Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 610
Скачиваний: 8
Учредители (участники) должника, голосовавшие за обращение с ходатайством о финансовом оздоровлении, вправе предоставить обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности или организовать предоставление такого обеспечения.
Требования к содержанию решения об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления и перечень прилагаемых к нему документов определены в п. 4, 5 ст. 77 Закона о банкротстве. Перечень прилагаемых документов не является исчерпывающим (п. 3 ст. 79 Закона о банкротстве).
Третье лицо может заявить ходатайство о финансовом оздоровлении только с согласия должника. К ходатайству третьего лица прилагаются график погашения задолженности и документы о предлагаемом третьим лицом обеспечении исполнения должником своих обязательств (ст. 78 Закона о банкротстве).
Ходатайство о введении финансового оздоровления не позднее чем за 15 дней до даты проведения первого собрания кредиторов предоставляется временному управляющему и в арбитражный суд (п. 2 ст. 76 Закона о банкротстве). Пропуск данного срока не является препятствием для принятия решения о введении финансового оздоровления (п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"[27]).
Решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок процедуры, график погашения задолженности, а при необходимости - также план финансового оздоровления.
Закон о банкротстве допускает введение финансового оздоровления в отсутствие ходатайства об этом собрания кредиторов.
Арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления, если первым собранием кредиторов не принято решение о введении иной процедуры банкротства, а возможность отложения рассмотрения дела в пределах установленных сроков отсутствует. При этом должны соблюдаться следующие условия:
1) имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, третьего лица;
2) предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов, не менее чем на 20%;
3) график погашения задолженности предусматривает начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления;
4) погашение требований кредиторов производится ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала их удовлетворения.
Арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления вопреки решению собрания кредиторов о введении иной процедуры банкротства при наличии перечисленных условий с тем отличием, что в качестве обеспечения исполнения обязательств должника может быть предоставлена только банковская гарантия в размере, определяемом в указанном выше порядке[28].
В определении о введении финансового оздоровления указывается срок финансового оздоровления, также в него включается график погашения задолженности. При наличии обеспечения в определении о введении финансового оздоровления должны содержаться сведения о лицах, предоставивших обеспечение, его размере и способах.
График погашения задолженности - разрабатываемый в обязательном порядке документ, определяющий очередность и сроки погашения задолженности. Он утверждается собранием кредиторов, но правовое значение приобретает после включения в определение о введении финансового оздоровления.
Очередность погашения задолженности, устанавливаемая графиком погашения задолженности, должна соответствовать ст. 134 Закона о банкротстве.
График должен предусматривать погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очередей не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления (п. 3 ст. 84 Закона о банкротстве)[29].
При введении финансового оздоровления, в отсутствие решения собрания кредиторов относительно процедуры банкротства или вопреки решению о введении иной процедуры, в графике должны быть учтены особенности погашения задолженности перед кредиторами, установленные п. 2, 3 ст. 75 Закона о банкротстве.
В отсутствие обеспечения исполнения должником обязательств разрабатывается также план финансового оздоровления, утверждаемый собранием кредиторов.
В плане финансового оздоровления предусматриваются способы получения должником необходимых денежных средств для погашения долгов, а также содержится обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности[30].
Законодательство не определяет соотношение рассматриваемых документов при наличии в них противоречий. Преобладает мнение, что большую юридическую силу имеет график погашения задолженности[31].
Закон о банкротстве предусматривает возможность изменения графика погашения задолженности в двух случаях:
- при его неисполнении должником;
- если требования кредиторов, заявленные в ходе финансового оздоровления, более чем на 20% превысят размер требований, погашение которых предусмотрено графиком.
В первом случае инициатива внесения изменений исходит от учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, третьего лица, предоставившего обеспечение.
Указанные субъекты не позднее чем через 14 дней с даты, предусмотренной графиком погашения задолженности, вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении изменений в график погашения задолженности. Также они вправе погасить требования кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.
Копия ходатайства об изменении графика погашения задолженности направляется административному управляющему, который обязан созвать собрание кредиторов не позднее чем через 14 дней с даты получения ходатайства.
Во втором случае инициатива изменения графика погашения задолженности исходит от административного управляющего, который обязан при возникновении указанных в Законе о банкротстве обстоятельств созвать собрание кредиторов для принятия решения о внесении соответствующих изменений.
Собрание кредиторов может принять решение о внесении изменений и обратиться в арбитражный суд с ходатайством об их утверждении либо отказать в утверждении изменений и ходатайствовать перед арбитражным судом о досрочном прекращении финансового оздоровления.
При существенном или неоднократном нарушении сроков расчетов с кредиторами, если собрание не примет решения об изменении графика погашения задолженности и не будет ходатайствовать о прекращении финансового оздоровления, вопрос о досрочном прекращении финансового оздоровления должен быть поставлен перед собранием кредиторов административным управляющим (п. 2 ст. 87 Закона о банкротстве).
Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению (ст. 80 Закона о банкротстве). Оно может быть обжаловано по правилам раздела VI АПК РФ.
Исполнение должником обязательств по погашению задолженности может обеспечиваться залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, за исключением тех, которые прямо запрещены Законом о банкротстве либо ему противоречат (п. 1 ст. 79[32]).
Закон о банкротстве исключает возможность использования для обеспечения исполнения обязательств должника таких способов, как удержание, задаток или неустойка. Данный запрет связан со спецификой данных средств обеспечения исполнения обязательств.
Если ходатайство о введении финансового оздоровления заявлено участниками (учредителями), собственником имущества должника, исполнение обязательств может быть обеспечено любым допустимым Законом о банкротстве способом (п. 1 ст. 79).
Так, арбитражный суд признал надлежащим обеспечением предоставленное учредителем должника гарантийное письмо о погашении задолженности перед кредиторами согласно плану финансового оздоровления[33].
Специальные требования к обеспечению предусмотрены, если финансовое оздоровление вводится в отсутствие соответствующего решения собрания кредиторов. Можно выделить две ситуации:
- финансовое оздоровление вводится при наличии ходатайства учредителей (участников), третьих лиц и в отсутствие решения собрания кредиторов о введении иной процедуры банкротства;
- финансовое оздоровление вводится при наличии ходатайства собрания кредиторов о введении внешнего управления или о признании должника банкротом (п. 2, 3 ст. 75 Закона о банкротстве).
В первом случае установлены требования к минимальному размеру обеспечения - он должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.
Во втором случае устанавливается требование к минимальному размеру обеспечения, а также указывается конкретный способ обеспечения исполнения - банковская гарантия.
Законодатель предусмотрел два возможных момента предоставления обеспечения: 1) до вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления; 2) после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления. При введении финансового оздоровления, в отсутствие решения первого собрания кредиторов о выборе процедуры банкротства, а также вопреки решению первого собрания о введении другой процедуры, обеспечение должно быть предоставлено до введения финансового оздоровления[34].
Например, арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и введении конкурсного производства, несмотря на вывод временного управляющего о возможности восстановления платежеспособности должника и ходатайство о введении финансового оздоровления учредителей должника, поскольку не была предоставлена банковская гарантия[35].
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.
Теперь рассмотрим, что из себя представляет внешнее управление.
Внешнее управление - одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве в целях восстановления платежеспособности должника. Введение и условия осуществления внешнего управления практически не зависят от воли должника. При внешнем управлении существенно ограничивается самостоятельность органов управления должника, функции по текущему руководству и реализации плана внешнего управления передаются внешнему управляющему.
Считается, что при внешнем управлении правоспособность и дееспособность должника ограничиваются. Ограничение правоспособности должника проявляется в том, что при проведении внешнего управления он действует в рамках плана внешнего управления, который разрабатывается внешним управляющим и утверждается собранием кредиторов[36].
Ограничение дееспособности должника выражается в том, что меры, предусмотренные планом внешнего управления, осуществляются внешним управляющим[37]. Однако вывод об ограничении дееспособности несостоятельного должника является спорным, ГК РФ такого основания ограничения дееспособности не предусматривает. Ограничения в совершении сделок можно квалифицировать как публично-правовые последствия введения процедур несостоятельности.
Внешнее управление вводится арбитражным судом по общему правилу на основании решения собрания кредиторов[38].
При отсутствии решения собрания кредиторов внешнее управление может быть введено, если:
- первым собранием кредиторов не принято решение о применении какой-либо процедуры, нет оснований для введения финансового оздоровления, но имеются достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (п. 2 ст. 75);
- по результатам финансового оздоровления суд установит наличие возможности восстановления платежеспособности должника (п. 6 ст. 88, п. 1 ст. 92);
- в отношении градообразующей организации подано ходатайство уполномоченного государственного или муниципального органа о введении внешнего управления и предоставлено поручительство от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования (п. 1 ст. 171).
Внешнее управление также может быть введено:
1) после финансового оздоровления, если с момента введения данной процедуры прошло не более 18 месяцев (абз. 2 п. 2 ст. 92 Закона о банкротстве);