Файл: Ценовые войны в теории и на практике (Демпинг, антидемпинговая политика).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
Они на практике добавляют к стоимости товара ощутимую величину, она закладывается в марже. Но когда товар продается в ноль или минус, это не дает никакой прибыли. И для большинства крупных игроков торговля Nokia сегодня невыгодна, так как это работа в минус. Отказаться от Nokia в силу того, что многие потребители хотят ее приобретать, никто не может, но и мотивировать продавцов для этого в больших объемах бонусов за продажу также никто не будет. Как Российский офис Nokia в таких сложных условиях решает задачу рентабельности, следующим образом, например, можно не платить price protection при квартальном изменении цен на те или иные товары. Но для этого нужно обоснование. В условиях больших складских запасов изменение цены вниз способно начать продажи товара, но тем игрокам, что имеют много этих позиций, надо будет компенсировать разницу в стоимости. Чтобы этого не делать, в Nokia нашли оригинальный прием. Например, в прайс-листе присутствует модель Nokia 2700, а ее запасы у партнеров огромны, что видно по их же отчетам. Снижение цены приводит к необходимости соблюдать свои договоренности и компенсировать разницу. В Nokia поступают иначе. Цена на эту модель не снижается, а в новом прайс-листе появляется позиция Nokia 2700 Navigation, в аппарат добавляется бесплатная навигация (это программа). Вот цена на такую модификацию и становится ниже, а стоимость первого аппарата остается неизменной. Но одновременно с этим и создает все предпосылки для ценовых войн. Дистрибьюторы, имеющие большие складские запасы старых моделей, будут реализовывать их в минус вольно или невольно. Что создаст нестабильность на рынке.
В аспекте снижения стоимости Nokia крайне предсказуема и проводит такие снижения ежеквартально, примерно в одни и те же сроки. Чем и пользуется Samsung, снижая стоимость в любое время и на выбранные модели, чтобы усилить эффект их продаж. В Samsung не ограничены какими-либо диапазонами дат, подходят к рынку рационально и снижают цены только на те модели, что требуют этого, и тогда, когда это требуется.
Это самое большое последствие для Nokia от прекращения отгрузок, которое выльется в потерю доли рынка в пользу Samsung. [6, с.15]
2.3. Ценовые войны на рынке банковских услуг
В последнее время в нашей стране имеют место такие явления, как ценовые и тендерные войны, они постоянно сопровождают существование высококонкурентной рыночной экономики.
Специфической разновидностью ценовых войн являются тендерные и демпинговые войны.
Тендерные войны появляются при осуществлении торгов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Демпинговые войны могут применяться кем-то из конкурентов демпинговых цен, которые применяют тактику снижения цены значительно ниже рыночной, а иногда даже ниже уровня среднеотраслевой себестоимости продукции.
Ранее демпинговые цены имели место во внешней торговле, при вывозе товаров на мировые рынки при установлении там устойчивой позиции. Сегодня ведение демпинговых войн вошло плотно и на внутренние рынки, это имеет место при усилении как межгосударственной борьбы, так и внутренней борьбы на рынке во многих отраслях и секторах экономики. Во время сезонной продажи продукции имеют место ценовые войны, когда некоторые клиенты принимают предоставляемые скидки за сезонные распродажи.
Главным аспектом существования ценовых войн является желание укрепиться на рынке. Существование демпинговой войны приводит к удалению конкурентов с рынка и укреплению предприятия на рынке.
Ценовые войны начинаются компаниями-конкурентами достаточно обильно. В этой связи возникает необходимость поиска ответа на вопрос об их последствиях для организаторов и участников, который не может быть однозначным, так как должен быть рассмотрен с разных сторон.
Потребители от данных войн оказываются в положительной позиции, так как происходит снижение цен, это подтверждается разными примерами из мировой практики. Также можно сделать заключение о том, что ценовые войны не так уж отрицательны в условиях развитых рыночных отношений и на тех рынках, где уже определены доли и ниши компаний-конкурентов. [9]
Последствиями ценовых войн на рынке банковских услуг могут быть:
- дестабилизация рынка;
- «неэффективные» ставки;
- сокращение объемов продаж, доходов и прибылей ее участников, следовательно, уменьшение средств на развитие, внедрение инноваций и возможное снижение капитализации компаний;
- уменьшение объемов и ухудшение качества предоставляемых услуг;
- сокращение численности работающих и рост безработицы.
Основным признаком ведения ценовой войны является резкое снижение цены. Ценовая война может продолжаться до тех пор, пока цена за товар не достигнет среднеотраслевого значения производственных издержек, что означает неизбежную потерю в прибылях конкурирующих компаний. [8]
Чтобы сузить пространство возможных позиций конкурирующих предприятий, организующих ценовую войну, руководители могут осуществлять действия по ограниченидю действий, а так же организовывать мероприятия, определяющие укрепление позиции предприятия в отрасли.
К числу таких мероприятий можно отнести:
1) осуществление регулярного мониторинга цен компаний-конкурентов, их ценовой политики, стратегии и тактики, что может позволить заметить приближение ценовой войны. Регулярность этих мероприятий зависит от сроков оборачиваемости продукции и может проводиться один раз в месяц. Но во время ценовой войны эта работа должна проводиться еженедельно;
2) осуществление регулярного мониторинга цен, которые предлагают клиентаы-посредники и их действия на ценовые изменения в отрасли, возможно, тоже еженедельно;
3) обеспечение единой неизменной клиентуры и ее направленности на приобретение продукции, что может гарантировать устойчивость ее сбыта;
4) формирование отдельной ценовой политики, в зависимости от изменений сезонных предпочтений;
5) формирование различных отраслевых норм объединения компаний-конкурентов в союзы, ассоциации и прочие с целью формирования позиций конкурирующих компаний;
6) регулярное ознакомление с возможностями и направление минимизации себестоимости выпускаемой продукции. Данное направление является главным, так как ценовая война направлена на снижение цены товара и ее основу составляет определение себестоимость.
С другой стороны, предприятие часто не имеет достаточных сил для осуществления каких-то мероприятий по предотвращению ценовой войны. Очень часто руководители идут на снижение цен в соответствие с ценами конкурентов. Эти решения должны изначально быть обдуманными и к ним необходимо подходить осторожно, чтобы не началась нежелательнаяы паника у посредников.
Сегодня в нашей стране между банками почти утихли ценовые войны. При внимательном анализ можно сделать вывод, что ставки разных банков практически едины.
Стратегия следования за лидером
Политика данной стратегии позволяет на новые изделия устанавливать произвольные цены, строго соблюдая уровень цен на идентичные товары на мировом рынке. Здесь говорится о соблюдении политики цен в соответствие с установленными ценами лидирующих компаний. Цена на новое изделие может не полностью соответствовать цене компании-лидера, но в при определенных условиях, которые диктуются качественным и техническим превосходством.
При ограничении в новых изделиях фирмы по сравнению с большинством предлагаемых на рынке продуктов, тем ближе уровень цен на новые товары к ценам, определяемым лидером отрасли.
Присутствуют и другие аспекты, влияющие на причину использования цен лидера. Например, фирма позицируется как мелкий по объему продаж производитель на рынке, ей необходимо установить цены по аналогии с ценами на изделия ведущих компаний отрасли. Иначе случае крупные производители вынуждены будут объявить "войну цен" и вытеснят предприятие-аутсайдера с рынка.
Положительная сторона стратегии в том, о предприятие может концентрироваться на продуктах (работе, услугах), уже получивших признание рынка. [9]
Заключение
Оценивая значение олигополистических структур, можно сделать вывод, во-первых, необходимость формирования при условии открытой конкуренции и желания фирм к максимизации объема производства. Во-вторых, при том, что есть и положительные и отрицательные стороны существования, есть необходимость их существования. Положительным аспектом является определенные достижения научно-технического прогресса. Можно с уверенностью заявлять, что в современной экономике во многих отраслях с олигополистическими структурами есть значительные продвижения в развитии науки и техники во многих отраслях промышленности. Олигополия обладает значительными финансовыми ресурсами, определеной позицией в политических и экономических кругах общества, это определенно оказывает значительное действие на формирование доступности участвовать в реализации определенных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Малые конкурентные фирмы часто имеют небольшие финансовые средствами для реализации имеющихся разработок.
Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.
Несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, а также небольшими и средними предприятиями, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники нередко обладают только крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом для их технологической реализации. Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке. К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции. [10]