Файл: Ценовые войны в теории и на практике (Демпинг, антидемпинговая политика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако это предположение отнюдь не бесспорно. Максимизация общей (совокупной) прибыли олигополии (дуополии), весьма проблематична даже при наличии сговора. Тем более она маловероятна в его отсутствии, когда предприятия действуют на свой страх и риск. Ведь для максимизации общей прибыли продавцы должны иметь представление о кривой рыночного спроса и кривых затрат (которые в действительности не являются нулевыми) друг друга. Иметь одинаковые представления о них при отсутствии сговора вряд ли возможно. Кроме того, как и модель Курно, модель Чемберлина закрыта в том смысле, что она не учитывает возможности входа в отрасль других продавцов. А ведь монопольная цена в дуополии Чемберлина является отличной приманкой для вторжения на ее рынок предприятий-новичков, а тогда равновесие в модели Чемберлина окажется нестабильным.

Если вход в отрасль свободен, необходимы дополнительные предпосылки относительно поведения (и взаимоотношений) изначально укоренившихся в отрасли дуополистов и новичков. [4, с. 115]

МОДЕЛЬ ШТАКЕЛЬБЕРГА

Модель Штакельберга — теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работе Marktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в 1934 г.

В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее. Отрасль производит однородный товар: отличия продукции разных фирм пренебрежимо малы, а значит, покупатель при выборе, у какой фирмы покупать, ориентируется только на цену.

Основные предпосылки:

  1. В отрасли действует небольшое число фирм.
  2. Фирмы устанавливают количество производимой продукции, а цена на неё определяется исходя из спроса.
  3. Существует так называемая фирма-лидер, на объём производства которой ориентируются остальные фирмы.

Пусть одна из фирм принимает решение (по-прежнему это решение относительно объема выпуска) первой, т.е. является лидером (leader). Вторая фирма действует как последователь (follower). Обратная функция спроса в такой системе имеет вид

P = a – b(q1 + q2). (18)

Пусть суммарные издержки производства каждой фирмы определяются так:


TC1 = F1 + c1q1, (19)

TC2 = F2 + c2q2. (20)

Прибыль фирм описывается выражениями

Π1 = (a – b (q1 + q2) – c1)q1 – F1, (21)

Π2 = (a – b(q1* + q2) – c2)q2 – F2, (22)

где q1* - решение фирмы 1, которое для фирмы 2 является исходной информацией.

Предполагая, что каждая фирма максимизирует прибыль, можно получить следующие результаты:

  • решение лидера

  • решение последователя

Если предположить, что

c1 = c2 = c, (25)

то решение участников принимают вид:

Таким образом, в этом случае фирма-лидер контролирует в 2 раза большую часть рынка, чем фирма-последователь, и, соответственно, получает в два раза большую прибыль.

Рассмотрим, как выглядят основные выводы модели Штакельберга для рынка, на котором действуют n последователей и один лидер, т.е. всего n + 1 фирма.

В этих условиях фирмы принимают следующие решения:

  • решение фирмы-лидера ql:
  • решение фирм-последователей qf:

Здесь cf и cl – удельные затраты лидера и последователей соответственно.

Суммарный объем продукции, предлагаемый на рынке, составляет:

Цена, складывающаяся на рынке, равна:

Очевидно, что с ростом числа последователей (n) и разницы между издержками на производство единицы продукции лидером и последователями увеличивается объем выпуска у лидера и сокращается объем выпуска у каждого последователя.

В модели Курно суммарный выпуск для такой же функции спроса будет ниже, а цена соответственно выше, следовательно, на уровне теоретических рассуждений можно предположить, что для общества в отраслях, где сложилась олигополия, выгодно выделение фирмы-лидера, обладающего значительной рыночной властью, так как существование примерно одинаковых по размерам и рыночной власти фирм (что предполагается в модели Курно) ведет к росту цены и сокращению выпуска. [4, с. 117]

2. Ценовая политика олигополий

2.1. Демпинг, антидемпинговая политика

Демпинг (англ. Dumping - сброс) - осуществляемый для вытеснения конкурентов и захвата внешних рынков сбыта вывоз товаров из страны по более низким ценам, чем цены внутри страны или на мировом рынке. Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортёра или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.


Сегодня во всех иностранных государствах имеют место два главных вида демпинга:

1. Ценовой демпинг - или продажа на экспортном рынке товара, по цене, которая ниже его цены на национальном рынке.

2. Стоимостный демпинг - продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости. Тем не менее, следует также выделить третий тип демпинга.

В коммерческой практике демпинг существует в разных видах:

Спорадический демпинг – редкая реализация излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Имеет место в случаях, когда внутренние объемы производства товара превышают объем внутреннего рынка и перед компанией появляется вопрос - либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

Преднамеренный демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости.

Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

Взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран. [5, с. 87]

Еще одним видом демпинга является «валютный демпинг», который представляет собой экспорт товаров по ценам ниже цен конкурентов в результате использования экспортером дополнительной прибыли, получаемой от обесценения валюты в силу ее девальвации, то есть падения курса валюты данной страны по отношению к валютам других стран.

Механизм действия валютного демпинга заключается в том, что в начале обесценения валюты данной страны, последовавшего в результате девальвации, внутренняя покупательная способность такой валюты выше, чем на внешних рынках. В течение некоторого периода производственные и торговые предприятия продолжают платить за местное сырье, топливо, энергию, рабочую силу и т. п. прежним количеством номинально неизменных денежных единиц. В то же время при экспорте готовой продукции фирмы получают в переводе на национальную валюту настолько более высокие цены, насколько упал курс национальной валюты по отношению к иностранной валюте. Экспортирующие фирмы могут продавать свои изделия на внешних рынках за счет сокращения дополнительной прибыли по ценам, более низким, чем до обесценения валюты, и таким образом расширять сбыт за границей.


Валютный демпинг не имеет места в следующих случаях: во-первых, когда девальвация валюты произошла в одинаковом размере, как в стране-экспортере, так и в стране-импортере; во-вторых, когда цены на внутреннем рынке страны повышаются в таком же размере, в каком обесценилась валюта данной страны по отношению к иностранной валюте. Главным стимулом для форсирования экспорта является дополнительная прибыль, получаемая экспортерами товаров за счет разрыва между курсом национальной валюты по отношению к валютам других стран и покупательной силой денег внутри данной страны. [10]

Вне зависимости от конкурентной формы его проявления демпинг создает негативные последствия как для государства экспортера (налогоплательщики - граждане этого государства, в конечном счете, несут на себе все расходы, связанные с демпинговым экспортом), так и для государства импортера (общее ухудшение положения отрасли экономики, наступающее вследствие демпингового импорта, что выражается, в частности, в сокращении объема производства или непосредственно конкурирующего товара, снижении рентабельности производства такого товара, негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и другие показатели). Для международной торговли в целом демпинг опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и создает атмосферу торговой войны. [5, с. 94]

Антидемпинговая политика - это политика в отношении фирм, экспортирующих на российский рынок определенные виды товаров по заниженным ценам и пользующихся при этом государственной поддержкой, включающей прямые экспортные надбавки (например, экспорт сельскохозяйственной продукции из стран ЕС и США). Действующий таким образом механизм демпинговых цен исключает добросовестную конкуренцию на соответствующих рынках России в ущерб отечественным производителям аналогичной продукции.

Эффект демпинга проявляется на рынке страны-импортера при более низком уровне цен экспортных товаров по сравнению с ценами внутренних товаропроизводителей. За критерий демпинга могут приниматься наиболее высокая цена экспорта в «третьи страны» или мировые цены.

Антидемпинговая политика ведет к созданию и поддержанию высоких цен национальных товаропроизводителей на внутреннем рынке, является экономическим инструментом сохранения высокой эффективности национального производства, ведет к повышению мировых цен, а также к подавлению внешних конкурентов на внутреннем рынке. Поскольку в экономически развитых странах уровень внутренних цен выше экспортных, антидемпинговая политика, заключается в их установлении и поддержании. Так, антидемпинговая политика в странах Европейского сообщества направлена на установление единых цен на внутреннем рынке, которые по ряду товаров превышают мировые.


Экономическое ограничение импорта с целью защиты национальных товаропроизводителей, сохранение их доходов и рабочих мест - такова цель антидемпинговой политики. В соответствии с антимонопольным законодательством она предполагает введение страной, импортирующей товар, так называемой антидемпинговой пошлины сверх ее обычных размеров в соответствии с критерием демпинга. Антидемпинговая политика может проводиться за счет изменения валютных курсов. Она заключается в повышении внутреннего курса валюты страны-экспортера или девальвации собственной валюты до уровня, делающего импорт экономически невыгодным, что снижает эффективность импорта.

В полном противоречии с идеологией «свободного рынка» антидемпинговой политики ведет к ограничению свободной торговли и международной конкуренции, способствует возникновению торговых войн. Одновременно она противостоит и интересам потребителей импортируемых товаров, которые вынуждены приобретать товары национальных товаропроизводителей по более высоким ценам.

В случае избыточного производства продукта национальными товаропроизводителями осуществляется государственное субсидирование экспорта, снижаются экспортные пошлины, вводятся прямые доплаты национальным товаропроизводителям вместо экспортных субсидий (скрытая форма субсидирования экспорта).

Противодействие антидемпинговой политики чаще всего заключается в принятии ответных мер на рынках других товаров, компенсирующих потери национальной экономики и национальных товаропроизводителей. [7]

2.2. Практические примеры ценовых войн

В наиболее общем представлении под ценовой войной следует понимать поступательное и зачастую резкое снижение цены конкурентами на товары, работы и услуги, реализуемые на однородном рынке. Очень часто такое снижение цен осуществляется посредством предоставления дилерам и потребителям различного рода скидок. Такого рода войны можно считать базовыми или основными. [7]

Рынок операторов сотовой связи.

Когда говорится о ценовой войне, это означает, что кто-то из игроков на рынке продает товар по стоимости производителя или даже меньшей цене.

Например, компания Nokia продает Nokia X3 своему партнеру за 8020 рублей, а в рознице он стоит 7890 рублей, Nokia 2700 в опте - 3340 рублей, а в рознице - 3000 рублей. Не обязательно, что такие цены должны быть на территории всей страны, обязательное условие ценовой войны - чтобы низкие цены наблюдались у значимых игроков, занимающих значительную часть рынка и оказывающих влияние на него. Не рассматриваюся дополнительные расходы на доставку товара до регионов, хранение, зарплату офиса и продавцов, аренду точек продаж и так далее.