Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 626
Скачиваний: 8
Следует отметить, что отечественное законодательство о банкротстве не раскрывает понятие процедуры банкротства или процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и содержит лишь перечень названных процедур (статья 27 Закона о банкротстве).
Вывод
В первой главе исследована правовая природа процедур банкротства, которые включают в себя ограничения прав должника, и имеют направленность на соразмерное удовлетворение требований кредиторов и восстановление платежеспособности должника. Данные процедуры различаются по содержанию правовых средств и по характеру последствий их применения.
Общепринято разделять процедуры банкротства на реабилитационные и ликвидационные. Предложено дополнить классификацию процедур банкротства путем выделения процедур предупреждения банкротства, направленных на предупреждение банкротства, обеспечительных процедур банкротства, направленных на обеспечение прав и законных интересов в рамках дела о банкротстве, подготовительных процедур банкротства, направленных на подготовку к разрешению по существу вопроса о признании должника несостоятельным (банкротом), и примирительных процедур банкротства, направленных на примирение должника и кредиторов путем заключения между ними соглашения об условиях, о порядке и сроках удовлетворения требований кредиторов (мировое соглашение).
Кроме того в главе отмечено, что правоотношения и процедуры банкротства необходимо рассматривать не как возникающие и существующие только в связи и в рамках судебного дела, а как гражданско-правовой институт, по общему правилу не требующий судебного контроля и вмешательства суда (до случаев нарушения или оспаривания субъективных прав и охраняемых законом интересов в ходе банкротства).
2. Наблюдение как предварительная процедура банкротства
Процедура наблюдения не применялась в российском дореволюционном конкурсном праве и отсутствовала в Законе о банкротстве 1992 г. Наблюдение было заимствовано из законодательства о несостоятельности Франции и впервые получило закрепление в Законе о банкротстве 1998 г.
Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов[13]. Еще одна цель наблюдения, не получившая закрепления в легальном определении, - выявление временным управляющим признаков фиктивного и преднамеренного банкротства[14].
Установление в Законе о банкротстве процедуры наблюдения означало, что российский законодатель выбрал систему "единого входа" в банкротство, т.е. когда оно начинается не с ликвидационной процедуры, а с предварительной.
В юридической литературе это решение подвергается критике. В качестве существенных недостатков указанной системы ученые называют риск снижения стоимости бизнеса должника из-за задержек в период наблюдения, невозможность быстрого принятия решения в делах о несостоятельности и сохранение руководством должника своих полномочий, хотя и под наблюдением временного управляющего[15]; значительное усложнение и замедление конкурсного процесса, что оказывает негативное влияние на правовой статус конкурсных кредиторов (увеличивает их процессуальные расходы и дополнительно обременяет конкурсную массу), ибо понижает степень удовлетворения их требований[16]. В.Ф. Попондопуло также пишет о необходимости отказаться от неэффективной процедуры наблюдения, затягивающей производство по делу о банкротстве, и повысить роль процедур конкурсного производства и мирового соглашения[17].
Между тем КС РФ отметил, что процедура наблюдения позволяет сбалансировать законные интересы участников дела о банкротстве, в частности предупредить злоупотребление правами как со стороны должника, так и со стороны кредиторов[18].
Наблюдение по критерию наличия контроля со стороны арбитражного суда представляет собой судебную процедуру. Ее можно считать нейтральной процедурой, поскольку непосредственной целью проведения наблюдения не является восстановление платежеспособности должника либо его ликвидация.
А.Я. Курбатов и Е.С. Пирогова также не относят наблюдение к числу реабилитационных процедур, хотя указывают на возможность восстановления платежеспособности должника на этой стадии. По их мнению, наблюдение скорее носит предварительный характер, уточняющий истинное финансовое состояние должника[19].
В отличие от иных процедур несостоятельности наблюдение - обязательная процедура, ее введение предусмотрено Законом о банкротстве и не зависит от волеизъявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и арбитражного суда. Вместе с тем при банкротстве отдельных категорий должников (например, в отношении гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, кредитных организаций, финансовых организаций - если дело о банкротстве возбуждено временной администрацией в связи с установлением невозможности восстановления платежеспособности, - ликвидируемого и отсутствующего должников) введение процедуры наблюдения Законом о банкротстве не предусмотрено.
