Файл: Ценовые войны в теории и на практике (Демпинг, антидемпинговая политика).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
Введение
Все рыночные структуры можно разделить на монополии и олигополии. В оригинальном виде монополии остались лишь в некоторых отраслях экономики. Самой распространенной формой современной рыночной структуры является олигополия.
В актуальной экономической теории присутствует несколько позиций о месте, роли и экономической эффективности олигополии. Традиционная точка опирается на то, что в связи с наличием препятствий для присутствия в отрасли новых фирм ограничение выпуска происходит ранее, чем достижение наименьших издержек на единицу продукции и соответствующей рыночной цены. В результате благоприятным исходом является максимизация экономической прибыли.
На эту точку зрения существует другое мнение в концепции Шумптера-Гэлбрейта. Согласно его теории большие олигополистические предприятия с рыночной властью существуют для увеличения скорости темпов НТП (научно-технического прогресса). Следует сделать заключение, что приведенные точки зрения правомерны и занимают определенную нишу в реальной экономике, что объясняется многогранностью сложных экономических процессов, в том числе ускоряющих научно-технический прогресс.
В следствие этого, актуальность темы работы не вызывает сомнений. [1, с. 300].
Цель курсовой работы заключается в освещении традиционных вопросов, связанных с олигополией, а также в формировании позиции олигополии в современной экономике.
Для достижения поставленной цели работы необходимо сформулировать и постепенно определить ряд взаимосвязанных задач.
Задачами работы является:
- определение сущности и условий олигополии;
- формирование некорпоративного поведения при олигополии;
- Рассмотрение демпинга и антидемпинговой политики;
- Практические примеры ценовых войн (предприятие, отрасль): причины, механизмы и последствия;
- Результат осуществления ценовых войн на рынке банковских услуг. Стратегии следования за лидером как альтернативный вариант поведения.
При работе использовалисьисточники литературы отечественных и зарубежных авторов.
1. Олигополия на рынке
1.1 Сущность и условия олигополий
Определенную роль среди рыночных структур в современной экономике играет олигополия или структура, определяемая присутствием на рынке ряда продавцов. Можно отнести к олигополистическим структурам только те рынки, на которых присутствует от 2 до 24 продавцов.
По присутствию продавцов на каждом рынке олигополии классифицируются на "плотные" и "разряженные" олигополии. К "плотным" олигополиям принадлежат отраслевые структуры, которые на рынке имеют от 2 до 8 продавцами. Структуры рынка, которые имеют более 8 хозяйственных субъектов классифицируются как разряженные монополии. Такая классификация может различно рассматривать мотивы предприятий в условиях "плотной" и "разряженной" олигополии. В первом случае из-за урезанного количества продавцов имеют место разные сговоры в отношении известной роли на рынке, тогда как во втором случае это уже не представляется доступным. [1, с. 323]
Исходя из критерия характера доступной продукции, олигополии можно классифицировать на ординарные и дифференцированные.
Ординарная олигополия имеет связь с производством и возможностью предложить стандартные продукты. Почти все стандартные продукты производятся условиях олигополии - это сталь, цветные металлы, строительные материалы и т.п.
Дифференцированные олигополии существуют в условиях выпуска различного ассортимента однообразных продуктов, то есть в тех отраслях, в которых можно расширить производство необходимых товаров и услуг. Уровень плотности олигополической структуры рынка определяется составом форм в различных сферах и их долей в общих продажах сферы в рамках национальной экономики. Поэтому, изменяя состав предприятий, можно определить степень концентрации производства, а, следовательно, и предложения в рассматриваемой отрасли общественного производства.
В то же время следует заметить, что было бы глупым определяться только размерами национальной экономики. Олигополистические структуры могут существовать как на региональном, так и на муниципальном уровнях хозяйствования. К примеру, в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольших городов) также формируются олигополистические структуры, также как и на региональном уровне в области предложения, например, кирпича. Однако на любом рассматриваемом уровне олигополии, нужно помнить следующие моменты: межотраслевую конкуренцию и импорт продукции. Сила олигополии снижается при возникновении предложения продуктов организаций прочих отраслей, которые имеют идентичные потребительские свойства с продукцией олигополистов (к примеру, электроэнергия, газ, алюминий, медь).
Снижение роли олигополии происходит и при импорте идентичных товаров а так же их заменителей из-за рубежа. Эти причины решают позиции более конкурентных структур с роли чисто отраслевыми рыночными структурами. Формирование традиционной тенденции существования олигополии происходит благодаря рыночной конкуренции, которая уверенно убирает из рынка мелкие предприятия разыми способами: банкротство, опоглощение, слияние. Банкротство вызывается при малой деятельности руководства компании или при активной деятельности конкурирующих фирм, которые нацелены на уничтожение определенных фирм.
Поглощение производится с помощью финансовых операций, целью которых ставится захват части или всего предприятия, с другой стороны может быть проведена процедура поглощения с помощью скупки контрольного пакета акций или большей части капитала предприятия. Это взаимодействие сильных и слабых конкурентов.
Слияние, обычно имеет более дружелюбные основы. С одной стороны централизация капитала и производства иногда имеет принудительный характер и является выходом из непростой ситуации: это может быть в случаях малой самостоятельностиили сложной экономической ситуацией. Платформой для процедур поглощения и слияния могут служить желания противодействующих предприятий увеличить свою силу на конкретном рынке. Полная централизация капитала, а впоследствие его концентрация определенно благоприятно влияют на максимизацию своей продукции на нужном рынке, установить полное влияние на рынке и устанавливать необходимую цену своего товара, а также минимизировать затраты на ресурсы, благодаря крупным закупкам сырья и материалов. В результате увеличения роли предприятия на рынке говорить о ценовой конкуренции бессмысленно, ее существование очень неблагоприятно и только истощает участников. Благодаря этому при использовании олигополистических структур ценовая политика конкретных предприятий не существует без определенного учета реакции на нее конкурентов.
Прочей определеной причиной, определяющей объективные аспекты для установления олигополистических структур рынка, становится научно-технический прогресс, именно с ним происходит определенное укрупнение размеров предприятий. При внедрении новых технологий и инноваций определенно расширяется технологическая концентрация производства, масштабы предприятия настолько увеличиваются и предприятие настолько укрепляет свои позиции, что говорить о приходе на рынок новых фирм простоне представляется возможным.
Рассматриваемые ограничения могут быть и с финансовыми сложностями, и с невозможностью снижения издержек производства. Таким образом, понятно, что во всех аспектах: техничеком, финансовом, экономическом подняться на необходимый уровень для осуществления конкурентной борьбы и вхождения в отрасль становится не посильной задачей. Зачастую обогащение рынка необходимыми товарами на разных уровнях: и глобальных, и локальных лучше обеспечивается при использовании ресурсов несколькими конкурирующими предприятими, чем огромным количеством предприятий с малыми объмами выпуска продукции. Кроме этого применяются общие правовые ограничения, которые защищают права предприятий, связанные с осуществлением патентного права, лицензиями. [2, с. 250]
Специфика олигополистической структуры рынка определяет характер рыночного поведения конкурирующих фирм и ценообразования. Ценообразование на олигополизированном рынке определяется разнообразием форм разного характера, но их классификация может определить четыре главных принципа: ценовая конкуренция; тайный сговор в цене; лидерство в ценах; ценовая накидка. При этом надо отметить, что всеобщая взаимозависимость и непредсказуемость в отношении конкурирующих позиций позволдяет сделать вывод, что олигополистическое ценообразование очень сложный процесс. С другой стороны, рассмотрение основных положений ценообразования при олигополии дает возможность сформулировать отправные моменты для характеристики действий участников рынка с олигополистической структурой. [3, с. 79]
1.2 Модели некорпоративного поведения олигополий
Олигопольные рынки различают по тому, действуют ли их участники-олигополисты совершенно независимо друг от друга, на свой страх и риск, или же, напротив, они вступают в сговор, который может быть явным, открытым или тайным, скрытым. В первом случае обычно говорят о некооперированной, во втором о кооперированной олигополии.
Поведение некооперирующихся олигополистов:
Модели количественной олигополии Курно и Чемберлина.
Модель Штакельберга, предполагающая асимметричное поведение олигополистов.[4, с. 111 ]
МОДЕЛЬ КУРНО
Впервые модель дуополии была предложена французским математиком, экономистом и философом Антуаном-Огюстеном Курно в 1838 г. Центральным моментом теории Курно явилось понятие равновесия на дуополистическом рынке. Под равновесным понимается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска (равновесие Курно).
Положим, что каждый дуополист (во всех отношениях идентичный сопернику) стремится к максимизации своей прибыли, исходя из предположения, что другой дуополист не будет изменять выпуска, каким бы ни был его собственный выпуск. Иными словами, примем, что предположительные вариации каждого имеют нулевую оценку.
Допустим, что обратная функция рыночного спроса линейна:
P = a - bQ, (1),
где
Q = q1 + q2. (2),
следовательно, получим
P = a - b(q1 + q2). (3)
Тогда прибыли дуополистов можно представить как разности между выручкой и затратами на выпуск каждого из них:
π1 = TR1 - cq1 = Pq1 - cq1, (4)
π2 = TR2 - cq2 = Pq2 - cq2, (5)
получим
π1 = aq1 - bq12 - bq1q2 - cq1, (6)
π2 = aq2 - bq22 - bq1q2 - cq2. (7)
Условием максимизации прибылей дуополистов будет равенство нулю первых производных уравнений (6), (7):
∂π1 /∂q1 = a - 2bq1 - bq2 - c = 0, (8)
∂π2 /∂q2 = a - 2bq2 - bq1 - c = 0. (9)
Уравнения (8), (9) могут быть переписаны так:
2bq1 + bq2 + c = a, (10)
2bq2 + bq1 + c = a. (11)
Откуда после несложных преобразований получим
q1 = (a - c)/2b - 1/2 q2, (12)
q2 = (a - c)/2b - 1/2 q1. (13)
Это и есть уравнения кривых реагирования дуополистов.
Q* = (q*1 + q*2) = 2(a - c)/3b - равновесие выпусков Курно (14)
Значение равновесной цены дуополии Курно:
P* = a - b ∙ 2(a - c)/3 = a/3 + 2c/3. (15)
Следовательно, равновесные цены и объемы выпуска дуополистов Курно одинаковы, что объясняется однородностью их продуктов (близостью товаров-субститутов) и равенством их затрат на производство. [4, с. 112]
МОДЕЛЬ ЧЕМБЕРЛИНА
Модель дуополии Чемберлина предполагает, что дуополисты не столь наивны, как в модели Курно, что они способны сделать определенные выводы из собственного опыта. Они не будут, в частности, придерживаться предположения о заданности объемов выпуска друг друга, если видят, что выпуск соперника изменяется в ответ на их собственные решения. И в конце концов они поймут, что в интересах каждого из них действовать так, чтобы их совместная прибыль была бы максимальной.
Таким образом, не вступая в сговор, они придут к желательности установления монопольной цены на свою (однородную) продукцию.
Очевидно, что общий выпуск обоих дуополистов составит
Q = 2qi = (a - c)/2b. (16)
Pm = (a + c)/2. (17)
Модели дуополии Курно и Чемберлина различаются предположениями продавцов о поведении друг друга. В модели Курно дуополисты при определении своих прибылемаксимизирующих выпусков рассматривают выпуски друг друга как некие заданные параметры, константы. В модели Чемберлина каждый дуополист исходит из предположения о том, что выпуск соперника будет меняться некоторым согласующимся с его собственными, интересами образом. Такое предположение представляется более реалистичным.