Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 607

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) в порядке перехода от конкурсного производства (ст. 146 Закона о банкротстве);

3) в связи с отменой определения об утверждении мирового соглашения либо расторжением мирового соглашения и возобновлением производства по делу о банкротстве (ст. 163, 166 Закона о банкротстве).

Внешнее управление не может быть введено в отношении финансовых и кредитных организаций (п. 1 ст. 183.17, п. 2 ст. 189.13 Закона о банкротстве); граждан, включая индивидуальных предпринимателей (ст. 213.2, 214.1 Закона о банкротстве); ликвидируемого должника (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве); отсутствующего должника (п. 1 ст. 228 Закона о банкротстве).

Срок внешнего управления не может превышать 18 месяцев. Он может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев (п. 2 ст. 93 Закона о банкротстве).

Более продолжительные сроки внешнего управления установлены для сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и градообразующих организаций.

Срок внешнего управления может быть сокращен по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего, в частности, при досрочном удовлетворении всех требований кредиторов.

Определение арбитражного суда о введении внешнего управления и о его продлении подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве).

Теперь перейдем к мировому соглашению. Хотя Закон о банкротстве не указывает на то, что мировое соглашение имеет целью восстановление платежеспособности должника, его часто рассматривают как реабилитационную процедуру. Суды отказывают в утверждении мировых соглашений, противоречащих смыслу и целям реабилитационных процедур (п. 18 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с заключением, утверждением и расторжением мировых соглашений в делах о несостоятельности (банкротстве)[39]).

Вместе с тем законодатель не ставит в качестве обязательного условия заключения мирового соглашения восстановление платежеспособности должника, указывая лишь, что данная процедура направлена на прекращение производства по делу о банкротстве. Таким образом, не исключается, что, произведя все необходимые расчеты, должник будет ликвидирован. Но, если не будет возбуждено нового дела о банкротстве, такая ликвидация будет производиться в обычном порядке.

Мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами (ст. 2 Закона о банкротстве).


Правоотношения, связанные с заключением мирового соглашения при банкротстве, регулируются гл. VIII Закона о банкротстве, а применительно к отдельным категориям должников - также нормами, определяющими особенности заключения мирового соглашения при их банкротстве (ст. 184.11, п. 9 ст. 201.1, ст. 213.31 Закона о банкротстве).

В делах о банкротстве негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, и при банкротстве кредитных организаций мировое соглашение не применяется (ст. 187.6, 189.13 Закона о банкротстве).

К мировому соглашению при банкротстве также применяются положения гражданского и арбитражного процессуального законодательства. Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (абз. 4 п. 1 ст. 156 Закона о банкротстве).

В теории существуют различные взгляды на правовую природу мирового соглашения при банкротстве. В Законе о банкротстве мировое соглашение именуется "процедурой, применяемой в деле о банкротстве к должнику" наравне с наблюдением, финансовым оздоровлением и внешним управлением. Однако мировое соглашение качественно отличается от указанных процедур, поскольку его исполнение происходит за рамками производства по делу о банкротстве. Заключение мирового соглашения возможно в период осуществления других процедур, применяемых в деле о банкротстве[40], оно не предполагает назначения специально уполномоченного на его исполнение лица - арбитражного управляющего. Мировое соглашение не имеет строго определенной материально-правовой цели - ликвидации или восстановления платежеспособности должника, для него важно достижение процессуального последствия - прекращения производства по делу[41].

Многие специалисты характеризуют мировое соглашение при банкротстве прежде всего как гражданско-правовой договор. При этом отмечается, что оно не основывается в полной мере на принципе свободы договора, поскольку решение о заключении данного соглашения принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов. То есть в данном случае воля части кредиторов, составляющих меньшинство, подчиняется воле большинства. Однако мировое соглашение имеет не только материально-правовое значение - урегулирование правоотношений должника и кредиторов, связанных с погашением денежных требований кредиторов, но и процессуально-правовое - прекращение производства по делу на основании волеизъявления сторон.


Мировые соглашения, заключаемые в процедурах банкротства, значительно отличаются от мирового соглашения в исковом производстве. Считается, что в отношениях, возникающих при заключении мирового соглашения при банкротстве, превалирует публично-правовое начало: эти отношения основываются на предусмотренном законом принуждении меньшинства кредиторов большинством, т.е. воля сторон в данном случае формируется по другим, отличным от искового производства, принципам[42]. Однако принуждение меньшинства большинством может присутствовать не только в публичных, но и в частноправовых отношениях. На этом строятся, к примеру, внутрикорпоративные отношения. Поэтому вряд ли следует считать отношения по заключению мирового соглашения при банкротстве особым видом публично-правовых отношений. Именно в силу своего равноправного положения конкурсные кредиторы решают общие для них вопросы большинством голосов. В противном случае принуждение основывалось бы на властных полномочиях отдельных субъектов.

Публично-правовые начала в мировом соглашении при банкротстве связывают также с участием в нем уполномоченных органов государства, ограниченных в возможности согласования условий погашения долгов, связанных с погашением публичных обязанностей.

В результате мировое соглашение предстает как сложное правовое образование, включающее две составляющие: гражданско-правовую сделку и соглашение с участием публичных органов[43]. Представляется, что участие уполномоченных органов не влечет за собой изменения частноправовой природы мирового соглашения при банкротстве. В теории также отмечается, что при выработке условий мирового соглашения с участием уполномоченного органа не должны учитываться нормы налогового законодательства, поскольку они имеют особую сферу применения и не распространяются на отношения, возникающие в связи с банкротством[44].

Вывод

В главе рассмотрены такие реабилитационные процедуры, как финансовое оздоровление и внешнее управление.

Финансовое оздоровление применяется по отношению к должнику для восстановления его платежеспособности и погашения задолженности (согласно графику погашения).

Специальные правила финансового оздоровления установлены для градообразующих и сельскохозяйственных организаций.

Внешнее управление представляет собой процедуру банкротства, применяемую для восстановления платежеспособности должника. От воли должника ведение и условия осуществления внешнего управления практически не зависят. При внешнем управлении происходит ограничение самостоятельности органов управления должника, поскольку текущее руководство и реализации плана внешнего управления передаются внешнему управляющему.


По общему правилу внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.

При проведении внешнего управления управляющим разрабатывается план внешнего управления, который утверждается собранием кредиторов. В этом выражается ограничение правоспособности должника.

Отмечено, что вывод об ограничении дееспособности несостоятельного должника (которая выражается в том, что меры, предусмотренные планом внешнего управления, осуществляются внешним управляющим) является спорным, поскольку ГК РФ такого основания ограничения дееспособности не предусматривает.

Кроме того в главе рассмотрено мировое соглашение, поскольку его часто относят к реабилитационным процедурам, даже несмотря на то, что в законодательстве нет указание на такую цель этой процедуры, как восстановление платежеспособности должника.

Мировое соглашение имеет целью прекращение производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Оно может применяться на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

4. Ликвидационные процедуры банкротства: понятие и признаки конкурсного производства

Процедура конкурсного производства с 1 октября 2015 г. применяется только для юридических лиц.

Легальное определение конкурсного производства дано в абз. 16 ст. 2 Закона о банкротстве: процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

По статистике конкурсное производство является наиболее распространенной процедурой банкротства.

Признаки конкурсного производства были исследованы в доктрине. Еще А.Х. Гольмстен в своих трудах называл основные и второстепенные признаки конкурса[45].

Во-первых, в качестве основного признака, характеризующего конкурс как судебную процедуру ликвидации, следует прежде всего назвать банкротство юридического лица, признаваемое арбитражным судом.

Необходимо подчеркнуть, что банкротство, выявленное даже при обычной ликвидации, также влечет введение конкурсного производства согласно ст. 224, 225 Закона о банкротстве.


Во-вторых, в качестве сущностного признака конкурса называют конкуренцию кредиторов.

На конкуренцию кредиторов в качестве основного признака конкурса указывали в свое время А.Х. Гольмстен и Г.Ф. Шершеневич. Позднее этот признак как факультативный анализируют В.А. Семеусов и А.А. Пахаруков [46].

Рассмотрим в каком порядке может быть ликвидировано несостоятельное юридическое лицо, у которого есть единственный кредитор и нужно ли в этом случае вводить процедуру конкурсного производства или ликвидация юридического лица возможна по иной процедуре.

Законодатель установил, что ликвидация юридических лиц возможна исключительно в конкурсном производстве, если юридическое лицо является банкротом (п. 6 ст. 61, абз. 2 п. 1, п. 3 ст. 65 ГК РФ). Подтверждением тому служат положения Закона о банкротстве, нормы которого применяются и в том случае, если к должнику в процедурах банкротства предъявляет требования единственный кредитор (абз. 2 п. 1 ст. 12).

Собственно понятие "конкурс" происходит именно из невозможности сполна удовлетворить требования нескольких кредиторов.

Если имущества должника оказывалось недостаточно для удовлетворения требований всех его кредиторов, то, "по римскому выражению, удовлетворение производилось в этом случае по конкурсу (concursu partes habemus)"[47].

В-третьих, характерным для конкурса является образование конкурсной массы, в состав которой включается все имущество несостоятельного должника, в том числе и полученное после открытия конкурса.

Итак, конкурсное производство - это судебная процедура ликвидации юридического лица, применяемая к должнику, признанному банкротом решением арбитражного суда, осуществляемая под его контролем в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Приведем сроки конкурсного производства.

Конкурсное производство открывается с момента признания должника банкротом решением арбитражного суда. Должнику и лицам, участвующим в деле о банкротстве, предоставляется право обжаловать вынесенное судебное решение в установленном законом порядке.

Законом о банкротстве определен срок конкурсного производства - до 6 месяцев. Срок, на который вводится процедура конкурсного производства, указывается в решении арбитражного суда о признании юридического лица банкротом и исчисляется с даты принятия такого решения, а в случае отдельного объявления резолютивной части решения - с даты такого объявления[48].