Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В АНАЛИЗЕ ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «СПОРТ-ПРИНТ»
2.1. Анализ направлений деятельности организации
2.2. Системный анализ потенциала организации ООО «Спорт-принт»
3.1. Рекомендации по повышению эффективности потенциала компании
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность деятельности компаний, предлагающих свои услуги для населения, представляет собой основу для повышения уровня жизни общества и населения отдельно взятой страны в целом. По сути, именно переход членов общества на предоставление и обмен между собой результатами собственного труда, который удовлетворял бы потребности и запросы местных жителей, выступает в качестве важнейшего условия для дальнейшего процветания и совершенствования жизнедеятельности в стране и мире. Тем не менее, рассматривая процесс организации жизнедеятельности предприятия, необходимо подходить к нему с позиций системного анализа, который позволит учесть как внутренние, так и внешние факторы и ресурсы, необходимые для дальнейшего повышения эффективности организации.
Актуальность темы данной курсовой работы определена современным обновленным процессом в структуре организации маркетинговых исследований и продаж, где прежние традиционные подходы, которые основывались на патернализме и единоличии в управлении, уже обнаруживают собственную неэффективность. Кроме этого, внешняя среда многих российских организаций также характеризуется крайней изменчивостью, предлагая день ото дня новые вызовы, необходимые для своевременного и успешного преодоления. Следовательно, видится целесообразность тщательного исследования выбранной темы «Системный подход при анализе потенциала организации» для повышения эффективности деятельности отечественных предприятий на рынке услуг.
Цель исследования: исследование значимости системного подхода при анализе потенциала организации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и характеристики потенциала организации.
2. Описать системность внутренних и внешних ресурсов как показатель потенциала организации.
3. Произвести анализ потенциала организации ООО «Спорт-принт».
4. Сформулировать и предложить рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности на основе полученных в результате анализа данных.
5. Обобщить результаты исследования.
Объект исследования: потенциал организации.
Предмет исследования: системный подход при анализе потенциала организации.
Выбранная тема является достаточно разработанной в структуре отечественной и зарубежной теории менеджмента и маркетинга, а также управления организации. В качестве основополагающих трудов для исследования выбраны труды таких авторов как Л.Я. Аврашков, Д.В. Арутюнова, О.В. Бухаркова, П.С. Завьялов, которые предлагают общие концепции в вопросах анализа потенциала и эффективности функционирования предприятия. Данные источники являются академически достоверными, и данные, представленные в них, обширно используются при подготовке специалистов по направлению маркетинга и менеджмента. Кроме этого, особой значимостью обладают также труды Г.Л. Багнева, Дж. К. Лафта, М.Х. Мескона и Э.А. Смирнова, раскрывающие специфику мировой политики в управлении организациями на основе системного подхода, а также выделяющие конкретные теории, существующие в структуре управления потенциалом организации.
В качестве эмпирической базы для исследования выбрана организация ООО «Спорт-принт», осуществляющая свою деятельность на рынке спортивных товаров и услуг Московской области.
Структура данной курсовой работы определена логикой поставленной цели и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В АНАЛИЗЕ ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие и характеристики потенциала организации
Выбор стратегии развития фирмы неразрывно связан с такими понятиями стратегического управления, как потенциал фирмы и ее конкурентоспособность, как пишет об этом М.С. Мокия[1].
Согласно определению, представленному в исследовании Ю.Н. Лапыгина, потенциал фирмы представляет собой «совокупность ее возможностей по выпуску продукции и оказанию услуг и включает внутренние переменные и управленческий потенциал»[2]. Возможности организации предопределены ее ресурсами (факторами производства), находящимися в ее распоряжении. В рыночной экономике потенциал организации зависит как от внутренних факторов, так и от потребительского спроса, действий конкурентов, экономической ситуации в стране и др.
