое произведение (аудио, видео, текстуальное и иное) является результатом чьей-то интеллектуальной деятельности, которая заслуживает должного отношения к ней. Если не придавать значения пиратству на просторах сети Интернет и не бороться с ним, то это может привести к невозможности распространения продукта интеллектуальной деятельности на отечественном и зарубежном рынке, а так же к прекращению инвестирования с целью поощрения создания новых работ.
В результате чего перестанут появляться новые произведения, и процесс развития искусства, каких-то творческих работ и иных резутатов интеллектуальной деятельности будет прекращаться. Нельзя допустить, чтобы институт интеллектуальной деятельности прекратил свое существование, поэтому нам необходимо уже на ранних этапах решать быстро развивающуюся проблему нарушения авторских прав в сети Интернет.
2.3 Блокировка пиратского контента
В современных реалиях проблема плагиата произведений различного характера стоит довольно остро. В СМИ периодически появляются сообщения о спорах, возникших на основе нарушения авторского права. В Конституции Российской Федерации прямо говорится, что «интеллектуальная деятельность охраняется законом». Постановка задачи. Попробуем разобраться, что же мешает грамотному функционированию законов об авторском праве, какие изменения могли бы улучшить систему и что могут сделать простые граждане для поддержания законного существования своего творчества. Если углубиться в историю Российского законодательства, можно заметить, что Закон «Об авторском праве и смежных правах» был принят в 1993 году, что по меркам существования авторского права в мире совсем малый срок. За это время могла не до конца сформироваться система управления авторскими правами, санкции при их нарушении [25]. Остаётся под вопросом мера допустимого использования авторского объекта в качестве исходника для собственных наработок, отдельных фрагментов, создания аналогии с уже существующим, законно признанным творением. Кроме того, интернет расширяет рамки доступа пользователей к произведению автора, при этом граница дозволенных действий остаётся размытой [7]. Одной из главных особенностей произведения является его оригинальность. Но что именно подразумевается под этим словом в контексте авторства? Важно отделить патентное право, в котором действует принцип новизны. Он подразумевает наличие абсолютно новых характеристик, не присущих аналогичным объектам ранее, либо изобретение совершенно нового объекта. В то же время принцип оригинальности ставит на главенствующую позицию уникальность подачи объекта. Говоря обобщённо, манера создания произведения отличает одно от другого. Выясняется оригинальность путём сравнения с остальными произведениями [10, c.50]. Так как работа посвящена нарушению авторских прав, дадим определение основного понятия.
Нарушением авторских прав признается использование произведений науки, искусства, литературы, которые охраняются законодательством, без согласия автора или правообладателей либо с нарушением условий договора об использовании результатов интеллектуальной деятельности. Происходит несанкционированное распространение материалов различной направленности, от музыкальных произведений до программного обеспечения. Создание контрафактных копий, их передача кому-либо или перепродажа другим лицам – основные виды нарушений. Очевидно, что все они направлены на получение прибыли за счёт кражи интеллектуальной собственности граждан [16].
Разберём ответственность, наступающую за нарушение авторских прав. Насчитывается три вида санкций, применяемых для нарушителей данного вида прав. Их выбор осуществляется в зависимости от сущности правонарушения, последствий. Первый вид – гражданско-правовая ответственность. Нарушения здесь регулируются согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Гражданско-правовая ответственность нацелена на восстановление потерь автора в результате нарушения. Она наступает исключительно по претензии автора или правообладателя и действует в целях защиты его частных интересов. Второй вид ответственности – административная. Она наступает за нарушение авторских прав, предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Наказуемо незаконное использование произведений, если информация об авторе искажена, ложна или объект интеллектуальной деятельности является контрафактным; выставление произведений с целью получения дохода. Полагается административный штраф в размере от 1500 до 45000 рублей с изъятием контрафактных изделий. И самое строгое из предусмотренных наказаний – уголовная ответственность. Уголовная ответственность грозит за плагиат, наносящий ущерб автору. Обязательные работы, штраф или исправительные работы сроком до года назначаются за нарушение неимущественного права автора на имя: правонарушитель выдаёт чужое произведение за своё или не указывает соавтора.
Незаконное использование произведений автора используется непосредственно для получения прибыли в крупных и особо крупных размерах. Самое строгое наказание за данное деяние – лишение свободы сроком до 6 лет. В судебной практике не редки случаи, когда правообладатель требует уголовной ответственности для нарушителя, а затем обращается за взысканием компенсации, что относится к гражданско-правовой ответственности. Рассмотрим тему, касающуюся каждого пользователя интернета. Как же в данной сфере проходит регулировка и соблюдение авторских прав? Можно долго рассуждать на тему того, сколько времени проводят в сети люди, как это влияет на всех, но всё же не это нам нужно. В сеть «залито» огромное количество произведений, защищённых авторским правом. В данное время по статистическим данным количественная характеристика материалов в сети неуклонно растёт, а их разнообразие остаётся на прежнем уровне. Отсюда следует логический вывод, что одна и та же информация перетекает с одного сайта на другой (порой в абсолютно таком же виде, форме, записи).
Перенимая информацию с какого-либо ресурса, обладатель другого ресурса может неосознанно нарушать нормы авторского права. Кто-то, наоборот, делает это специально. То есть информация для нашего с вами пользования множится с нарушением прав авторов, причём ее качество оставляет желать лучшего [26] . Защита авторских прав в интернете с 1 мая 2015 г. стала проводиться на основе Федерального закона от 12.03.2014 35-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». В повседневной жизни его сокращённо называют антипиратским законом. Данный закон расширил поле действия, взяв под контроль все объекты авторских и смежных прав. Исключением стали фотографии.
Принятие Федерального закона сразу же вызвало ряд негативных оценок, что объясняется, прежде всего, тем, что так называемый «информационный посредник» – лицо несколько размытое. Так, статья 1253.1, что вошла после поправок в ГК РФ, гласит: «Лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, – информационный посредник – несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационнотелекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом» [20].
Таким образом, этим лицом, нарушающим право на материалы, может стать случайный человек, вплоть до создателя поисковых сервисов. Еще одна немаловажная проблема, возникающая на стыке интересов правообладателей и пользователей сети – это неоправданное применение закона во всевозможных сферах: ‒ использование IP-блокировки интернет-ресурсов путем создания страницы в сети с «пиратским» содержимым с абсолютно совпадающим IPадресом; ‒ и, соответственно, размещение ссылок на «пиратский» контент на сайте порядочного обладателя.
Кроме того, отсутствует регулировка исполнения закона по отношению к фотографиям, товарным знакам. Как же быть обладателям авторских прав на указанные категории произведений? Получается, любой случайный человек может беспрепятственно использовать результаты интеллектуальной деятельности? Остается надеяться, что данные аспекты в ближайшее время примут к рассмотрению [19] .