Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Понятие конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I.   Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:

1. Огромное число участников рынка, никто из низ определенно не влияет на рыночную цену и объем производства. В условиях чистой конкуренции любая из многих организаций производит малые объемы товара и изменение объемов не оказывает существенного на общее предложение, или, следовательно, цену продукта[12, 13].

Таким образом, каждый субъект признает цену; конкурентная организация не имеет права устанавливать рыночную цену, но должна согласиться к ней[12, 66].

Организация работает по одной цене при выпуске любого количества товаров. Устанавливать более высокую цену, чем установленная рыночная цена, не имеет смысла[12, 14]. Покупатели не будут ничего покупать у предприятия по более высокой цене, если основной поток конкурентов продают подобный товар дешевле. С другой стороны, предприятие может продать столько товара, сколько она считает нужным, и не будет снижать цену, так как это послужит к миинимизации прибыли прибыли[13, 28].

2. Каждый продавец производит единый продукт, который полностью соответствует свойствам других продавцов. К примеру, наличие торговой марки переводит производителя в привилегированное, монопольное положение, что не является признаком свободного рынка. Вследствие стандартизации продукции нет необходимости использования для неценовой конкуренции[16, 45].

3. Препятствия для входа в рынок отсутствуют, то же относится к ситуации освобождения от рынка: нет ни законодательных, ни технологических, ни финансовых барьеров, это способствует открытию новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

4. Нет дополнительных ограничений спроса, предложения, или цены и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны.

5. Каждый продавец и покупатель имеет право получать верную и актуальную информацию о цене, объемах продукта, затратах, и спросе на рынке. Иначе, у него не возникает полной возможности сделать правильный выбор.

Нет реального рынка, который мог бы отвечать всем заявленным требованиям. Поэтому схема совершенной конкуренции зачастую имеет только теоретическое значение. Но она служит ключом к пониманию более реальных рыночных структур[13, 28].

II.       Противоположностью чистой конкуренции является чистая монополия. Монополия существует в том случае, когда при различных условиях на рынке товара есть единственный производитель - монополист, он имеет возможность удовлетворить общий спрос во всех объемах потребителей данного продукта. Отсюда следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что нет достойных альтернатив продукта. Покупатель может покупать продукт у монополиста или обходиться без него. Отсутствие близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемого продукта или услуги фирма может заниматься или нет широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши мог бы осуществлять широкую рекламу, с тем, чтобы увеличить спрос на свой товар. Возможно, тогда большее количество людей захотят приобрести их, отказавшись от путешествия. В то же время телефонной компании, являющейся единственной в небольшом городе незачем рекламировать свои услуги, так как люди имеют представления о них и знают, у кого они должны их приобретать[13, 45].


Если чистые монополисты ряда предприятий общественного пользования занимаются рекламой, то причина этого, вероятно, повышение престижа, а не увеличение доли рынка[8, 13].

На монопольном рынке спрос потребителей, с одной стороны, встречается с предложением фирмы-монополиста, с другой. Механизм взаимодействия потребителей и единственного производителя на монопольном рынке принципиально отличается от случая совершенной конкуренции.

Отдельные потребители, не имеющие возможности оказывать влияния на рыночную цену, вынуждены подстраивать свой запрос под цену, предлагаемую монополистом. Со своей стороны, монополист, способный удовлетворить общий спрос потребителей, так выбирает объем и цену, при которой товар будет полностью куплен потребителями, чтобы максимизировать свою прибыль[8, 28].

Заключение

Конкуренция является честной борьбой или противостоянием между производителями продукции, в результате победитель получает максимальную прибыль, также между потребителями при покупке продукции за наибольшую выгоду.

Конкуренция на рынке способствует действиям фирм-производителей обращать внимание на интересы покупателей, и учитывать интересы всего общества. Вообще в процессе конкуренции рынок из множества видов продукции выбирает только лишь те, которые больше всего нужны покупателям[13, 5].

С другой стороны, конкуренция заставляет фирмы-производителей бороться за повышение качества своей продукции, а также постоянно расширять ее ассортимент. Таким образом, можно сказать, что фирмам-производителям необходимо непрерываясь бороться с фирмами-конкурентами за своих потребителей на рынке сбыта с помощью повышения качества и расширения ассортимента своих товаров по оптимальным ценам. Чистая конкуренция – это идеальная модель[16, 8].

Можно сказать, что чистая (совершенная) конкуренция является такой конкуренцией, которая имеет место на определенном рынке, где работает огромное количество предприятий-производителей, которые производят однородную, стандартную продукцию. В таких условиях каждая фирма может стать участником отношений на данном рынке, то есть здесь нет контроля за формированием цен на продукцию[23, 2].

На рынке чистой конкуренции ни один продавец или же потребитель не может оказывать достаточно большого влияния на уровень рыночных цен на продукцию. Фирма-продавец не может устанавливать цену выше рыночной, так как потребители в такой ситуации могут свободно купить по данной цене любое необходимое им количество продукции. Здесь имеется в виду именно рынок какого-то определенного товара или услуги, в пример можно привести пшеницу.


Отправной точкой в теории конкуренции является работа основоположника современной экономической теории Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В дальнейшем Альфред Маршалл (1842-1924) для обоснования теории равновесия рассматривал модель совершенной конкуренции, которая характеризовалась огромным числом независимых друг от друга продавцов и покупателей, свободным доступом на рынок и отсутствием возможности оказывать влияние на рыночные цены[22, 13].

К началу ХХ века в экономической науке складывается статическая модель конкуренции и монополии как двух полярных состояний рынка, между которыми не существуют промежуточные состояния. Первой преодолеть этот разрыв попыталась Джоан Робинсон. Американский экономист Эдуард Чемберлин положил начало исследованию конкуренции как динамического по своей природе процесса[14, 18].

Существенный вклад в развитие теории конкуренции внес американский экономист Майкл Портер (1947). Он обобщил взгляды различных экономических школ и предложил собственную модель пяти конкурентных сил, которые формируют структуру отрасли.

На стыке ХХ-ХХI вв. подходы к изучению сущности и роли конкуренции воплощаются в новых концепциях стратегического менеджмента, когда разрабатывают и реализуют на практике различные способы достижения лидерства компании на рынке[16, 45].

Библиография

1. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юрист, 2017.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

3. Гуляев Г.Ю. Эволюция теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2016. – №28.

4. Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Центр, 2017.

5. Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: Дашков и Ко, 2016.

6. Портер М. Конкурения. – М.: Вильямс, 2016.

7. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М., 2017.

8. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013.

9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 2013.

10. Современные экономические теории Запада: Учебное пособие / С. Б. Авдашева, Н.О. Воскресенская, А.Т. Квасцов и др. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Финстаинформ, 2016.

11. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2017.

12. Хайек ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – № 12.