Сообщение о введении наблюдения подлежит обязательному опубликованию[20] временным управляющим (ст. 68). Сведения о данной процедуре также включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Наблюдение по общему правилу вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона о банкротстве. Судебное заседание по проверке обоснованности данного заявления проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 6 ст. 42).
Наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве, который согласно ст. 51 Закона не может превышать семи месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд. В п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. N 99[21] предусмотрена возможность продления семимесячного срока рассмотрения дела о банкротстве до десяти месяцев, то есть увеличение на три месяца применительно к ч. 2 ст. 152 АПК РФ.
Приведем последствия введения наблюдения.
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения согласно ст. 63 Закона о банкротстве наступают, в частности, следующие последствия:
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве.
К указанным требованиям относятся и требования, подтвержденные исполнительными документами. При рассмотрении соответствующих споров, в частности споров о признании не подлежащими исполнению исполнительных и иных документов, о признании недействительными сделок должника, влекущих преимущественное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, о привлечении руководителя должника или арбитражного управляющего к ответственности за причинение убытков, судам надлежит исходить из того, что по смыслу приведенной нормы удовлетворение должником требований отдельных кредиторов, в том числе по инициативе самого должника, противоречит положениям Закона о банкротстве.
При применении абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве судам также следует иметь в виду, что кредиторы, а также уполномоченные органы, представляющие в деле о банкротстве требования Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований по денежным обязательствам, не вправе в порядке, установленном ч. 1 ст. 8 Закона об исполнительном производстве, направлять выданные судами и другими органами исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в банк или иную кредитную организацию, в которых открыты счета должника[22];
- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в соответствии с Законом о банкротстве;
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, за исключением ряда случаев.
Приостановление исполнения исполнительного документа с даты вынесения судом определения о введении наблюдения влечет приостановление исполнительного производства в силу прямого указания закона (абз. 4 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве, п. 5 ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 96 Закона об исполнительном производстве[23]). Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов судебным приставом-исполнителем является определение суда о введении наблюдения. Вынесение самостоятельного судебного акта по данному вопросу не требуется.
В случае осуществления судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в рамках исполнительного производства, которое считается приостановленным в силу абз. 4 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве, его действия признаются судом незаконными вне рамок дела о банкротстве[24];
- не допускается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая), а также изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
- не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника. Вместе с тем на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном на дату введения наблюдения, с даты введения данной процедуры до даты введения следующей процедуры начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения наблюдения. Указанные проценты не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собрании кредиторов.
Чтобы обеспечить наступление указанных последствий (в частности, исключения возможности исполнения вне рамок дела о банкротстве требований по обязательным платежам[25], подлежащих включению в реестр требований кредиторов), арбитражный суд направляет определение о введении наблюдения в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.
Вывод
Для обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов применяется такая процедура банкротства как наблюдение. Кроме того оно позволяет временному управляющему выявлять признаки фиктивного и преднамеренного банкротства.
Поскольку при наблюдении осуществляется контроль со стороны арбитражного суда, то оно является судебной процедурой. По сути оно позволяет начать банкротство не с ликвидационной процедуры, а с предварительной.
Наблюдению присущи признаки нейтральности, т.к. к его целям не относится восстановление платежеспособности должника либо его ликвидация.
3. Реабилитационные процедуры банкротства
Исследуем сначала понятие и порядок введения финансового оздоровления.
Финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона о банкротстве).
Процедура финансового оздоровления регулируется гл. V Закона о банкротстве (ст. 76 - 92).
В отношении отдельных категорий должников (градообразующих, сельскохозяйственных организаций) установлены специальные правила финансового оздоровления (ст. 172, п. 2 ст. 178, п. 3 ст. 219 Закона о банкротстве).
Финансовое оздоровление предполагает оказание должнику финансовой помощи за счет средств учредителей (участников), а также третьих лиц, которыми могут быть и кредиторы. Помимо финансовой помощи устанавливается особый режим имущественных требований к должнику, а также ограничивается совершение сделок и иных действий, влекущих дополнительные обременения или отчуждение имущества должника[26].
Срок финансового оздоровления не может превышать 2 лет. В ходатайстве о введении финансового оздоровления могут предусматриваться более короткие сроки.
По общему правилу арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление при наличии решения первого собрания кредиторов (п. 1 ст. 75 Закона о банкротстве), принятого по ходатайству учредителей (участников) или третьих лиц.
Решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается обычно общим собранием участников должника или органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия.