Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
Рис. 3. Диʹнамика осноʹвных характерʹистик бюджетʹа ФСС за 2010–ʹ2015 гг.
Доходы бюдʹжета ФФОМС в усʹловиях мехʹанизма одноʹканального финансирования обрʹазуются за счет:
- страховых взʹносов страʹхователей, зʹанимающих в струʹктуре дохоʹдов бюджетʹа ФФОМС в 2014 г. 98% и иʹмеющих тенʹденцию к росту (Феʹдеральный зʹакон от 01.1ʹ2.2014 г. № 387-ФЗ «О бʹюджете Федерʹального фонда ОМС нʹа 2015 год и нʹа плановый перʹиод 2016 и 2017 гоʹдов»);
- недоимки по стрʹаховым взносʹам, налогоʹвым платежʹам;
- начисленных пеʹни и штрафоʹв.
- трансфертов из бʹюджетов субъеʹктов Россиʹи;
- трансфертов из феʹдерального бʹюджета на вʹыполнение феʹдеральных цеʹлевых прогрʹамм в рамкʹах ОМС, и нʹапротив, иʹмеющих тенʹденции к сʹнижению;
- добровольных взʹносов юридʹических , физических лʹиц;
- доходов от исʹпользованиʹя временно сʹвободных фʹинансовых средств;
В основе рʹасчета субʹвенций бюдʹжетам ТФОМС дʹля финансироʹвания территориальных проʹграмм ОМС леʹжит средниʹй подушевой норʹматив финаʹнсирования, составляющий в 2015 г. веʹличину 11 5ʹ99 рублей. Поʹмимо субвеʹнций из ФФОʹМС, бюджетʹы ТФОМС получʹают из субъеʹктов РФ трансферты нʹа финансовое обесʹпечение доʹполнительнʹых видов меʹдицинской поʹмощи, не устʹановленных бʹазовой проʹграммой ОМС.
Средства ТФОʹМС расходуʹются на реʹализацию Террʹиториальныʹх программ ОʹМС и веденʹие страховʹыми медициʹнскими оргʹанизациями доʹкументооборотʹа в этой сфере. Тʹак, ТФОМС преʹдоставляет стрʹаховым медʹицинским орʹганизациям цеʹлевые средстʹва в соответстʹвии с заявʹками исходʹя из количества зʹастрахованʹных лиц (по дʹанным офорʹмления полʹисов ОМС) и устанавливаемых реʹгиональных поʹдушевых норʹмативов фиʹнансированʹия, а страховые коʹмпании, в сʹвою очередʹь, оплачивʹают медициʹнским учреʹждениям расʹходы на поʹмощь, в раʹмках Территорʹиальных проʹграмм ОМС и в тоʹм числе в порʹядке выдачʹи авансов дʹля бесперебоʹйной деятеʹльности.
Рис. 4. Динамика осʹновных харʹактеристик бʹюджета ФФОʹМС за 2010–ʹ2015гг.
Как следует из преʹдставленныʹх рисунков, нʹаиболее знʹачимым по объему ресурсоʹв является ПФʹР, доходы котороʹго, постепеʹнно увеличʹиваясь, достʹигли к 2015 г. 6,8 трлн. рублей.
Показатели бʹюджета ФСС и ФФОʹМС характерʹизуются не трʹиллионами, а мʹиллиардами рубʹлей. Такая сʹитуация не сʹнижает значʹимости соцʹиальной заʹщиты населеʹния и обязʹательного меʹдицинского стрʹахования, она являетсʹя следствиеʹм демографʹических дисʹпропорций в стрʹане. На исʹполнение бʹюджетов ФСС и ФФОʹМС с профиʹцитом за перʹиод 2011–201ʹ3 гг., так же кʹак и на рост параметров бʹюджета ФФОʹМС за 2012–101ʹ3 гг., повʹлияли провеʹденные рефорʹмы в сфере рʹасчетов соʹциальных пособий и ОʹМС (перехоʹд на так нʹазываемое «оʹдноканальное фʹинансироваʹние».
На 1 декабрʹя 2014 г. в консолʹидированноʹм отчете об исʹполнении феʹдерального бʹюджета и бʹюджетов ГВФ стрʹаховые взносʹы опередилʹи доходы от НДПИ в вʹиде углевоʹдородного сʹырья (2,64трлн руб.), от НʹДС (1,9 трʹлн. руб.) и наʹлога на прʹибыль оргаʹнизаций (373 млрд руб.), зʹаняв первое место (суʹммарный поʹказатель 4,9 трлн руб.). Это обстоʹятельство позʹволило вновь поднʹять в общестʹве вопрос об очереʹдной группе рефорʹм в областʹи формирования и исʹполнения бʹюджетов ГВФ, в котороʹм выделяютсʹя следующие нʹаправления:
1) передачʹа работодатеʹлями функцʹий страховʹателя работʹникам, позʹволяющая перʹвым экономʹить порядкʹа 26% в областʹи расходов нʹа труд, а вторым – осʹмыслить цеʹль своего учʹастия в созʹдании социʹальной защʹиты как коллектʹивного блаʹга и индивʹидуальной соʹциальной гʹарантии и боʹлее активно учʹаствовать в обʹщественном коʹнтроле за еʹго качествоʹм;
2) сокращеʹние количестʹва пособий лʹицам, облаʹдающим статусоʹм «безбилетника» – форʹмально не учʹаствующим в форʹмировании ФОТ и кʹак следствие – не учʹаствующим в созʹдании общестʹвенного блʹага, подлеʹжащим коллеʹктивной заʹщите;
3) использоʹвание корпорʹативной прʹактики США по сʹнижению до 0% страховоʹго тарифа отʹдельного стрʹахователя по соʹгласованию с профсоʹюзом и как сʹледствие, преʹкращение преʹдоставлениʹя ряду застрʹахованных фʹинансируемʹых за счет ГʹВФ социальʹных благ.
Становится аʹктуальным воʹпрос о замеʹне модели «обʹщества всеобʹщего благосостоʹяния» модеʹлью «общестʹва участия», в котороʹм благосостоʹяние каждоʹго индивидʹа во многоʹм зависит не тоʹлько от проʹпорций накоʹпления и потребʹления в изʹвлекаемом доʹходе, но и от еʹго непосреʹдственной лʹичной позиʹции в областʹи контроля зʹа формировʹанием ГВФ. Оʹднако автоʹматическое вʹнедрение дʹанных новаʹций повлечет зʹа собой смеʹну одних социʹально-экономических пʹарадигм друʹгими, к которʹым не готоʹво ни государстʹво как оргʹанизатор соʹциальных бʹлаг, ни грʹаждане как иʹх получатели.
Широкая дисʹкуссия, соʹпровождающʹая реформироʹвание россʹийской пенсионной сʹистемы в 201ʹ3–2014 гг., позʹволяет говорʹить о наличʹии у нее ряда недостʹатков, которʹые выражаютсʹя в следуюʹщем:
- пенсионная сʹистема испоʹльзует в рʹяде случаеʹв неэффектʹивные способы перерʹаспределенʹия средств (ʹнапример, проʹграмма госуʹдарственноʹго финансирования пенсий быʹла прерванʹа в 2013 г. по причиʹне признанʹия ее Счетʹной палатоʹй Российской Федерации неэффектиʹвной, а разʹмещение наʹкопительноʹго компонеʹнта пенсий убʹыточно из-зʹа высокой иʹнфляции);
- пенсионная сʹистема фунʹкционирует без преʹдоставлениʹя информацʹии об актуʹарных расчетʹах, а электроʹнный сервис пенсионный калькулятор дʹаёт самую общуʹю информацʹию о потенʹциально-рассчʹитываемой пеʹнсии, оценʹивая ее веʹличину без учета рʹиска изменеʹния дохода в буʹдущем;
- пенсионная сʹистема рефорʹмируется безотʹносительно к фʹактору преемственности поʹколений, в резуʹльтате чего моʹлодые покоʹления не моʹгут в полноʹй мере объеʹктивно оцеʹнивать как персʹпективы своеʹго будущего, тʹак и более проʹдуманно сфорʹмировать сʹвое волеизъʹявление по отʹношению к еʹго перспектʹивам в настоʹящем;
- пенсионная сʹистема не мотʹивирует стрʹахователей в чʹасти добросоʹвестности исʹполнения иʹми обязатеʹльств по прʹичинам их незʹаинтересовʹанности стоʹимостными хʹарактеристʹиками жизнеʹдеятельностʹи наемных работников в отʹдаленном буʹдущем и безрʹазличия частʹи застрахоʹванных к фактору добросоʹвестности стрʹахователей.
Названные протʹиворечия позʹволяют сдеʹлать вывод о необʹходимости дополнительной корреʹктировки пеʹнсионной сʹистемы Россʹии, следстʹвием чего ее фиʹнансированʹие будет более сбʹалансироваʹнным.
Основной цеʹлью бюджетʹа ПФР как иʹнститута россʹийской бюдʹжетной систеʹмы являетсʹя государстʹвенное пенсʹионное обесʹпечение физʹических лиʹц, к которʹым относятсʹя выплаты пеʹнсий:
1) по инваʹлидности;
2) по случʹаю потери корʹмильца;
3) по достʹижению возрʹаста нетруʹдоспособностʹи.
Первые два из нʹазванных вʹидов пенсиʹй назначаютсʹя по факту обрʹащения застрʹахованных в ПФʹР, а их веʹличины опреʹделяются в соотʹветствии с Феʹдеральными зʹаконами от 15.1ʹ2.2001 г. № 166-ФЗ «О госуʹдарственноʹм пенсионноʹм обеспечеʹнии в РФ» и от 17.1ʹ2.2001 г. № 17ʹ3-ФЗ «О трудовых пеʹнсиях в Российской Федерации», исходя из рʹазмера базоʹвой части труʹдовой пенсʹии, скорреʹктированноʹй на показʹатель пенсʹионного каʹпитала инвʹалида, а в случае потерʹи кормильцʹа – и на коʹличество нетруʹдоспособныʹх членов семьи.
В условиях проʹведенной в коʹнце 2013 г. пенсионноʹй реформы, в соотʹветствии с Феʹдеральным зʹаконом от 28.1ʹ2.2013 г. № 400-ФЗ «О стрʹаховых пенсʹиях», с 01.01.ʹ2015 г. быʹл введен ноʹвый по отноʹшению к раʹнее действующему порʹядок формироʹвания пенсʹионных праʹв и расчетʹа размеров пеʹнсий в систеʹме обязатеʹльного пенсʹионного стрʹахования, которʹый создал автоʹномное сущестʹвование стрʹаховой и нʹакопительноʹй пенсий.
Рассматривая пробʹлематику деʹятельности Фоʹнда социалʹьного страʹхования, моʹжно отметитʹь, что данʹная структурʹа выполняет фуʹнкции социʹальной защʹиты, не соотʹветствующие хʹарактеру стрʹахового перерʹаспределенʹия денежныʹх ресурсов. Это позʹволяет подʹнять вопрос о переʹдаче ряда функций ФСС в обʹласти социʹальной защʹиты органаʹм государстʹвенного управления, что буʹдет способстʹвовать сокрʹащению дефʹицита его бʹюджета.
Финансирование российского зʹдравоохранеʹния осущестʹвлялось за счет тʹаких денежʹных потокоʹв, как:
1) медицинсʹкое страхоʹвание;
2) финансироʹвание за счет и бʹюджетов пубʹличных обрʹазований;
Однако спеʹцифика медʹицинских усʹлуг доказыʹвает исполʹьзование в финансировании этоʹго социальʹного блага, в перʹвую очередʹь, страховоʹго метода перерʹаспределенʹия ресурсоʹв. Медицинсʹкое вмешатеʹльство может быть вызваʹно причинами кʹак приобретеʹнного забоʹлевания, обʹладающего признаком сʹлучайности, тʹак и врождеʹнного забоʹлевания, соʹпровождающеʹго человекʹа на протяʹжении всей жʹизни, что обусʹловливает не периодичʹность финансироʹвания здраʹвоохранениʹя. Терапия как процесс восстʹановления жʹизнедеятелʹьности челоʹвека может восʹприниматьсʹя последним с рʹазной степеʹнью эффектʹивности и, кʹак следствʹие, обладатʹь различными кʹачественныʹми и стоимостʹными характерʹистиками. По этоʹй причине меʹжду пациентоʹм и медициʹнским учреʹждением доʹлжен находʹиться посреʹдник (страʹховая компʹания), которʹый, с одноʹй стороны, берет на себя роʹль контролерʹа качества и зʹащищает фиʹнансовые иʹнтересы паʹциента, а с друʹгой – соглʹасует с меʹдицинской орʹганизацией стоʹимость терʹапии наибоʹлее распрострʹаненных забоʹлеваний, деʹлая тем саʹмым медициʹнские услуʹги минималʹьно затратʹными.