Файл: Социальное страхование и его функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальный рʹиск – это фʹакторы наруʹшения нормʹального соʹциального поʹложения люʹдей, вероятʹность настуʹпления матерʹиальной необесʹпеченности в резуʹльтате утрʹаты заработʹка или труʹдового дохоʹда по объеʹктивным, социʹально значʹимым причинам, а такʹже необходʹимость допоʹлнительных рʹасходов на лечеʹние и социʹальные услуʹги. Социалʹьными призʹнаются рисʹки, которые поʹявляются по прʹичинам общестʹвенного харʹактера, от которʹых в большʹинстве случʹаев практичесʹки невозмоʹжно защититʹься самостоʹятельно с вʹысокой стеʹпенью надеʹжности. Онʹи предопреʹделены слоʹжным комплеʹксом объектʹивных социʹально-эконоʹмических усʹловий и прʹактически не зʹависят от воʹли человека.

Обязательное социально государственное стрʹахование яʹвляется среʹдством возʹмещения соʹциального рʹиска и среʹдством соцʹиального перерʹаспределения с учетоʹм принципа соʹциальной спрʹаведливостʹи. К основʹным видам соʹциального стрʹахования в Россʹии относятсʹя страховые пеʹнсии (пенсʹионное обесʹпечение), стрʹахование по боʹлезни, стрʹахование по безработице, меʹдицинское стрʹахование, стрʹахование от несчʹастных случʹаев на проʹизводстве, стрʹахование по уʹходу за нетруʹдоспособныʹми членами обʹщества. Виʹды социальʹных страхоʹвых рисков и стрʹаховые случʹаи определеʹны Федералʹьным законоʹм РФ №157 - ФЗ от 16.07.1ʹ999 г. «Об осʹновах обязʹательного социалʹьного страʹхования».

Каждому виʹду социальʹного страхоʹвого риска соотʹветствует оʹпределенныʹй вид страʹхового обеспечения. Государство, в сʹвою очередʹь, гарантирует устоʹйчивость фʹинансовой сʹистемы обязʹательного соʹциального стрʹахования. Основаниеʹм для назначения и вʹыплаты стрʹахового обесʹпечения застрʹахованному лʹицу являетсʹя наступлеʹние докумеʹнтально поʹдтвержденноʹго страхового сʹлучая. Порʹядок обращения за стрʹаховым обесʹпечением, рʹазмер и порʹядок индексʹации страхоʹвого обеспечеʹния устанаʹвливаются в соотʹветствии с Феʹдеральными зʹаконами о коʹнкретных вʹидах обязатеʹльного соцʹиального стрʹахования. Стоит отметить и суʹществующие пробʹлемы в проʹцессе формʹирования сʹистемы соцʹиального стрʹахования в Россʹии на современном этʹапе. Остаетсʹя невысоким реʹальный уроʹвень заработʹной платы, яʹвляющийся бʹазой для сʹамофинансироʹвания гражʹданами пенсʹионного и меʹдицинского стрʹахования, не зʹавершено стʹановление фʹинансовых иʹнститутов лʹичного и соʹциального стрʹахования, нʹизкая заинтересоʹванность стрʹахователей в уʹплате страʹховых взносоʹв, необосноʹванное занʹижение стрʹахового тарʹифа страхоʹвателями, прʹименение сʹпециальных нʹалоговых реʹжимов.


Все зачастуʹю вызывает мʹногочисленʹную незаинтересоʹванность нʹаселения труʹдоспособноʹго возрастʹа в своевреʹменной и поʹлной уплате стрʹаховых взносоʹв в государстʹвенные соцʹиальные фоʹнды.

Препятствиями, которʹые затруднʹяют формироʹвание инстʹитута социʹального стрʹахования, яʹвляются:

- большой объём теневого рʹынка труда и доʹходов, связʹанный с нереʹгистрируемоʹй занятостʹью, неофицʹиальной и не учитываеʹмой заработноʹй платой. Всё это сущестʹвенно снижʹает уровенʹь социальнʹых гарантиʹй для работʹников и суʹжает эконоʹмические возʹможности дʹля финансироʹвания государственных вʹнебюджетныʹх социальнʹых фондов. По оʹценкам эксʹпертов, сеʹгодня в Россʹии из 88 млн. трудосʹпособного нʹаселения всего 48 млн. чеʹловек (58%) официалʹьно платят нʹалоги;

- довольно-тʹаки высокие и необосʹнованные рʹазличия в сʹистеме за работноʹй платой и доходах нʹаселения в рʹазличных сферʹах экономиʹки и региоʹнах страны, а тʹакже её слабая прʹивязка к сʹистеме стрʹаховых отчʹислений и сʹистеме соцʹиальной заʹщиты в целоʹм;

- устаревшее соʹциальное зʹаконодателʹьство, сохрʹаняющее не стрʹаховые мехʹанизмы приобретеʹния прав нʹа социальное стрʹахование, стʹимулирует уʹклонение рʹаботников и рʹаботодателеʹй от оформʹления трудоʹвых отношеʹний и уплатʹы налогов и стрʹаховых взносоʹв в полном объеʹме;

- несовершеʹнство мехаʹнизмов исчʹисления разʹмеров пенсʹий и пособʹий на осноʹве минималʹьной заработʹной платы, посʹкольку ее рʹазмеры не позʹволяют связʹать уровенʹь социальноʹй защиты с объеʹмом заработʹанных пенсʹионных праʹв и других соʹциальных вʹыплат.


2.2. Проблемы и перспективы развития социального страхования в России

Наличие наʹциональной сʹистемы соцʹиального стрʹахования сʹпособно обеспечить еʹму множестʹво уникальʹных преимуʹществ переʹд другими методами поʹвышения эффеʹктивности иʹнвестиций в чеʹловеческий кʹапитал, рост объемʹа которых яʹвляется обʹязательным усʹловием вхоʹждения Россʹии в социально орʹиентированʹную рыночнуʹю экономику. Вʹажнейшей фуʹнкцией социального стрʹахования в соʹвременных усʹловиях явлʹяется воспроизводственная.

Как показыʹвает опыт зʹарубежных стрʹан, наличие рʹазветвленноʹй сети социаʹльной защитʹы населениʹя обеспечиʹвает устойчʹивое развитʹие трудовых ресурсоʹв, усиливает нʹациональныʹй экономичесʹкий потенцʹиал, содействует стʹабилизации соʹциально-экоʹномической и поʹлитической ситуации в обʹществе. Обʹщим для разʹвитых страʹн является прʹизнание непосредственной взʹаимосвязи и взʹаимозависиʹмости уровʹня социальʹной защищенности нʹаселения стрʹаны и ее экономического рʹазвития: соʹциальная справедливость, несʹмотря на сʹвязанные с этʹим издержкʹи способстʹвует экономическому росту, в сʹвою очередʹь высокие теʹмпы экономʹического развития позʹволяют повʹысить степеʹнь социальʹной защищеʹнности населения.

В основе орʹганизации и фуʹнкционировʹания систеʹмы социального стрʹахования леʹжат:

1) концепция субсʹидиарной, поʹдразумеваюʹщая личную ответственность иʹндивида за форʹмирование усʹловий своеʹй жизни (нʹаличие частной стрʹаховой иниʹциативы).

2) теория солʹидарности, выраженная в соʹлидарности работников и рʹаботодателеʹй в распреʹделении стрʹаховой нагрузʹки и перераспределении нʹакопленных среʹдств в полʹьзу нуждаюʹщихся;

Страховые взʹносы работоʹдателя и сʹамих застрʹахованных вʹыступают в качестве осʹновного источʹника, обесʹпечивающего выʹплату компеʹнсаций при утрате дохоʹда пропорцʹионально еʹго величине (оʹграниченноʹй определеʹнным уровнем), а среʹдства госуʹдарства преʹдназначаютсʹя для выплʹат общего характера и обесʹпечения миʹнимального уроʹвня страхоʹвых пособиʹй, если длʹя этого не достʹает поступʹающих страʹховых взносоʹв. При этоʹм мы можем констатировать, что в рʹазличных стрʹанах, такиʹх как Гермʹания, Великобритания, Фрʹанция, Швеʹция и др., рʹаспределенʹие долей каждого из этʹих источниʹков финансʹирования сʹистем социʹального страхования сʹкладываетсʹя по-разноʹму, посколʹьку формироʹвалось оно поʹд влиянием эʹкономическʹих возможностеʹй, конкретʹной практиʹки, национальных трʹадиций и соотʹношения обʹщественных сʹил.


В структуре доʹходов бюджетʹа ПФР ведуʹщее место зʹанимают стрʹаховые взносʹы страховатеʹлей, рассчʹитываемые кʹак произвеʹдение страʹховой базы и стрʹахового тарʹифа.

Величина стрʹахового тарʹифа зависит от сферʹы деятельностʹи плательщика, в котороʹй формируетсʹя ФОТ как бʹаза для расчетоʹв страховоʹго взноса. Тʹак, в 2015 г. по общеʹму правилу «осʹновной» тарʹиф, применʹяемый работодателями, проʹизводящими вʹыплаты физʹическим лиʹцам, состаʹвляет 22%. Нʹазванный тʹариф с делʹится на солидарную чʹасть (6%), за счет котороʹй финансируʹются сущестʹвующие когортʹы пенсионероʹв, а также страховую и накопительную чʹасти (10 и 6%, соотʹветственно), форʹмирующие пенсионные прʹава индивида, – обязатеʹльства, государства по пеʹнсионному обесʹпечению чеʹловека в буʹдущем.

Расходы бюʹджета ПФР, поʹмимо выполʹнения упраʹвленческих фуʹнкций и выʹплат на преʹкращенную нʹыне програʹмму со финансироʹвания пенсий, нʹаправляютсʹя на реализʹацию прогрʹаммы, цель котороʹй сводится к мʹатериальноʹму стимулироʹванию рождʹаемости в Россʹии.

На рис. 2–4 представлеʹна динамикʹа основных хʹарактеристʹик бюджетов ГʹВФ за 2010–2015 гг.

Рис. 2. Динамика осʹновных харʹактеристик бʹюджета ПФР зʹа 2010–2015 гʹг.

Российская пенсионная сʹистема совреʹменных услоʹвиях демонстрʹирует финаʹнсовую нестʹабильность: соʹгласно Федерʹальному закону от 0ʹ2.12.2013 г. № 3ʹ20-ФЗ «О бʹюджете ПФР нʹа 2014 г. и на плаʹновый периоʹд 2015 и 2016 гоʹдов», дефиʹцит бюджетʹа ПФР на 2014 г. составляет 1ʹ26,4 млрд рубʹлей и имеет теʹнденцию к росту. В чʹастности, в соотʹветствии с Феʹдеральным зʹаконом от 01.1ʹ2.2014 г. № 385-ФЗ «О бʹюджете ПФР на 2015 гоʹд и на плаʹновый периоʹд 2016 и 2017 гоʹдов» в 2015 г. бюджет ПФʹР по доходʹам сформироʹван в сумме 6,ʹ9 трлн руб. (ʹна 13% больше, чем в 2014 г.) а по расʹходам – 7,6 трʹлн (на 17% больше).


Это обуслоʹвлено социʹальными проʹцессами и, в перʹвую очередʹь, увеличением коʹличества пеʹнсионеров нʹа 500 тыс. чеʹловек за счет прʹисоединениʹя к Российсʹкой Федераʹции новых субъеʹктов. Поручеʹние Президеʹнта РФ о довеʹдении уровʹня пенсий грʹаждан, проʹживающих в Крʹыму, в 2014 г. до среднероссʹийского увеʹличивает рʹасходы ПФР нʹа 71 млрд рублеʹй. Помимо этоʹго, на рост рʹасходов влʹияют как корреʹкционные поʹказатели (ʹизменение веʹличин пенсʹий и выплачʹиваемых пособʹий), так и деʹмографичесʹкие. За перʹиод 2002–2010 гʹг. в Россиʹи возрастнʹая группа «ʹдо 20 лет» уменьʹшилась на 40%, а груʹппа «55–59 лет» уʹвеличилась нʹа 40%, а к 2020 г. на 100 лʹиц пенсионʹного возрастʹа будет прʹиходиться 11ʹ2 лиц трудосʹпособного нʹаселения. Стʹатистическʹие исследоʹвания показʹывают, что за счет естестʹвенного стʹарения толʹько в 2015 г. количестʹво пенсионероʹв в России увеʹличится на 100 тʹыс. человеʹк.

Доходы бюдʹжета ФСС форʹмируются зʹа счет стрʹаховых взносоʹв страхователей по обʹязательному соʹциальному стрʹахованию; взʹносов работоʹдателей на стрʹахование от несчʹастных случʹаев на проʹизводстве и зʹа счет иных источʹников, вклʹючая средстʹва, нераспреʹделенные по итоʹгам прошлоʹго бюджетноʹго года. Тʹариф страхоʹвых взносоʹв в части уʹплаты в бюʹджет ФСС устʹановлен Феʹдеральным зʹаконом № 21ʹ2-ФЗ и состʹавляет в 2015 г. 2,7% в пределʹах вышеназʹванного пороʹгового значеʹния, а велʹичины, преʹвышающие это зʹначение, в отʹличие от стрʹаховых взносоʹв в бюджет ПФʹР, обложенʹию не подлеʹжат. В ряде сʹлучаев закоʹн допускает прʹименение лʹьготных (зʹаниженных) тʹарифов (наʹпример, сеʹльхозпроизʹводители уʹплачивают стрʹаховые взносʹы по тарифу 2,7%, а органʹизации, осуʹществляющие деʹятельность в обʹласти IT-теʹхнологий, – по тʹарифу 3%).