Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что в условиях нестабильности мировой финансовой системы, налоговые поступления являются главным источником формирования доходной части бюджета. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в данной отрасли, имеется ряд проблем, которые более детально будут рассмотрены в данной работе.

Исторически, во многих странах мира, налоги и весь совокупный механизм налогообложения является одним из ключевых элементов, благодаря которому обеспечивается эффективное функционирование государства в условиях рынка.

Принято считать, что весь механизм налогообложения, имеет сою нормативно-правовую основу. Как правило, речь идет о Налоговом Кодексе, в котором прописаны все тонкости и нюансы по объемам налоговых ставок, процедуре налогообложения и прочим моментам.

Объектом исследования в работе выступает налоговая система.

Предмет исследования – изучение особенностей налоговых систем в мировой экономике.

Целью данной работы является исследование текущего состояния и перспектив развития налоговой системы РФ

Задачи работы:

1.Изучить понятие и сущность налогов;

2.Исследовать налоговую систему и ее виды;

3.Выяснить характерные особенности налоговых систем мировых стран;

4.Рассмотретьспецифику налоговой системы РФ;

5.Оценить проблемы налоговой системы РФ и предложить пути их преодоления.

В работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения и анализа.

В основе написания работы периодические издания и литература, а также труды отечественных авторов по вопросам исследования особенностей налогов и налоговой системы, таких как Бондаренко Е. А., Матушкина Ю.Н. и т.д.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические особенности изучения налогов и налоговой системы

1.1. Понятие и сущность налогов

Зачастую, под налогами принято понимать денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией финансовых ресурсов в централизованные денежные фонды.


Многие ученые, в своих научных трудах, выделяют ряд основных признаков налогов, которые схематично представим на рисунке 1.1.

Рис 1.1. Признаки налогов

Согласно данных рисунка 1.1., для налогов в современных условиях хозяйствования характерны такие признаки, как:

1.Обязательность уплаты;

2.Публичность;

3.Безвозвратность и безвозмездность и т.д.

Помимо основных критериев, связанных с признаками налогов, можно выделить и определенный спектр функций, которые выполняют налоги. Данные функции отобразим схематично на рисунке 1.2.

Рис 1.2. Функции налогов

Конечно, все налоги в современных условиях хозяйствования можно разделять исходя из различных признаков классификации. В общем виде, классификация налогов отображена на рисунке 1.3.

Рис 1.3. Классификация налогов

Как можно заметить из данных рисунка 1.3, налоги классифицируют по различным признакам:

1.Способ обложения – прямые и косвенные

2.По объекту налогообложения – имущественные, стоимостные и т.д.

3.По уровню предоставления в бюджет – федеральные, региональные, местные

4.По уровню использования – общие и специальные.

Сегодня систему в систему налогообложения многих стран мира входят несколько уровней налогов:

1.Федеральный;

2.Региональный;

3.Местный налог;

В первую категорию принято относить НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др. Из этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами.

Основными же региональными и местными налогами принято считать транспортный налог, налог на имущество физических лиц, налог на игорный бизнес и т.д.

На сегодняшний день, принято выделять организационно-правовые налогообложения, к которым относят:

1) принцип справедливости, утверждающий, что каждый должен уплачивать налоги и сборы, определенные законом. При этом должен соблюдаться принцип общности и равенства налогообложения, то есть учитываться фактические возможности налогоплательщика выплачивать налоги.

2) принцип универсализации означает то, что налогам и сборам не могут быть присущи дискриминационные характеристики, которые не одинаково применимы в зависимости от политических, идеологических, этнических, конфессионных и других различий между налогоплательщиками;


3) принцип нейтральности гарантирует то, что налоги и сборы не могут нарушать единого экономического пространства и прямо или побочно не могут ограничивать перемещение товаров, работ, услуг или создавать помехи законного существования и деятельности налогоплательщиков;

4) принцип экономического обоснования предполагает, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть установлены на каком – либо ином основании;

5) принцип определенности предусматривает то, что законодательные акты формулируются так, чтобы каждый с ними знакомящийся, точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен заплатить;

6) принцип презумпции невиновности свидетельствует о том, что все непреодолимые сомнения и неясности в законодательстве по налогообложению должны трактоваться на пользу налогоплательщика.

Таким образом, становится ясно, что принципы правового государства характеризуются двойной природой, так как, по своей сути, они являются конституционно – правовыми принципами и одновременно конституционно – правовыми гарантиями. К тому же принципы правового государства выступают в качестве руководящего начала в правовом регулировании всех возможных социальных отношений, в том числе, налоговых. Законность и четко определенные основы системы налогообложения способствуют стабилизации отношений налоговой системы по отношению к бюджету и способствуют тому, что налогообложение имеет долгосрочный характер.

1.2. Бюджетно-налоговая политика и ее инструменты

На сегодняшний день, под бюджетно-налоговой политикой принято понимать совокупность мероприятий, проводимых в бюджетной сфере и направленных на реализацию финансовых функций и задач государства.

Принято считать, что бюджетно-налоговой политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетно-налоговой политики государства

Бюджетно-налоговая политика призвана выполнять определенный спектр функций, среди которых:


1.Распределительная

2.Контрольная

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества.

Вторая - контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

В зависимости от состояния экономики правительство проводит либо сдерживающую, либо стимулирующую фискальную политику. В период инфляции проводится сдерживающая политика, которая предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. В период спада осуществляется стимулирующая политика, предполагающая снижение налогов и увеличение государственных расходов.

Рис 1.4. Классификация бюджетной политики

Бюджетно-налоговая политика является ключевым звеном экономической политики государства, поскольку от качества бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния государства на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

Под субъектом бюджетно-налоговой политики практически однозначно понимаются органы государственной власти всех уровней, которые непосредственно разрабатывают, утверждают, исполняют, управляют и контролируют исполнение бюджета, а объектами бюджетной политики выступают бюджетно-налоговое законодательство, бюджетная система, бюджетный механизм.

Основополагающей целью формирования бюджетно-налоговой политики является решение экономических и социальных задач, стоящих перед государством, однако на каждом этапе развития цель бюджетной политики, её принципы и задачи конкретизируются под влиянием внутренних и внешних факторов. Бюджетно-налоговая политика реализуется по следующим направлениям:

1. снижение налогового бремени на экономику и усиление мер по налоговому администрированию, направленных на поддержку деятельности хозяйствующих субъектов;


2.разработка и реализация мер по дальнейшему совершенствованию межбюджетных отношений, увеличению доходной базы бюджетов, входящих в консолидированный бюджет;

3.увеличение объема централизованных инвестиций за счет средств Государственного бюджета;

4.принятие мер по своевременному финансированию средств на ускорение развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства;

5.оптимизация сети и штатов работников бюджетных организаций с учетом внедрения информационно-коммуникационных технологий и совершенствования механизмов нормативного планирования расходов и т.д.

К инструментам бюджетно-налоговой (фискальной) политики принято относить доходы и расходы бюджета государства (налоги, трансферты, государственные закупки), с помощью которых правительство получает возможность воздействовать на совокупные планируемые расходы.

Основным источником доходов бюджета государства являются налоги: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами, налоги и взносы на социальные нужды, налоги на имущество и прочие налоги.

Расходами федерального бюджета являются денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства. Согласно Бюджетному кодексу РФ государственные расходы по функциональному признаку группируются в разделы, отражающие направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

В соответствии с данной классификацией в состав государственных расходов принято относить расходы на общегосударственные вопросы, расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на национальную экономику, расходы на социально-культурные мероприятия и прочие расходы.

Важным направлением фискальной политики можно назвать кредитно-денежную политику.

Денежно-кредитная политика государства – совокупность мер экономического регулирования денежного обращения, целью которой является обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Инструментами денежно кредитной политики являются:

1.операции на открытом рынке;

2.интервенции на валютном рынке;

3.изменение ставки рефинансирования;