Конкурентоспособность фирмы характеризует ее способность противостоять конкурентам, вести эффективную конкурентную борьбу за рынки сбыта, как характеризует данную черту Л.А. Дробышева[3]. Конкурентоспособность фирмы является относительной характеристикой, определяемой объектом сравнения. Факторами, определяющими конкурентоспособность фирмы, являются потенциал фирмы (ресурсный и инновационный), умелый выбор стратегии, потенциал ее высшего руководства, финансовые результаты ее деятельности.
Возможности организации определяют ресурсы (факторы производства), находящиеся в ее распоряжении, как пишет об этом Д.В. Арутюнова. К ним относятся:
- технические ресурсы (производственное оборудование, сырье, материалы);
- технологические ресурсы (способы изготовления продукции);
- кадровые ресурсы (численность и квалификация кадров и др.);
- информационные ресурсы (сведения о системе и внешней среде, объемы перерабатываемой информации, ее достоверность, своевременность и т.д.);
- финансовые ресурсы (величина и использование денежных средств, финансовое состояние предприятия и др.);
- организационные ресурсы (применяемые способы принятия решений, организация системы планирования, контроля и т.д.);
- временные ресурсы (время является невосполнимым ресурсом)[4].
Е. Голубиным отмечается большая вариантность объединения различных ресурсов в единое целое, приводящее к огромному разнообразию внутреннего строения организации и их состояний. Согласно мнению данного автора, улучшая внутреннее строение, т.е. работая над совершенствованием пропорций и поддержанием сбалансированности видов используемых ресурсов, предприятие увеличивает свои возможности, организованность[5]. Потенциал организации зависит, следовательно, от внутренней среды, но сейчас в значительно большей степени он зависит от внешних условий: величины потребительского спроса, действий конкурентов, отношений с поставщиками сырья политики правительства и т.д.
К особенностям потенциала предприятия можно отнести, согласно мнению Л.Я. Аврашкова[6]:
- вероятностный характер потенциала;
- его величина определяется «слабым звеном», т.е. наименее развитой составляющей потенциала;
- изменчивость, происходящая под влиянием: изменений в качестве, пропорциях ресурсов;
- изменением условий среды, в которых действует предприятие.
Потенциал, который обеспечивает достижение целей организации в будущем, является одним из конечных продуктов стратегического управления, согласно мнению О.В. Бухарковой[7]. Со стороны «входа» этот потенциал состоит из сырьевых, финансовых и людских ресурсов, информации. Со стороны «выхода» в него включаются произведённые продукты и услуги, набор правил социального поведения, помогающий организации добиваться своих целей.
Другим конечным продуктом стратегического управления является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде, как добавляет также Дж.М. Иванцевич[8]. Это предполагает наличие способности своевременно обнаружить и правильно истолковать внешние изменения, a также и руководить ответными стратегическими действиями.
Эмпирические исследования, проведенные И.Н. Герчиковой, показали, что отраслевая структура действительно во многом определяет успех предприятия[9]. В свою очередь возможности выбора принципиальной фирменной стратегии кроются в таких областях, как явное преимущество в издержках, оперативная дифференциация производства, быстрый захват рыночных ниш. Удачный выбор стратегии менеджеров может сыграть роль в обеспечении успеха предприятия.
Гарвардская парадигма четко нацелена на рынки сбыта, как характеризует данный феномен Дж.К. Лафта[10]. Подобная ориентация стала объектом острой критики. Она совершенно игнорирует факторы успеха, которые могут содержать в себе, например, внутрифирменные структура и процессы, ресурсообеспечение или поведение персонала, который непосредственно участвует в реализации стратегии. Не учитывается ресурсная ориентация и социальные аспекты управления. Таким образом, экономически рациональный подход оставляет без внимания организационные, научно-психологические и социальные модели стратегического поведения предприятия.
В основе ресурсного подхода лежит тот очевидный факт, что каждое предприятие располагает разнообразными ресурсами, которое оно может выбирать на рынке факторов производства и комбинировать в соответствии со своими возможностями, как пишет о нем Э.А. Смирнов[11]. В этом заключена одна из сильных сторон ресурсного подхода. Если предприятие осуществляет выбор и комбинацию ресурсов лучше, быстрее, оригинальнее конкурентов, то ему гарантирован конечный рыночный успех.
На потенциал организации в отрасли воздействуют четыре фактора, как отмечается это в труде П.С. Завьялова, которые определяют уровень конкуренции[12]. Первая из них – соперничество между конкурентами в отрасли, между фирмами производящими аналогичную продукцию и продающими ее на одном и том же рынке.
Конкуренция может быть жестокой и беспощадной, а может подчиняться неписаным правилам: различные джентльменские соглашения дают возможность избежать резкого падения уровня прибыли в результате чрезмерного занижения цен, а также огромных расходов на рекламу и продвижение товара на рынке[13]. Фирмы могут конкурировать либо по какому-то одному параметру (например, ценовая конкуренция), либо по нескольким (например, обслуживание, качество продукции, условия торговли, реклама, нововведения).
Второй силой, воздействующей на отрасль, является угроза появления товаров-заменителей. Под заменителем понимается товар, отвечающий тем же потребностям, что и конкретный товар, производимый в рассматриваемой отрасли, как определяет его В.Г. Кандалинцев[14].
Третьей силой является способность покупателей диктовать свои условия. Крупные клиенты способны оказывать влияние на уровень прибыли фирм-продавцов, как считает М.Х. Мескон[15]. Покупатели могут диктовать этим фирмам свои условия, и те, в свою очередь, будут готовы снизить свои цены с тем, чтобы заключить сделку с данным клиентом.
Способность поставщиков диктовать свои условия является четвертой силой, воздействующей на отрасль, как пишет об этом А.В. Игнатьева[16]. Продавцы имеют преимущества, когда поставки данного товара так или иначе важны для покупателя, когда на рынке представлены несколько крупных фирм-поставщиков, занимающих достаточно прочные позиции и уровень конкуренции между ними невысок.
Таким образом, было определено, что под потенциалом предприятия понимается комплекс возможностей предприятия по производству и реализации продукции, который становится основой для финансовой и маркетинговой успешности организации на основе сочетания внутренних и внешних факторов. Потенциал организации испытывает постоянное давление со стороны как внешних факторов (конкуренция, наличие товаров-заменителей, требования клиентов и поставщиков), а также внутренних факторов (характеристика управленческого стиля, управление человеческими ресурсами и т.д.). Учет подобных факторов, а также сбалансированное управление ими, является условием для достижения экономической эффективности предприятия на рынке труда и сохранения его конкурентоспособности.
Системность внутренних и внешних ресурсов как показатель потенциала организации
Жизнедеятельность любого предприятия невозможна без активного вмешательства как внешней, так и внутренней среды. Данные факторы определяют характер управленческих решений, производственный процесс и результаты труда через выдвижение конкретных ресурсов и условий, обмен между внешней и внутренней средой организации. По сути, содержание деятельности того или иного предприятия выступает в виде комплекса конкретных факторов из внешней и внутренней среды[17].
Под внутренней средой организации понимается комплекс элементов, которые находятся в распоряжении управленческого аппарата, как пишет об этом З.П. Звягинцева: это его субъект и объект, то есть, другими словами, весь внутренний потенциал предприятия, который является основой для эффективности и конкурентоспособности организации[18]. С одной стороны, внутренняя среда организации является основой для успешности предприятия. С другой стороны, при неумении правильно организовать ее взаимообмен с внешней средой, внутренняя среда может стать и основной причиной для наступления банкротства предприятия.
С объективной точки зрения, внутренняя среда выступает в качестве одного из компонентов внешней среды, которую охватывает жизнедеятельность организации. В структуре внутренней среды организации происходит постоянное воздействие разнообразных факторов. Среди них наиболее значимыми являются следующие, как пишет об этом Г.Л. Багнев[19]: